Формирование потребительской культуры школьников как средство их социализации (21.08.2007)
Автор: Степченко Татьяна Александровна
5. Дидактические, организационно-управленческие и организационно-деятельностные условия формирования потребительской культуры школьников способствуют реализации целей и задач потребительского образования, направленного на достижение конечного результата: - дидактическими условиями являются: информационная наполненность пространственно-временных границ восприятия учащимися потребительского поведения (содержание), использование методов и форм активного обучения, интегративный характер изучения экономических и гражданско-правовых дисциплин и организация практической деятельности; - организационно-управленческие условия предполагают: возможность участия субъектов учебно-воспитательного процесса в подготовке, принятии и реализации управленческих решений; повышение профессионального мастерства, овладение управленческими компетентностями всеми участниками процесса управления; порождение новых форм субъектных отношений; - организационно-деятельностные условия включают организацию и планирование учебно-воспитательного процесса с применением конкретных форм; организацию творческой практической деятельности; материально-техническое оснащение педагогического процесса и ресурсное обеспечение. 6. Технология формирования потребительской культуры школьников представлена взаимосвязью содержательного, процессуального и результативного аспектов социализации личности и учитывает возрастную динамику становления данного вида культуры на различных этапах школьного обучения. 7. Теоретическое обоснование содержания электронного учебно-методического комплекса «Основы потребительской культуры» для учащихся среднего и старшего звена средней общеобразовательной школы, являющегося значимым дидактическим средством, способствующим успешному вхождению школьников в систему социальных отношений, эффективному формированию качеств культурного потребителя. Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечена применением методов исследования, адекватных поставленным целям, задачам, объекту, предмету исследования; использованием объективных показателей результативности обучения; завершенностью и эффективностью экспериментальной работы; репрезентативностью процедур, достаточностью анализируемых фактических материалов; устойчивой повторяемостью фактов; внедрением в школьную практику разработанных учебно-методических материалов и их положительной оценкой секцией экономического образования Федерального экспертного совета и учителями школ. Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, заключения, библиографического списка, содержащего 420 наименований, приложения. Основное содержание работы Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются цель и задачи, формулируется гипотеза исследования, раскрываются основные этапы исследования, приводятся положения, выносимые на защиту. В первой главе «Концептуальные основы формирования потребительской культуры школьников» теоретически обосновывается концепция формирования потребительской культуры, раскрывается её структура, разрабатывается модель процесса формирования потребительской культуры школьников, способствующая адекватной социализации подрастающего поколения. В настоящее время образование утверждается в качестве одного из первостепенных факторов в решении многочисленных проблем как регионального, так и глобального характера. Современная система образования несет определенную ответственность перед обществом, обеспечивая социальный заказ, который может быть реализован в инновационных образовательных моделях и технологиях. Сложившаяся в нашей стране объективная социально-экономическая ситуация привела к необходимости разработки и проектирования инновационного образовательного направления – формирования потребительской культуры школьников с целью их успешного вхождения в систему социальных отношений. В каждой общественно-экономической формации складывается определенная система общественных и личностных ценностей, качеств, определяющих поведение культурного человека. Культурные ценности людей лежат в основе социальных норм. Наряду с нормами, огромное воздействие на поступки и стремления людей оказывают культурные идеалы данного общества. Отсутствие единообразия в поведении показывает, что по своей сущности социализация – двусторонний и сложный процесс, обусловленный взаимовлиянием биологических факторов и культуры, а также объектов и субъектов социализации. В нашем исследовании дан анализ проблем социализации личности в отечественной философии, социологии и социальной психологии (Б.