Delist.ru

Формирование потребительской культуры школьников как средство их социализации (21.08.2007)

Автор: Степченко Татьяна Александровна

Наиболее эффективной в потребительском поведении является стадия апробации, когда у учащегося появляется возможность закрепить осваиваемые на занятиях новые способы поведения в своей учебной и внеучебной деятельности. Следовательно, следующий по важности выделенный нами критерий – операционный, в котором в тесной взаимосвязи находятся два равнозначных для личности показателя: сформированность нравственно-этической модели потребительского поведения и реализация основ здорового и осмысленного образа жизни, так как нравственный, морально-этический компонент способствует не только формированию нравственной и грамотной личности, но и правильной постановке и успешному решению экономических и социальных проблем в обществе.

В соответствии с выделенными критериями, показателями для каждой возрастной группы установлены соответствующие содержательные характеристики. В обобщённом виде обозначенные выше критерии представлены в таблице № 1.

Таблица 1

Критерии сформированности потребительской культуры школьников

Критерии Показатели

Личностный Направленность личности (социально одобряемые смысложизненные ориентации; развитая социальная мотивация, система личностно и социально значимых витальных и духовных потребностей)

Интеллектуальные умения и способности (критичность, самостоятельность, аналитичность мышления)

Эмоционально-волевые и морально-этические качества личности (самостоятельность, организованность, самоконтроль)

Когнитивный Экономическая обученность

Объем потребительских знаний

Правовая и экономическая грамотность в сфере поведения потребителей

Системность потребительских знаний

Операционный Сформированность нравственно-этической модели потребительского поведения

Реализация основ здорового и осмысленного образа жизни

Таким образом, о сформированности потребительской культуры можно судить на основании того, как и в какой конкретной форме реализуется на практике система личностных отношений к потреблению, направляющих личность на практическое применение норм и критериев оценки, помогающих адекватно организовать поведение и деятельность, определяющих творческое решение возникающих жизненных и профессиональных задач и проблем.

Для того чтобы представить идеал культурного потребителя и дать наиболее широкую трактовку дефиниции «потребительская культура» обратимся к её модели (рис. 1).

Рис. 1. Модель потребительской культуры

Ядром в модели выступает само понятие потребительской культуры, которое включает в себя три основных компонента: личностный (ценности, мотивы, ориентации); когнитивный (знания); операционный (опыт). Как и любой феномен, данная категория имеет своё происхождение. Источниками потребительской культуры являются: накопление и трансляция от поколения к поколению знаний, образцов, норм, ценностей наряду с внутренними инновациями (следование моде, изменение стиля жизни) и внешними заимствованиями (новые тенденции зарубежной, национальной культуры). К видам потребительской культуры относится: индивидуальная (личностная), социально-групповая и общественная, каждой из которых характерны свои сущностные характеристики.

В процессе формирования потребительской культуры школьников выделяются следующие уровни: высокий (достаточный) - это уровень продуктивно-творческой деятельности, средний (нейтральный), или эвристический и низкий (недостаточный) – репродуктивный. Переход на новый уровень означает качественный скачок в овладении знаниями, умениями и навыками потребительской культуры.

Потребительская культура, являясь подструктурой экономической и базовой культуры личности, тесно взаимосвязана с другими видами, такими как правовая, граждановедческая, технологическая, экологическая. Причём эти связи являются многокомпонентными и универсальными.

Среди социальных институтов, оказывающих наибольшее влияние на состояние потребительской культуры, выделяются государство (государственная потребительская политика), семья (первоначальные навыки потребительского поведения), образовательные учреждения (целенаправленный учебно-воспитательный процесс), масс-медиа (стихийное влияние массовой потребительской культуры) и общественные организации, отстаивающие интересы в защиту прав потребителей.

Разработанная нами концептуальная модель отвечает принципам целостности, интегративности, иерархичности, что отражает системный характер её реализации.

На основе анализа философской и психолого-педагогической литературы в исследовании обоснована необходимость системного педагогического моделирования целостного педагогического процесса формирования потребительской культуры школьников. Выявлены структурно-функциональные связи, обоснованы педагогические особенности моделирования данного процесса. Отдельные подсистемы модели имеют как самостоятельное значение и содержание, так и носят интегративный характер, раскрывая специфику внутренних взаимосвязей данной системы.

Структурно модель процесса формирования потребительской культуры школьников (рис. 2) как целостная педагогическая система представляет ряд взаимосвязанных элементов. В качестве организующих компонентов данной системы выступают: социальная востребованность готовности школьников к рациональной деятельности, адекватной современным условиям, цель обучения, процесс и его результат. В рамках моделируемого процесса реализация целеполагания начинается с определения генеральной (стратегической) цели, которой является формирование потребительской культуры школьников.

