Delist.ru

Формирование потребительской культуры школьников как средство их социализации (21.08.2007)

Автор: Степченко Татьяна Александровна

?????U?<

?l???0???#?

?l???0???#?

?l?0???#?

<только объективных условно общественных отношений и потребностей, диктующих основные направления деятельности, но и субъективных мотивов, интересов, ценностных ориентаций личности.

Культурологическая функция является существенным фактором формирования и развития потребительской культуры школьников. Именно культура призвана обеспечить гуманизацию, духовное развитие общества, решить его кардинальные нравственно-эстетические проблемы и тем самым воздействовать на сферу труда, познания, быта и досуга.

Культурологическая функция проявляется через социокультурную активность человека, которая выступает не только в качестве личной ценности, но и как основа эффективности педагогической деятельности.

Интегративная функция соединяет в себе: социально-экономические, научно-технические, психолого-педагогические, культурологические, профессионально-педагогические, личностно-деятельностные компоненты. Поэтому целостное формирование потребительской культуры невозможно без осуществления интеграционных процессов.

Прогностическая функция обеспечивает предвидение социально-экономических условий, в которых будет развиваться потребительское образование, новые требования к выпускнику общеобразовательной школы, к уровню социализации личности.

На культуру человека влияют многочисленные внешние и внутренние, объективные и субъективные, статические и динамические факторы. На основании классификации факторов социализации личности (А.В. Мудрик), мы считаем, что на процесс формирования потребительской культуры школьников будут оказывать наибольшее влияние следующие группы факторов.

Объективные (внешние), которые существуют независимо от воли и сознания человека (общественные отношения, условия жизнедеятельности, социальное обеспечение, окружение, микросреда, специальное образование).

Субъективные (внутренние), (особенности индивидуального сознания, осознание своих настоящих и будущих социальных ролей, морально-волевые качества личности и др.).

Все компоненты рассматриваемой системы между собой тесно взаимосвязаны и взаимозависимы и оптимальная реализация их в целостном педагогическом процессе способствует достижению результата – повышение конкурентоспособности выпускника школы, позволяющей наиболее полно реализовать себя в жизнедеятельности.

Во второй главе «Организация педагогического процесса по формированию потребительской культуры школьников» раскрываются принципы построения и критерии отбора содержания, межпредметные связи как фактор формирования основ потребительской культуры, а также потенциал предпрофильной подготовки и профильного обучения в реализации потребительского образования.

Важным для нашего исследования является вывод о необходимости организации процесса обучения, способствующего стимулированию и активизации содержания и методов обучения, заключающейся в их обращенности к личности ученика, к его жизненным (а не только учебным) интересам и потребностям, его чувствам, его собственному жизненному опыту; отборе учебного материала, дающего возможность увидеть за знаниями человека; организации единства познавательной и оценочной деятельности учащихся и учителя.

Принимая во внимание вышесказанные положения и осознавая тот факт, что принципы могут указывать только общее направление в отборе конкретного содержания материала, но не указывают, как осуществлять сам отбор, выделяются более частные основания:

соответствие содержания учебного материала уровню современной науки;

гуманистический характер содержания учебного материала;

общеобразовательное значение содержания курса для многих сфер деятельности;

применение теоретических знаний на практике;

интегративность изучаемого курса и реализация межпредметных связей;

развивающий характер учебного материала.

В соответствии с выделенными частными основаниями формирования и конструирования содержания учебного материала на основе общедидактической системы критериев отбора (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), нами для отбора содержания курса основ потребительской культуры были выделены следующие критерии:

1. Критерий высокой научной и практической значимости содержания учебного материала и целостного отражения в нем задач формирования самостоятельно и творчески мыслящего человека.

2. Критерий соответствия сложности содержания учебного материала реальным учебным возможностям школьников данного возраста.

3. Критерий соответствия объема содержания имеющемуся времени на изучение данного предмета

4. Критерий трудности учебного материала, который определяется в зависимости от его объема, структуры и возможностей учеников в его осмыслении.

Содержание учебного материала представлено в авторской программе «Основы потребительской культуры» с грифом «Рекомендовано» и учебно-методическом комплексе с грифом «Допущено» МО и науки РФ.

