Формирование потребительской культуры школьников как средство их социализации (21.08.2007)
Автор: Степченко Татьяна Александровна
Третья глава «Технологии формирования потребительской культуры школьников» посвящена характеристике педагогических условий, технологий обучения как классических так и инновационных, а также особенностям управления процессом формирования потребительской культуры школьников, способствующих их успешному вхождению в систему социальных отношений. В процессе формирования потребительской культуры школьников мы выделяем следующие педагогические условия: информационная наполненность пространственно-временных границ восприятия учащимися потребительского поведения (содержание), целенаправленное использование методов и форм активного обучения (деловые игры, тренинги, круглые столы, конференции, диспуты), интегративный характер изучения экономических и гражданско-правовых дисциплин, управление и организация практической деятельности. Из всего многообразия технологий обучения (предметно-ориентированные: традиционные, модульно-блочные и цельно-блочные, личностно-ориентированные, технологии развивающего обучения), мы применяли наиболее оптимальные для эффективного усвоения изучаемого материала и практико-ориентированные для закрепления знаний в практической деятельности. Среди них: теория проблемного обучения, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, М.Б. Воловича, технология развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, технология проблемно-модульного обучения, лекционно-семинарские системы разных видов, технология проектного обучения Е.Г. Каганова, Н.В. Матяш, В.Ф. Сидоренко и др., «Мозговой штурм» и др. Помимо этого использован широкий спектр методов (эвристический, метод проблемного изложения, исследовательский) и форм обучения (различные типы уроков, конференции, практикумы, семинары-диспуты, деловые игры). Но первостепенную роль в плане активизации учебно-воспитательной деятельности мы отводим инновационным мультимедийным технологиям. Обучение школьников в компьютерной среде - это не только процесс получения, интериоризации новой информации и освоения современных способов учебной деятельности. Это интеллектуальное развитие, овладение другими типами мышления, выражение мыслей новыми средствами. В недавнем прошлом перед информатикой ставилась задача развития логического и алгоритмического мышления школьников, теперь же ограниченность этой задачи стала очевидной: компьютер может быть хорошим помощником учителя в развитии образного, вербального, интуитивного мышления и других видов умственной деятельности. На основе вышеизложенного нами разработана структура электронного и мультимедийного учебника. Учебно-методический комплекс по потребительской культуре представляет собой интегративно-модульную систему учебной информации, структурированную в логике становления профессиональной компетентности будущего специалиста. Выделим условия педагогически целесообразного создания электронных учебно-методических комплексов в виде определенных уровней. Первый – низший – базовый уровень содержит основные понятия, определения предмета и иллюстрации этих понятий и определений. Составляя не более четверти от общего объема учебника, этот уровень, тем не менее, должен давать законченную целостную картину предмета. Второй – основной уровень – содержит подробное изложение всех вопросов учебной программы курса. Наконец, третий уровень включает углубленное изложение отдельных вопросов для тех пользователей, которые желают расширить свои знания по данной проблеме. Существование трех различных по сложности уровней изложения материала приводит к следующей структуре электронного учебника (рис. 3). Возможности электронного учебника мы расширили путем применения современных средств мультипликации и видеотехники в динамическом режиме, позволяющие иллюстрировать учебный материал конкретными наглядными примерами (видеолекции по учебному курсу, тесты, реализующие функции контрольного блока, справочник, таблицы, определения, глоссарий по дисциплине, а также электронную библиотеку курса, упрощенным прототипом которой является обычная хрестоматия, которая может быть дополнена аудио/видеоматериалами, образовательными Интернет-ресурсами). Учебно-методический комплекс включает также аннотацию к курсу, в которой даны краткие сведения об издании, и кому оно адресовано. Рис. 3. Структура электронного учебника Структура учебно-методического комплекса представлена на схеме (рис.4). Формирование потребительской культуры школьников представляет собой процессуальную систему. Как известно, только системы поддаются управлению. Рассматривая работы ученых С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, В.И. Бондаря, Г.Г. Габдуллина, А.В. Даринского, В.И. Звягинского, М.И.Кондакова, Ю.А. Конаржевского, В.Ю. Кричесвского, Е.И. Машбица, А.М. Моисеева, А.А. Орлова, В.П. Панасюка, К.К. Платонова, М.М. Поташника, И.