Формирование потребительской культуры школьников как средство их социализации (21.08.2007)
Автор: Степченко Татьяна Александровна
Ю. Комиссарова; Е.В.Кузнецова, Я.Е. Парций, А.Н. Распопин, П.Р. Романец, Т.А. Стяжкина, В.В. Смирнова, Г.Н. Цыкоза, Ф.Р. Шахурина и др.). Следует отметить, что прогностические идеи решения некоторой части проблем формирования потребительской культуры школьников раскрываются в научном проекте, разработанном под руководством Л.И. Ростовцевой, Е.Н. Кузнецовой, но в них отсутствуют концептуальные подходы к построению целостного процесса по формированию потребительской культуры школьников. Между тем, исследуемая проблема многообразна и сложна. Требуется научно-обоснованное выделение теоретико-методологических основ формирования потребительской культуры, рассмотрение специфики педагогических условий, средств, форм и методов обучения. Глубина и обширность рассматриваемой проблемы обусловливают актуальность настоящего исследования, которая определяется, с одной стороны, необходимостью формирования потребительской культуры школьников, обеспечивающей их адекватную социализацию и самореализацию в постиндустриальном обществе, а с другой – потребностью в разработке концептуальных общедидактических, методических подходов к реализации потребительского образования школьников. Процесс формирования потребительской культуры, на наш взгляд, эффективен в условиях потребительского образования, ориентированного на социализацию личности. Социализацию мы понимаем как процесс и результат освоения знаний, умений, качеств личности, системы ценностных представлений о взаимосвязях явлений экономической и социальной жизни, опыта и нравственно-ценностной мотивации деятельности, позволяющих личности самоопределиться и самореализоваться в деятельности, адаптироваться и интегрироваться в существующие и прогнозируемые социально - экономические условия с учётом морально-нравственных установок общества. В реальной действительности сложился ряд противоречий социально - экономического, организационно-педагогического и личностно - психологического характера, а именно, между: - объективными потребностями общества в гражданах, обладающих высокой потребительской культурой и недостаточной разработанностью этого направления в теории и практике педагогики; - возросшим стремлением молодёжи к адекватной социализации и неспособностью школы на высоком уровне прививать учащимся навыки грамотного потребительского поведения; - ориентацией государственной образовательной политики на профилизацию школьного обучения как фактора социализации подрастающего поколения и недостаточной разработанностью содержательно-методических средств её реализации. Совокупность выделенных противоречий обусловила проблему нашего исследования, состоящую в поиске, определении и обосновании теоретико-методических концептуальных основ формирования потребительской культуры школьников, способствующей их социализации. Актуальность изучаемой проблемы, ее недостаточная разработанность и большая теоретическая и практическая значимость определили тему исследования: «Формирование потребительской культуры школьников как средство их социализации». Цель: теоретико-методическое обоснование и экспериментальная проверка целостной концепции формирования потребительской культуры школьников, обеспечивающей их успешное взаимодействие с социальной средой. Объект исследования: образовательный процесс в учреждениях общего среднего (полного) образования. Предмет исследования: интегративная дидактическая система формирования потребительской культуры школьников (содержание, формы, методы, технология формирования потребительской культуры и способы педагогического управления этим процессом), обеспечивающая вхождение в систему социальных отношений. Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование потребительской культуры школьников представляет собой относительно автономную подсистему школьной системы образования, обеспечивающую позитивную социализацию учащихся. Формирование потребительской культуры школьников способствует их социализации, если: потребительская культура рассматривается на теоретико-методологическом и научно-методическом уровнях как целостный процесс, направленный на удовлетворение потребностей общества в гражданах, обладающих навыками грамотного ценностно-опосредованного потребительского поведения; содержательный и процессуальный аспекты, комплекс факторов, условий и средств организации потребительского образования направлены на адекватную социализацию личности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; в образовательном процессе развиваются духовные и разумные материальные потребности личности в единстве с перспективными потребностями функционирования экономики и производства; управление процессом потребительского обучения базируется на теоретически обоснованной концептуальной модели формирования потребительской культуры учащихся; технология формирования потребительской культуры школьников учитывает взаимосвязь содержательного, процессуального и результативного аспектов социализации личности; выбрана оптимальная методика формирования потребительской культуры, адекватная социальному опыту обучающихся; обеспечено принципиальное единство воспитательных целей семьи и школы, форм и методов организации урочной и внеурочной деятельности, направленных на формирование разумных потребностей, знание прав потребителей и умений применять их на практике. