Delist.ru

Формирование потребительской культуры школьников как средство их социализации (21.08.2007)

Автор: Степченко Татьяна Александровна

Формирующий этап экспериментального исследования направлен на реализацию концепции формирования потребительской культуры школьников, предполагающую применение разработанной технологии в учебном процессе школы, диагностику и определение достигнутого уровня знаний, умений и навыков, личностных характеристик, способствующих социализации личности; анализ итогов проведенного исследования.

При проведении исследования учитывалось требование репрезентативности, под которым понимается свойство выборочной совокупности воспроизводить характеристики генеральной совокупности.

Основными требованиями для отбора экспериментальных и контрольных групп были типичность и возможность реализации максимально возможного числа педагогических условий, обеспечивающих эффективное функционирование разработанной модели.

Для системного и комплексного исследования компонентов сформированности потребительской культуры была разработана диагностическая программа определения уровня сформированности потребительской культуры школьников, в которую вошли критерии, показатели уровня развития потребительской культуры.

Высокому уровню усвоения потребительских знаний соответствует активное владение потребительскими знаниями, экономическая обученность, большой объем потребительских знаний, правовая грамотность в сфере поведения потребителей, системность потребительских знаний. Для определения сформированности потребительской культуры по когнитивному критерию характерно умение анализировать реальные ситуации, связанные с потребительским поведением, функции, форму, содержание товара, услуги, ее достоверность; адекватное восприятие рекламной продукции, способность к адаптации и самоизменению, развитое экономическое, аналитическое и прагматическое мышление; правовое самосознание.

Средний уровень характеризует пассивное владение потребительскими знаниями и ситуативное их применение; низкий – отсутствие у учащегося потребительских знаний.

Высокий уровень проявления второго критерия – операционного – отличается наличием умения оценивать эффективность работы, выполнять потребительские расчеты, если необходимо, с использованием компьютера. Для данного уровня характерна сформированность нравственно-этической модели потребительского поведения: навыки этичного поведения при покупке товаров и услуг, умение выбора нужной вещи из множества альтернативных, владение методами маркетингового поиска, умения осуществлять рациональный выбор товаров и услуг, планировать бюджет семьи, принимать разумные финансовые решения, навыки решения экономических задач различного типа при реализации социальных ролей.

Средний уровень характеризуется наличием отдельных умений, низкий – отсутствием потребительских умений.

Третьим критерием сформированности потребительской культуры школьников является характеристика направленности личности, ее эмоционально-волевой сферы. Для высокого уровня данного критерия характерны: соподчинение мотивов; система жизненных ценностей, ориентированная на приоритет необменного типа поведения в процессе реализации социальных выборов; развитые духовные потребности, осознание себя обладателем неотчуждаемых прав и свобод, несущей ответственность за свою жизнедеятельность, поведение, труд; ориентация на приобретение дополнительных знаний и построение программы самосовершенствования, понимание психологии потребителя, способность принимать ответственные решения в ограниченный период времени, выделять главные и второстепенные цели текущей деятельности, соизмерять цели и средства достижения результата деятельности; переживание рационального отношения к процессу товарно-денежного обмена, сформированность механизмов самоконтроля, коррекции и планирования поведения, внутренняя локализация контроля, личностный уровень усвоения как существующих, так и новых приемов и способов потребительского поведения.

Для высокого уровня характерно использование всего комплекса исследуемых качеств, для среднего – проявление этих качеств в знакомых ситуациях, для низкого – эпизодическое проявление отдельных качеств или отрицание всякой необходимости применения исследуемых качеств.

Для количественного анализа результатов каждому уровню присваивался определенный балл: высокому – 3 балла, среднему – 2 балла, низкому – 1 балл.

Представим результаты эффективности экспериментальной работы в соответствии с обоснованными критериями (таблицы 3,4,5).

Таблица 3

Динамика уровня усвоения потребительских знаний школьниками

экспериментальной и контрольной групп

Группа Уровни усвоения потребительских знаний

Высокий Средний Низкий

Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент

Младшие школьники

КГ 4,39% 5,85% 26,34% 31,22% 69,27% 62,93%

ЭГ 5,83% 16,51% 24,27% 38,35% 69,9% 45,15%

Подростки

КГ 4,76% 10,00% 58,57% 60,47% 36,7% 29,5%

ЭГ 5,66% 21,69% 56,13% 62,26% 38,15% 16,03%

Старшие школьники

КГ 3,99% 6,16% 48,18% 58,33% 47,83% 36,51%

ЭГ 8,57% 21,07% 45,56% 61,07% 46,07% 17,86%

При оценке когнитивного критерия для определения уровня усвоения понятий курса «Основы потребительской культуры» у старшеклассников были применены разноуровневые контрольные работы, тестовые задания.

Таблица 4

Сравнительные данные состояния уровня потребительских умений школьников

экспериментальных и контрольной групп

Группа Уровни сформированности потребительских умений

Высокий Средний Низкий

Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент

Младшие школьники

КГ 0,00% 6,34% 30,24% 38,05% 69,76% 55,6%

ЭГ 0,00% 13,1% 32,04% 45,63% 67,96% 41,26%

Подростки

КГ 4,29% 7,1% 35,71% 36,67% 60,00% 56,19%

ЭГ 4,72% 16,51% 33,49% 41,51% 61,79% 41,98%

загрузка...