Delist.ru

Формирование потребительской культуры школьников как средство их социализации (21.08.2007)

Автор: Степченко Татьяна Александровна

А.Д. Сазонов, И.А. Сасова, В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых, С.Н. Чистякова и др.; научные теории отечественных и зарубежных учёных в области потребительского поведения (И.В.Алёшина, Д. Блэкуэлл, В.И.Ильин, Ф. Котлер, А.А.Козырев, П. Миниард, Л.И. Ростовцева, М.Р.Соломон, Дж.Энджел и др.).

На технологическом и методическом уровне: основные положения концепций о психолого-педагогических основах учебно-познавательной деятельности (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин); формирования и развития личности в процессе обучения (Л.И. Божович,

А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Т.М. Ратанова, Д.И.Фельдштейн и др.), содержании образования (В.В. Краевский, В.С.Леднев, И.Я. Лернер, М.Н.Скаткин, И.С. Якиманская).

Методы исследования.

Решение поставленных задач и проверка выдвинутой гипотезы осуществлялась с помощью комплекса методов: теоретических (аналитико-синтетического, сравнительно-сопоставительного, абстрагирования, формализации, аналогии, индуктивно-дедуктивного, моделирования); эмпирических (опроса, наблюдения, тестирования, педагогического эксперимента); математических методов (статистическая обработка данных, графическое представление результатов исследования и др.).

Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в средних школах № 3, 8, 9, 19, 33, 56, 64, в 9-11 классах лицея №1 г. Брянска, а также в сельских школах Выгоничского, Карачевского, Новозыбковского, Погарского и других районов Брянской области; гимназии

№ 2 г. Орска, гимназии № 19 г. Калуги, СОШ № 5 г. Читы и СОШ №3 г. Комсомольска-на-Амуре в сотрудничестве с краевыми (областными, городскими, районными) управлениями и отделами образования.

Общий объем выборки учащихся составляет 1389 человек, в т.ч. 150 учителей школ и слушателей институтов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Этапы исследования:

1 этап (1994-1996 гг.) – изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования, сбор и накопление эмпирического материала. Выявление степени разработанности проблемы формирования потребительской культуры в педагогической, психологической, социологической, экономической и правовой литературе; изучение опыта отечественной и зарубежной педагогической практики в данном направлении.

2 этап (1996-2000 гг.) – проведение теоретической и опытно-экспериментальной работы по проблеме формирования потребительской культуры и становления экономико-правовой ментальности у учащихся общеобразовательных школ, построение общей гипотезы исследования, определение задач и программы действий. Разработка методики и программы эксперимента; проведение констатирующего эксперимента.

3 этап (2000-2004 гг.) – расширение теоретической и практической базы опытно-экспериментальной работы, апробация экспериментальных материалов, конструирование концептуальной модели формирования потребительской культуры школьников, разработка концепции «потребительская культура».

4 этап (2004-2006 гг.) – формулирование и уточнение выводов теоретической и экспериментальной работы; систематизация материалов, продолжение педагогического эксперимента, в ходе которого подвергались корректировке основные компоненты, осуществлялось обобщение и систематизация результатов исследования. Проводилась их статистическая обработка, формулировались выводы по исследованию; подготовка монографий, апробация через участие в научных конференциях и семинарах различного уровня, оформление докторской диссертации.

Научная новизна исследования:

Впервые дано теоретико - методическое обоснование целостной концепции формирования потребительской культуры школьников, в которой представлена система проектирования потребительского образования школьников, включающая понятийный аппарат, принципы отбора содержания учебного материала и дидактическое оснащение.

На основе системного подхода обоснована, спроектирована и внедрена модель процесса формирования потребительской культуры школьников, включающая структурные блоки её реализации, позволяющая сочетать различные виды познавательной деятельности учащихся, традиционные и современные подходы к обучению и способствующая успешной социализации личности.

Предложена педагогическая технология формирования потребительской культуры школьников, обеспечивающая эффективность усвоения содержания потребительского образования, развитие и формирование экономического мышления и подготовку учащихся к самостоятельному принятию решений в процессе потребительского поведения; аргументированы показатели эффективности обучения учащихся основам потребительской культуры.

Определены основные дидактические, организационно - управленческие и организационно - деятельностные условия формирования потребительской культуры школьников как средства социализации личности.

Обоснованы основополагающие критерии сформированности потребительской культуры (личностный, когнитивный, операционный), представлена их возрастная дифференциация.