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи: 1. На основе применения историко-аналитического метода выявить совокупность исходных положений, определяющих теоретико-методологические и научно-методические основы формирования потребительской культуры школьников. 2. Разработать и обосновать концептуальные основы формирования потребительской культуры школьников, включающие методологические основы, понятийно - терминологический аппарат, критерии сформированности потребительской культуры и концептуальную модель реализации рассматриваемого вида образования. 3. Опираясь на концептуальные основы формирования потребительской культуры, определить содержательный и процессуальный аспекты, комплекс факторов, условий и средств организации потребительского образования, направленного на социализацию личности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. 4. Спроектировать содержание курсов «Азбука потребителей» и «Основы потребительской культуры», их дидактическое обеспечение и методическую базу. 5. В соответствии с основными положениями концепции и модели разработать технологию формирования потребительской культуры школьников, представленную взаимосвязью содержательного, процессуального и результативного аспектов процесса социализации личности. 6. Выделить критерии и показатели оценки сформированности потребительской культуры школьников как средства их социализации. 7. Обосновать необходимость и возможность единства воспитательных целей семьи и школы, организации урочной и внеурочной деятельности, направленных на формирование разумных потребностей, знание прав потребителя и умений применять их на практике. 8. В ходе экспериментальной работы осуществить практическую реализацию концепции формирования потребительской культуры учащихся общеобразовательной школы и наметить пути совершенствования этой работы. Методологической основой исследования являются: На общефилософском уровне: диалектико-материалистический, историко-аналитический подходы; философские идеи о самоорганизации, саморазвитии личности в познавательной деятельности (В.Г. Афанасьев, Н.А. Берштейн, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др.); философские учения о связи теории с практикой. На общенаучном уровне: системный и личностно - деятельностный подходы к формированию и развитию личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.П. Щедровицкий и др.); психологические концепции развития личности (А.Г. Аксенов, Б.М. Бим-Бад, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, В.П.Зинченко, В.С. Мерлин, Ю.М. Орлов, А.В. Петровский и др.). На конкретно-научном уровне учитывались: культурологический, компетентностный и аксиологический подходы к проектированию систем образования (Н.А. Асташова, Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя,); концепции личностной ориентации в образовании (Н.А. Алексеев, Ш.А.Амонашвили, А.С. Белкин, Л.А. Беляева, Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, М.В. Кларин, К.М.Левитан, Л.М. Митина, В.Д. Семенов, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); концепции воспитания (К.Д. Ушинский, П.П.Блонский, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский, В.А. Караковский, Л.И. Новикова и др.); теории социализации личности, понимаемой как включение ребенка в систему общественных отношений (Б.З.Вульфов, И.С. Кон, А.В.Мудрик, М.И. Рожков); психолого-педагогические исследования, учение о культурно-деятельностном подходе к развитию личности (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, С.Л Рубинштейн); теория экономической подготовки школьников (А.Ф. Аменд, В.К. Розов, И.А. Сасова, Б.П. Шемякин); положения об активизации и позитивной мотивации учебно-познавательной деятельности (Л.И. Божович, В.С. Ильин, А.К. Маркова, Р.А. Низамов, Н.Д. Никандров, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина); концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы; современные концепции содержания общего среднего (И.Я. Лернер, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин и др.) и организации непрерывного экономического образования (И.А. Сасова, В.А.Поляков); концепции общего среднего образования, как базового в непрерывном экономическом образовании молодёжи и целостности процесса обучения и воспитания; концепции экономического образования и профессионального самоопределения учащейся молодежи – П.Р. Атутов, Н.Ф.Гейтман, В.А.Поляков, А.С. Прутченков, Н.С. Пряжников, |