Проблема формирования потребительской культуры и в содержательном и в процессуальном аспектах неразрывно связана с проблемой межпредметных связей. Межпредметные связи выступают и как фактор и как средство интеграции. Межпредметные связи – это связи между основами наук учебных предметов, а точнее – между структурными элементами содержания, выраженными в понятиях, научных фактах, законах, теориях. Так как научные факты, законы, теории формируются через понятия или выражают связь между ними, то, в конечном счёте, межпредметные связи – это связи между понятиями в различных предметах.

Проблеме межпредметных связей посвящены работы П.Р. Атутова, Н.И.Бабкина, С.И. Батышева, А.П. Беляевой и др.

Нами проанализированы взаимосвязи потребительской культуры на каждой возрастной ступени как с базовыми общеобразовательными предметами, так и профильными. Установлено, что в младшем школьном возрасте эти связи незначительны и приоритетными являются уроки технологии и экономики. В подростковом возрасте усиление взаимосвязей происходит за счёт расширения предметов и акцент делается, помимо технологии, на экономике, праве, обществоведении и граждановедении. У старшеклассников возможности интеграции знаний потребительской культуры наиболее ярко проявляются с экономикой, правом, обществознанием.

Межпредметные связи являются условием повышения эффективности обучения учащихся основам потребительской культуры, влияют на качественную составляющую учебно-познавательной деятельности, мотивационную сферу личности, формируют отношение к будущей профессиональной деятельности.

Введение предпрофильного и профильного обучения на средней и старшей ступени обучения в школе является существенным инновационным решением в рамках модернизации российского образования. Основной замысел состоит в ориентации образования на индивидуализацию обучения, соединённого с процессом социализации обучающихся в реальных условиях рыночных отношений, что должно повысить конкурентоспособность выпускников общеобразовательных учреждений на рынке труда.

Теоретический анализ научных публикаций (М.И. Губанова, Л.Н. Богомолов, В.А. Орлов, С.Н. Чистякова, С.Н. Рягин и др.) позволил установить, что относительно толкования термина профильное обучение нет единого мнения, но основополагающими гносеологическими ориентирами выделяются индивидуализация и дифференциация. Проследив за полифонией толкования этих терминов (В.Э. Сафин, А.А. Кирсанов, И. Унт, Л.А. Йовайша, С.П. Баранов, Е.С. Рабунский и др.), профильное обучение можно определить как средство дифференциации обучения, позволяющее за счёт изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса, с учётом индивидуальных особенностей и способностей учащихся создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении образования.

В 2002 году была утверждена Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Под руководством д.п.н., профессора

И.Д. Чечель разработан проект системы профильного обучения старшеклассников (Т.П. Афанасьева, Н.В.Немова, Е.Е. Вяземский, Т.И. Тюляева и др.), включающий основные идеи и принципы построения современной системы профильного обучения (его цели, функции, содержание, формы учебного процесса и средства их реализации).

С целью создания условий для существенной дифференциации и индивидуализации содержания обучения старшеклассников, помимо профильных общеобразовательных предметов введены элективные курсы, обязательные для посещения учащимися по их выбору. Элективные курсы реализуются за счёт школьного компонента учебного плана.

Все элективные курсы делятся на несколько групп (В.А. Орлов): предметные, межпредметные элективные и элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план, которые в свою очередь имеют внутригрупповое деление.

Предлагаемый нами элективный курс в рамках предпрофильной подготовки школьников, «Азбука потребителя», на наш взгляд, является универсальным, так как может быть отнесён к любой выделенной группе: направлен на углубление учебного предмета, углубленное изучение отдельных разделов основного курса, быть компенсирующим курсом для классов гуманитарного и социально-экономического профиля и др., так как все мы являемся потребителями независимо от выбранного в будущем профиля обучения, жизненного пути, а, следовательно, должны быть грамотными и культурными потребителями.

Предлагаемый элективный курс имеет своё продолжение на старшей ступени школы в виде учебно-методического комплекса «Основы потребительской культуры», включающего: учебную программу, учебник, сборник дидактических материалов, методическое пособие для учителя и хрестоматию. Предлагаемый элективный курс в ходе экспериментальной работы был апробирован в классах естественно-математического профиля, социально-экономического и в непрофильных классах. Независимо от профиля обучения, также, как в рамках предпрофильной подготовки, учащиеся с интересом изучают данный предмет. Разработанный нами учебно-методический комплекс достаточно полно и основательно решает проблемы формирования безопасной социальной модели потребительского поведения, высокой мотивации достижений, морально-правовой ответственности и духовно-нравственных ценностных ориентаций учащихся.

загрузка...