Рис. 2. Модель процесса формирования потребительской культуры школьников

Из цели вытекают конкретные задачи учебного процесса: формирование системы знаний основ потребительского поведения, умений и навыков в области защиты прав потребителей, самозащиты и отстаивании своих интересов, развитие аналитического экономического и критического мышления, толерантности и воспитание культурного потребителя, наделённого нравственными, морально-этическими качествами.

Обобщенный психолого-педагогический опыт в области конструирования принципов обучения (Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов,

Б.П. Есипов, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, В.И. Загвязинский, Л.В. Занков,

И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина, В.А. Петровский, И.С. Якиманская и др.), а также выделенные нами основные положения системного подхода к обучению школьников основам потребительской культуры позволили выделить ведущие принципы: целостности, интегративности, системности, преемственности и непрерывности.

Следующим компонентом рассматриваемой нами модели является содержание потребительской культуры, включающее три основных компонента: личностный, когнитивный и операционный.

Личностный компонент содержит социально одобряемые смысложизненные ориентации, социальную мотивацию, интеллектуальные умения и способности и эмоционально-волевые качества. Когнитивный компонент включает экономическую обученность, объём потребительских знаний, правовую грамотность в сфере поведения потребителей и системность потребительских знаний. К операционному компоненту относятся сформированность нравственно-этической модели потребительского поведения и реализация основ здорового и осмысленного образа жизни.

Содержание учебного материала по основам потребительской культуры раскрывается через педагогические технологии, приоритетными среди которых определены личностно-ориентированные, позволяющие на практике реализовать основные принципы педагогики сотрудничества. Реализация технологий развивающего обучения позволит сформировать у школьников целостный образ практической деятельности, окажет влияние на развитие познавательной, рефлексивной, прогностической функций экономического мышления. Сочетание технологии коллективной мыследеятельности и проблемного обучения обеспечит развитие познавательной, эмпатийной, прогностической и регулятивной функций аналитического мышления и окажет влияние на становление самосознания учащихся.

Благодаря современным учебным средствам и пособиям образовательные технологии значительно обогатились. Возможности современных компьютерных технологий огромны и постоянно растут. В частности, это замена классических уроков, где перенос информации занимает главное место – семинарами, групповой работой и новыми образцами обучения, к которым относятся игры, решение творческих задач и анализ проблемных ситуаций. Всё больше места в учебном процессе отводится мультимедийному подходу, виртуальным лабораториям, применению теории игр и экспертных систем.

Мультимедийные технологии дают возможность пользователю быть в постоянном взаимодействии с соответствующей информацией. Мультимедийные средства интерактивны, если существует интерактивная среда, компьютеры дают возможность ученику экспериментировать с основными концепциями. Ученик учится, используя не только объяснения учителя, но и собственный опыт, полученный с помощью мультимедийных технологий. В нашем исследовании данный аспект раскрыт через электронный и мультимедийный учебник по потребительской культуре.

Для любого процесса характерен ряд условий, в которых он протекает. В процессе формирования потребительской культуры школьников мы выделяем следующие дидактические условия (целеполагание, информационная наполненность пространственно-временных границ восприятия учащимися потребительского поведения (содержание), индивидуализация и дифференциация учебного процесса, использование методов и форм активного обучения, применение современных мультимедийных технологий, интегративный характер изучения экономических и гражданско-правовых дисциплин и организация практической деятельности).

Наряду с дидактическими условиями мы выделяем организационно-управленческие условия на основе классификации Т.И. Шамовой, П.И.Третьякова, Н.П. Капустина. К ним мы относим: возможность участия субъектов учебно-воспитательного процесса в подготовке, принятии и реализации управленческих решений; систематический учет в учебно-воспитательном процессе внутренних факторов и координация влияния внешних факторов, оказывающих влияние на процесс формирования потребительской культуры; формирование опыта нравственно-ценностного потребительского поведения, мониторинг качества потребительского образования и др.

Личность развивается и формируется в деятельности. К организационно-деятельностным условиям относятся: организация практической деятельности школьников, доступной возрасту; расширение пространства социальной реализации учащихся; организация пространства рефлексии и мыследеятельности и др.

Решая вопросы теории проектирования процесса формирования потребительской культуры школьников, как средства их социализации, мы выделяем следующие методологические функции.

Мировоззренческая функция. В ее основе лежит представление о высшем обобщенном знании, наиболее ценном в мире, о специфической форме познания человека, о его взглядах на окружающий мир и месте человека в этом мире. Данная функция определяет ценностные ориентации учащихся.

Мировоззренческая функция вызывает необходимость изучения социально-экономических, культурологических, потребительских знаний, усиления роли самосознания учащихся.

загрузка...