Выявлен образовательный ресурс предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся по основам потребительской культуры, представленный программами и учебно-методическими пособиями по основам потребительских знаний и потребительской культуры, разработка которого базируется на личностно - деятельностном подходе в обучении, индивидуализации, дифференциации, возрастной детерминации и преемственности в обучении.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

проведен анализ современного состояния и выявлены тенденции развития потребительского образования, определены перспективы развития и совершенствования обучения школьников основам потребительской культуры как средства социализации личности; формирование потребительской культуры школьников представляет собой относительно автономную подсистему школьной системы образования и имеет сложную многокомпонентную структуру;

представлена и решена на научно-теоретическом и практическом уровне проблема формирования потребительской культуры школьников, впервые ставшая в отечественной педагогике предметом специального исследования;

разработан понятийный аппарат в рамках концепции потребительской культуры; определена дефиниция «потребительской культуры школьников» как педагогической категории, под которой понимаем специально организованный процесс становления ценностно-нормативных, ментальных, поведенческих характеристик личности в области потребления товаров и услуг с помощью дидактических средств;

выявлены дидактические принципы построения учебного материала по основам потребительской культуры, адекватные опыту учащихся и уровню современной науки (гуманистический характер содержания учебного материала; интегративность и целостность освоения курса с позиций межпредметных и межсубъектных связей; непрерывность; воспитательная направленность учебных заданий и упражнений; ценностно-развивающий характер учебного материала; связи содержания учебного материала с активностью и творчеством практической деятельности школьников), что позволило спроектировать оптимальное содержание потребительского образования и методику преподавания.

Практическая значимость исследования заключается в:

- апробации целостной концепции формирования потребительской культуры школьников, обосновании ее эффективности, возможности ее широкой экстраполяции в практику образовательных учреждений;

- разработке и внедрении в практику комплекса практико-ориентированных, развивающих задач, упражнений, проблемных ситуаций, обеспечивающих усвоение содержания учебного курса с позиций социализации личности;

- педагогическом проектировании, экспериментальной проверке и внедрении в образовательный процесс учебно-методического комплекса по формированию основ потребительской культуры для учащихся, состоящего из учебной программы и учебного пособия для предпрофильной подготовки школьников в рамках элективного курса «Азбука потребителя»; программы по основам потребительской культуры для учащихся старших классов (профильная школа), одобренной Федеральным экспертным советом по экономике и имеющей гриф «Рекомендовано», учебника «Основы потребительской культуры»; учебно-методического пособия, сборника дидактических материалов с грифом «Допущено», хрестоматии, электронного и мультимедийного учебников.

Предлагаемые направления нашли широкое практическое применение в общеобразовательных школах Российской Федерации.

Апробация и внедрение результатов исследования

Материалы диссертационного исследования отражены в публикациях автора, обсуждались на научных конференциях (г. Москва, Новокузнецк, Калуга, Тула), в том числе Международная конференция по потребительскому образованию и просвещению потребителей, г. Кострома, 2002; Всероссийских конкурсах (г. Брянск, 2001); Всероссийских олимпиадах (г. Москва, 2003) и др.

Внедрение результатов диссертационного исследования осуществлялось по нескольким направлениям: при разработке программ учебных курсов, написании учебников и учебно-методических пособий, при проведении уроков в школе и чтении лекций студентам вузов и учителям школ на курсах повышения квалификации.

Материалы диссертационного исследования были опубликованы в трёх монографиях, сборниках, учебниках и учебных пособиях, общим объёмом более 97 п.л.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Потребительская культура рассматривается как совокупность ценностей, норм поведения, исторически сложившегося уровня потребностей человека, умение и возможность разумно удовлетворять эти потребности.

Потребительская культура школьников как педагогическая категория предполагает специально организованный процесс становления ценностно-нормативных, ментальных, поведенческих характеристик личности в области потребления товаров и услуг с помощью дидактических средств. Ее целенаправленное становление возможно в условиях школьного обучения, в котором используются потенциальные возможности образовательной практики: структурирование учебного материала, содержательные и функциональные возможности учебных предметов, установление межпредметной координации, преемственности, профилизации обучения.

2. Целостная концепция формирования потребительской культуры школьников, структурно-функциональной основой которой являются теоретический, нормативный, процессуальный (технологический), ценностный компоненты, предполагает становление потребительской культуры школьников. Технология ее реализации учитывает возрастную динамику овладения данным видом культуры на различных этапах школьного обучения.

3. Выделение потребительского образования в структуре подсистемы образования школьников играет важную роль в развитии их потребительской культуры, так как специально организованный, осознанный, непрерывный обмен опытом взаимодействия в сфере потребления способствует формированию у учащихся социально одобряемых ценностей, знаний, норм и образцов поведения, разумного сочетания в потребителе материального и духовного, что соответствует российскому менталитету.

4. Модель процесса формирования потребительской культуры школьников направлена на формирование субъект-субъектной позиции во взаимодействии участников образовательного процесса и механизма многоуровневой обратной связи.

загрузка...