Г.Ананьев, Г.М. Андреева, Н.В. Андреенкова, С.С. Батенин, И.С. Кон, П.С. Лебедев, А.В. Мудрик, Б.Ф. Парыгин и др.). Социализация как педагогическая категория рассмотрена с позиции исследований И.Ф. Исаева, А.И.Мищенко, В.А. Сластёнина, В.И. Смирнова, Е.И. Шиянова и др. Исходя из того, что социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности, она является одной из первостепенных целей образования подрастающего поколения. Социализация и социальное развитие рассматриваются как две равноправные составные части единого процесса вхождения человека в мир культуры и социальных отношений. Социализацию понимают как процесс, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную группу или общность, формирование его как представителя определённой группы, носителя её норм, ценностей, ориентаций (И.В.Дубровина, М.Р. Битянова, И.А. Зимняя, Л.А. Петровская, Д.И. Фельдштейн и др.). Социализация преимущественно направлена на формирование не индивидуально-неповторимых, а типическо-групповых свойств и способностей человека. В контексте формирования потребительской культуры школьников мы понимаем социализацию как процесс и результат освоения знаний, развитие умений, качеств личности, системы ценностных представлений о взаимосвязях явлений экономической и социальной жизни, опыта и нравственно-ценностной мотивации деятельности, позволяющих личности самоопределиться и самореализоваться в деятельности, адаптироваться и интегрироваться в существующие и прогнозируемые социально-экономические условия с учётом морально-нравственных установок общества. Для выяснения сущности термина «потребительская культура» нами проанализировано понятие «культура» применительно к социуму (А.И. Арнольдов, Э.А. Баллер, А.В. Вехов, С.Н. Глазычев, Г.Г. Карпов, Л.Н. Коган, В.М. Межуев, В.С. Семенов, В.К. Скатерщиков и др.), экономическая и правовая культура учащихся (А.Д. Бойко, Г.П. Давыдов, Г.И. Демченко, С.А.Завражин, С.П. Казаков, Л.П. Кураков, А.Ф. Никитин, Л.Н. Пономарев, В.Д. Попов, В.К. Розов, Г.С. Сапаргалиев, И.А. Сасова, Н.Г. Суворова, Н.Г.Тарас, В.П. Чичканов и др.). Потребительская культура, по нашему мнению, – это ценностно-опосредованное потребительское поведение, основанное на исторически сложившемся уровне потребностей человека, умение и возможность разумно удовлетворять эти потребности. Культура повышает самосознание человека и помогает ему понять, какие поведенческие паттерны воспринимаются обществом как приемлемые. Изменить усвоенные человеком в юности нормы весьма трудно. Стихийное распространение массовой потребительской культуры может вызвать, а часто и вызывает деформацию практически всех институтов и механизмов социализации. Снижение воспитательной функции школы в условиях доминирования утилитарно-гедонистических установок потребительской культуры (активно транслируемых масс-медиа) может привести к возрастанию девиаций в поведении учащихся. В условиях командной экономики модель потребительского поведения была иной, не существовало государственной потребительской политики, и, соответственно, органов, занимающихся защитой прав потребителей. В настоящее время в России действует законодательство о «Защите прав потребителей», соответствующее международным стандартам. Понятие «потребительская политика» (консъюмеристская политика) сегодня стало уже широко употребляемым в России. Развивающиеся рыночные отношения и демократизация отношений актуализируют внимание к этой проблеме. Осознание россиянами прав и свобод, в том числе прав потребителя, организация потребительского образования и просвещения населения, осуществляемое государственными и общественными институтами по защите прав потребителей, подготовили базу для его появления. Целостное исследование проблемы нами представлено посредством обращения к современным научным подходам, через призму которых раскрывается теоретико-методологическое обоснование содержания потребительской культуры: историческому, философскому, междисциплинарному, аксиологическому, личностно-деятельностному, культурологическому. Потребительская культура школьников как педагогическая категория предполагает специально организованный процесс становления ценностно-нормативных, ментальных, поведенческих характеристик личности в области потребления товаров и услуг с помощью дидактических средств. Необходимым условием эффективности формирования потребительской культуры в образовательном процессе является преемственность. Проблемы преемственности содержания учебно-воспитательного процесса школы рассматривались в работах Г.Ф. Дорофеева, Ш.И. Ганелина, М.