Delist.ru

Методы оценки эффективности и оптимального планирования использования инноваций в дорожных организациях (22.01.2009)

Автор: Чванов Антон Владимирович

ЧВАНОВ Антон Владимирович

Методы оценки эффективности и

оптимального планирования использования инноваций в дорожных организациях

(08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством)

Область исследования: «Управление инновациями и

инвестиционной деятельностью»

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва 2009

Работа выполнена на кафедре экономики дорожного хозяйства Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета).

Научный руководитель - доктор экономических наук,

профессор Дингес Э.В.

Официальные оппоненты - доктор экономических наук,

профессор Тихомиров Е.Ф.

- кандидат экономических наук,

доцент Малов А.С.

Ведущая организация - ФГУП «Росдорнии»

Защита состоится 24 февраля 2009 г. в 14 час. в ауд. 42 на заседании диссертационного совета ВАК РФ Д 212.126.01 Минобрнауки РФ при Московском автомобильно-дорожном институте (Государственном техническом университете) по адресу 125319, ГСП-47, Москва, Ленинградский проспект, 64, зал заседаний Ученого Совета, ауд. 42.

Справки по телефону: (495) 155-93-24

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МАДИ (ГТУ).

Отзывы на автореферат в двух экземплярах, заверенные печатью, просим направлять в адрес диссертационного совета университета. Копию отзыва просим прислать по E-mail: uchsovet@madi.ru

Автореферат разослан « __» ____________ 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Д 212.126.01

кандидат экономических наук, доцент Чириканова Е.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Одной из важных предпосылок эффективного функционирования любой дорожной организации в рыночной системе хозяйствования является оптимальное использование в ее деятельности достижений научно-технического прогресса. В общем случае оно предполагает не только осуществление таких инновационных мероприятий, которые дают наибольший экономический эффект, но и обязательное соответствие их объемов финансовым возможностям дорожной организации, а также имеющимся трудовым и материальным ресурсам.

При этом для повышения реальности выполнения планов использования инноваций в дорожном хозяйстве необходимо обязательно учитывать при их формировании факторы риска и неопределенности деятельности дорожных организаций в рыночных условиях хозяйствования.

Вместе с тем, как показал анализ, указанные требования к разработке планов освоения инноваций в дорожных организациях в настоящее время не выполняются, что приводит к недостаточно эффективному использованию выделяемых на разработку и внедрение инвестиционных мероприятий ресурсов и снижению объемов их внедрения.

Одной из причин этого являются серьезные недостатки в существующей методической базе оценки эффективности и планировании использования инноваций в дорожном хозяйстве, к основным из которых следует отнести: недоучет специфики работы дорожных организаций; нерепрезентативность применяемой системы показателей планирования инноваций как в целом по отрасли, так и по отдельным предприятиям; отсутствие дифференцированного подхода к оценке эффективности разного вида инновационных продуктов на государственных и негосударственных предприятиях; отсутствие каких-либо методических рекомендаций по оптимальному планированию использования инноваций с учетом факторов риска и неопределенности. Это и обуславливает необходимость выполнения настоящей диссертационной работы, направленной на совершенствование порядка внедрения результатов научно-технического прогресса в практику деятельности дорожных организаций.

Теоретической основой для выполнения такого исследования являются труды, в которых содержатся фундаментальные разработки по методологии оценки эффективности инвестиционных и инновационных решений в разных экономических системах, а также работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные различным вопросам инновационного проектирования в рыночной системе хозяйствования.

Существенный вклад в развитие методов оценки эффективности инновационных решений с учетом отраслевой специфики внесли работы ученых дорожников, в которых рассматриваются различные аспекты этой проблемы применительно к дорожному хозяйству.

Вместе с тем, в этих работах не нашли достаточного отражения вопросы, связанные с особенностями оценки эффективности и оптимального планирования инновационных проектов и мероприятий в дорожном хозяйстве в рыночных условиях хозяйствования, что и предопределило постановку следующей цели и задач данного исследования.

Цель диссертационной работы - разработка методических основ оценки эффективности и оптимального планирования использования инноваций в дорожных организациях с учетом факторов риска и неопределенности в условиях их деятельности.

Для достижения указанной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

проанализированы особенности оценки эффективности и планирования результатов научно-технического прогресса в дорожном хозяйстве;

определены критерий и показатели оценки эффективности внедрения инноваций в дорожных организациях;

исследованы методические особенности расчета оценки общественной и коммерческой эффективности инноваций на государственных и негосударственных дорожных предприятиях в условиях нестационарной рыночной экономики;

предложены методы расчета эффективности использования отдельных видов инноваций в дорожных организациях;

загрузка...