Формирование потребительской культуры школьников как средство их социализации (21.08.2007)
Автор: Степченко Татьяна Александровна
Основными задачами экспериментальной части работы, в связи с этим, выступали следующие: констатирующее исследование психолого-педагогических условий формирования потребительской культуры школьников, выявление особенностей потребительской культуры школьников на различных возрастных этапах; опытно-экспериментальная работа по формированию потребительской культуры учащихся средних общеобразовательных школ; статистическая обработка и интерпретация полученных результатов; анализ и систематизация экспериментальных данных; соотнесение результатов констатирующей и формирующей части опытно-экспериментальной работы, формулирование выводов и практических рекомендаций по итогам опытно-экспериментальной работы. Экспериментальное исследование включало в себя этапы, представленные на рис.5. Рис. 5. Этапы проведения опытно-экспериментальной работы Уточнение логики и процедур каждого этапа опытно-экспериментальной работы было связано с основными направлениями исследования, выделенными на основе предшествующего теоретического анализа проблемы. Эти направления включали в себя изучение ключевых характеристик образовательной среды и личности школьников в преломлении к проблеме исследования: анализ педагогической среды, содержания форм и методов обучения школьников с позиции становления их потребительской культуры; изучение особенностей личности учащихся и их отношение к процессу потребления товаров и услуг на различных этапах школьного обучения от младшего к старшему школьному возрасту; разработка и экспериментальная проверка педагогических форм и методов, способствующих созданию необходимых условий формирования ценностного отношения к потреблению и социально одобряемого потребительского поведения. Все этапы опытно-экспериментальной работы были связаны между собой, логически и последовательно направлены на изучение основной проблемы исследования; они включали в себя несколько экспериментальных серий, решающих различные задачи исследования. Таблица 2 Содержательно-процессуальная схема формирующего эксперимента Экспериментальная группа Контрольная группа Дидактический уровень Диагностический уровень (Критериально обоснованные конструкты) Дидактический уровень Младший школьный возраст Межпредметная координация учебного материала Образовательная область «Технология» Личностный Содержание учебного материала Когнитивный Операционный Подростковый возраст Межпредметная координация учебного материала Образовательная область «Технология» Элективный курс «Азбука потребителя» в условиях предпрофильной подготовки Личностный Содержание учебного материала Образовательная область «Технология» Когнитивный Операционный Старший школьный возраст Межпредметная координация учебного материала Образовательная область «Технология» Элективный курс «Основы потребительской культуры» в условиях профильной школы Личностный Содержание учебного материала Когнитивный Операционный На этапе пилотажного исследования был проведен теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме. Разработаны исходные теоретические позиции, уяснены цели и установлены задачи исследования, разработана рабочая гипотеза исследования, проведен анализ образовательной среды, разработаны структура и содержание элективных курсов для предпрофильной и профильной подготовки школьников «Азбука потребителя» и «Основы потребительской культуры». Исходя из анализа учебных программ, учебников, учебно-методических пособий и на основе общих принципов и критериев отбора содержания учебного материала был разработан электронный учебно-методический комплекс, определены дидактические условия обучения учащихся. Констатирующий этап экспериментального исследования позволил определить особенности потребительской культуры школьников на различных этапах школьного обучения. |