Н. Лебедевой и др.; между дошкольной подготовкой и начальной школой - в работах Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, В.Т. Кудрявцева; между начальной школой и основной, между средней школой и вузом – в трудах Г.Н. Александрова, О.В. Кузнецова, Ю.А. Кустова, С.М. Годника и др; преемственность и непрерывность профессионального образования – в исследованиях А.М. Новикова. Предложенная нами реализация принципа преемственности в формировании потребительской культуры школьников учитывает основные научные и методические разработки - Н.В. Андреева, Т.Е. Елкина, О.Н. Есина, М.Г.Захарова, И.И. Нагуманова, И.А. Сасова, В.Д. Симоненко, и реализуется тремя основными этапами. В начальной школе закладываются элементарные экономические знания, первоначальные умения и навыки, воспитательные основы культуры потребления в системе экономического и технологического образования младших школьников. В подростковом возрасте, в рамках предпрофильной подготовки, через реализацию элективного курса «Азбука потребителя» с применением активных форм и методов обучения закладываются основы потребительской культуры. В старшем школьном возрасте, в процессе профильного обучения, учащиеся вовлечены в активную деятельность по формированию потребительской культуры, мировоззрения, качеств культурного потребителя, изучая элективный курс «Основы потребительской культуры». Организация потребительского образования в школе имеет свои особенности: во-первых, учащиеся – восприимчивая в силу психовозрастных особенностей часть населения к получению новых знаний, в том числе и необходимых для потребителя; во-вторых, школьники, особенно подросткового, старшего школьного возраста стремятся к вступлению в самостоятельную жизнь, что объясняет практический интерес к потребительскому образованию, к выработке навыков и умений ориентирования на рынке; в-третьих, проводится активная работа по подготовке и переподготовке учителей, способных решить эту новую для России задачу. Курсы по основам потребительских знаний в настоящее время изучаются во многих регионах страны, и с каждым годом множится число старшеклассников, желающих стать грамотными потребителями. Свидетельством этому является ежегодное проведение Всероссийских конкурсов и олимпиад по основам предпринимательства и потребительских знаний. В 2007 году состоялась шестая Всероссийская олимпиада. Анализ отечественной и зарубежной литературы позволил нам выделить основные принципы потребительского образования. К ним относятся: преемственность и непрерывность, целостность и динамичность, учет возрастных особенностей, учет национальной специфики, сочетание учебных и внеучебных форм обучения и воспитания. Установив сущность потребительской культуры, определив дефиницию потребительской культуры как педагогической категории, мы выявили критерии и показатели сформированности потребительской культуры школьников. Под критериями сформированности потребительской культуры школьников понимается совокупность объективных и субъективных показателей, дающих качественную характеристику её состояния, опираясь на которые можно выявить её существенные свойства и меру проявления в деятельности. В процессе формирования потребительской культуры учащиеся призваны изучать не объект, а прежде всего себя самого, должны осваивать свой мир, формировать свою жизненную позицию. Помимо этого, психологическим фундаментом личности будущего профессионала в любой области человеческой деятельности, в том числе и экономической, выступают такие базовые характеристики, как личностная направленность и компетентность. В этой связи на первый план выступает личностный критерий. Он включает в себя следующие показатели: направленность личности (социально одобряемые смысложизненные ориентации; развитая социальная мотивация, система личностно и социально-значимых витальных и духовных потребностей); интеллектуальные умения и способности (критичность, самостоятельность, аналитичность мышления) и эмоционально-волевые и морально-этические качества личности (самостоятельность, организованность, самоконтроль). В процессе формирования основ потребительской культуры у учащихся развивается потребность в самоизменении, заинтересованность в знаниях-трансформациях, психологических знаниях, знаниях-инструменте, которые позволяют обрести и построить свою деятельность, её изменение и развитие. Поэтому вторым значимым критерием мы выделяем когнитивный. Для когнитивного критерия характерны следующие показатели: экономическая обученность, объём потребительских знаний, правовая грамотность в сфере поведения потребителей и системность потребительских знаний. |