А. Сасовой, В.Д. Симоненко, А.Г. Соколова, А.И. Субетто, Н.С. Сунцова, П.В. Худоминского, И.К. Шалаева, Т.И. Шамовой и др., мы обратились к трактовке понятия «управление». Все авторы в обобщенном варианте под управлением понимают процесс становления личности, его профессиональных качеств в обучении предметам, деятельности, развитии знаний, умений, навыков, всех видов мышления и др. Мы, основываясь на мнениях ученых, дали определение процессу управления формированием потребительской культуры – это совокупность последовательных действий учителя, выбранных из множества возможных, на основе информации об уровне подготовки учащихся, обеспечивающих желаемое движение системы к поставленной цели. Анализ управленческой деятельности, исходя из теории управления, предполагает выяснение уровня развития системы поэтапного подхода к ее управлению. Уровневый подход к формированию потребительской культуры школьников включает в себя четыре уровня: методологический, теоретический, методический, практический (праксеологический). Рис. 4 Структура электронного учебно-методического комплекса элективного курса «Основы потребительской культуры» 1) Методологический уровень связан с философской и экономической подготовкой школьников. Он предполагает приобщение учащихся к общефилософским знаниям, в частности, изучение законов диалектического материализма, теории развития, теории познания, понятия культуры, теории ценностей; высокую компетентность учителей в данном вопросе, их мировоззренческой позицией. Его реализация связана с наличием таких интегративных (внешних и внутренних) условий, как: - овладение культурологическим подходом к предпрофильной и профильной подготовке учащихся; - осмысление сущности теории потребительской культуры; - аксиологический подход к потребительской культуре. 2) Теоретический уровень связан с экономической и педагогической подготовкой учащихся. Он включает овладение школьниками системой экономических, потребительских и гражданско-правовых знаний – основы для осуществления успешной учебно-познавательной и профессиональной деятельности. Учитывая специфику нашего исследования, содержание теоретического уровня включает в себя знания основных понятий потребительской культуры (сущность, цели, задачи, функции, формы и т.д.), возникновение потребности в самоопределении, самосознании. Он реализовывался при наличии следующих интегративных условий: - моделировании условий и процесса управления формированием потребительской культуры; - личностно-ориентированного подхода к учащимся; - деятельностного подхода к формированию потребительской культуры школьников. 3) Методический уровень формирования потребительской культуры мы связали с разработкой технологических подходов к решению проблемы. Этот уровень включал разработку методики формирования потребительской культуры через изучение предметного материала, организацию потребительской среды, формирование устойчивой потребности в познании. Осуществлялся при наличии следующих интегративных условий: - проблемно-вариативного построения занятий; - ориентация учащихся в ценностях потребительской культуры; - структурирование и субординация потребительских знаний. 4) Практический уровень формирования потребительской культуры школьников был связан с переводом обучения в самообучение, познание в самопознание, управление в самоуправление, контроля в самоконтроль. Характеризуется сформированностью умений и навыков грамотного поведения потребителя, продуктивного общения со сверстниками и преподавателями, адекватной самооценки, умений самостоятельно ставить цель, прогнозировать результаты своей деятельности, критически оценивать достигнутые результаты. Данный уровень реализовывался при наличии следующих интегративных условий: - приобретение и использование в практической деятельности потребительских знаний и умений; - субординация ценностей потребительской культуры; - организация занятий на основе проблемно-вариативного подхода к педагогическому процессу. Процесс формирования потребительской культуры школьников предполагает постановку, обоснование, формирование, развертывание целей обучения учителем и принятие или самостоятельную постановку целей поведения потребителя со стороны учащегося. В четвертой главе «Оценка эффективности процесса формирования потребительской культуры школьников» дана общая характеристика экспериментального исследования, проведен качественный и количественный анализ данных, полученных в ходе экспериментального исследования, обозначены уровни и критерии процесса формирования потребительской культуры школьников, оптимизирована модель и дана оценка ее эффективности. Системный подход, являющийся методологической основой обоснования концепции формирования потребительской культуры школьников, определил общую стратегию проведения экспериментальной работы, а так же разработку критериев сформированности потребительской культуры школьников (таблица 1) дифференцированно по возрастам. |