Delist.ru

Формирование потребительской культуры школьников как средство их социализации (21.08.2007)

Автор: Степченко Татьяна Александровна

Данные формирующего эксперимента свидетельствуют о том, что в экспериментальных группах:

изменилась структура мотивов, среди которых основную роль стали играть мотивы самоопределения и самосовершенствования, мотивы, связанные с процессом учения, в которых проявляется потребность в самореализации в потребительской сфере с целью улучшения своей жизни и жизни окружающих;

углубились и расширились потребительские знания, сформировались умения анализировать разнообразные социально-экономические явления и ситуации, правильно использовать достаточно широкий круг источников потребительской информации, адекватно оценивать и прогнозировать последствия своих действий и др.;

закрепилось положительное отношение к потребительской культуре, заинтересованность в грамотном потребительском поведении;

ярче проявились самостоятельность, организованность, разнообразные формы регуляции (самоконтроль, самооценка);

сформировались умения применять полученные знания в конкретных практических ситуациях, грамотно определять и отстаивать свои интересы.

Таким образом, результаты констатирующего и формирующего этапов показали динамику роста потребительской культуры школьников, что свидетельствует об эффективности разработанной концепции формирования потребительской культуры школьников.

Существующие различия между контрольной и экспериментальной группами не могут быть случайны, так как на начальном этапе эксперимента различия в группах по уровню сформированности потребительской культуры были незначительны.

Полученные в работе результаты позволяют сделать следующие выводы:

На основе применения историко-аналитического метода выявлена совокупность исходных положений, определяющих теоретико - методологические и научно-методические основы формирования потребительской культуры. Потребительская культура рассматривается ценностно-опосредованное потребительское поведение, основанное на исторически сложившемся уровне потребностей человека, умение и возможность разумно удовлетворять эти потребности.

Доказано, что разработанная концепция формирования потребительской культуры школьников, включающая методологические основы, понятийно - терминологический аппарат, критерии сформированности потребительской культуры и концептуальную модель реализации рассматриваемого вида образования, способствует адекватной социализации подрастающего поколения, формированию ценностно-опосредованного потребительского поведения.

Определены содержательный и процессуальный аспекты, комплекс факторов, условий и средств организации потребительского образования, направленного на социализацию личности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Доказано, что спроектированная модель формирования потребительской культуры школьников носит концептуальный характер в силу соответствия общим признакам деятельностно-развивающих концепций обучения и представляет собой совокупность всех элементов, составляющих методологические основы, содержание учебного материала, его структуру, формы, принципы и методы, технологию, функции, а также основные процессуальные уровни.

Обоснована технология формирования потребительской культуры школьников, представляющая взаимосвязь содержательного, процессуального и результативного аспектов социализации личности.

Разработано содержание курсов «Азбука потребителя» и «Основы потребительской культуры», их дидактическое обеспечение и методическая база, их электронное и мультимедийное сопровождение. Доказано, что разработанное содержание курсов адекватно возрастным особенностям школьников и способствует реализации идей предпрофильной и профильной подготовки учащихся.

Определены основные показатели эффективности обучения учащихся основам потребительской культуры: наличие познавательной потребности и мотивации учебной деятельности; устойчивые познавательные интересы; наличие необходимого по предмету уровня знаний и умений; владение умениями применения знаний на практике по защите своих прав и экономических интересов и эмоциональная удовлетворенность процессом и результатом учебной деятельности, позволяющие моделировать учебную деятельность школьников.

Установлено, что выделенные критерии (личностный, когнитивный, операционный) могут являться, с одной стороны планируемыми результатами обучения школьников, с другой, - основными характеристиками потребительской культуры школьников как носителей социокультурного опыта.

Обоснована необходимость единства воспитательных целей семьи и школы, организации урочной и внеурочной деятельности, направленных на формирование разумных потребностей, знание прав потребителей и умений применять их на практике.

В ходе экспериментальной работы осуществлена практическая реализация концепции формирования потребительской культуры учащихся общеобразовательной школы и намечены пути совершенствования этой работы.

Основные публикации автора по теме диссертации

Монографии

Степченко Т.А. Экономическое образование школьников. Монография.- Брянск, РИО БГУ, 2006.- 157с. - 9,8 п.л.

Степченко Т.А. Теоретико-методические основы формирования потребительской культуры школьников. Монография.- М.: Вита-Пресс, 2007. - 144 с.- 9 п.л.

Степченко Т.А. Содержание и технологии формирования потребительской культуры старшеклассников. Монография.- Брянск, РИО БГУ, 2007. - 239 с.- 14,9 п.л.

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ

Симоненко В.Д., Степченко Т.А. Роль курса «Основы потребительской культуры» в содержании экономического образования школьников. //Педагогика.- М.-1999.- №4.- С.45-49. – (авторский текст – 3 с.). – 0,1 п.л.

Степченко Т.А. Компьютерная поддержка учебного курса для начального экономического образования школьников // Информатика и образование. - 2007.- № 4.- С. 108-111.- 0,2 п.л.

Степченко Т.А. Формирование потребительской культуры учащейся молодежи // Педагогика. - 2007.- № 5.- С. 114-116.- 0,1 п.л.

Степченко Т.А. Электронный учебно-методический комплекс по основам потребительской культуры //Информатика и образование. - 2007.- № 10 - 0,2 п.л.

Степченко Т.А. Экономическая социализация младших школьников // Педагогика. - 2007.- № 9 - 0,1 п.л.

Учебные и методические пособия

Симоненко В.Д., Степченко Т.А. Потребитель в экономике: Программа курса для учащихся школ, лицеев, гимназий, ПТУ.- Брянск: БГПИ, 1995.- 14с.- (авторский текст – 9с.).- 0,5 п.л.

Симоненко В.Д., Степченко Т.А. Потребитель в экономике: Учебно - методическое пособие для учителя.- Брянск: БГПИ, 1996.-243с.- (авторский текст – 170с.).- 10,6 п.л.

Симоненко В.Д., Степченко Т.А. Основы потребительской культуры: Учебник для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ.- Имеет гриф «Допущено». – Брянск: БГПУ, 1997.- 184с.- (авторский текст – 128с.).- 8 п.л.

Симоненко В.Д., Степченко Т.А. Основы потребительской культуры: Учебник.- Имеет гриф «Рекомендовано».- М.:«Правовое просвещение», 1998. – 240с.- (авторский текст – 168с.).- 10,5 п.л.

Мишин Б.И., Симоненко В.Д., Степченко Т.А. Основы потребительских знаний (программа курса для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений).- Имеет гриф «Рекомендовано».- Сборник: программно - методические материалы «Экономика. 8-11 классы»: М.: «Дрофа».- 2000.- С.111-121.- (авторский текст – 5,5с.).- 0,3 п.л.

Симоненко В.Д., Степченко Т.А. Основы потребительской культуры (программа для учащихся 10 - 11 классов профильных экономических классов общеобразовательных учреждений).- Брянск: БГУ, 2001.- 15с. (авторский текст - 10,5с.).- 0,6 п.л.

Симоненко В.Д., Степченко Т.А. Программа курса «Основы потребительской культуры»: Программы экономических курсов для учащихся старших классов общеобразовательных учебных заведений / Под ред. В.Д. Симоненко. – Брянск: БГУ, 2003.- С. 49-58.- (авторский текст – 6 с.).- 0,3 п.л.

Симоненко В.Д., Степченко Т.А. Основы потребительской культуры. Учебник для старших классов общеобразовательных учреждений.- Имеет гриф «Допущено».- М.: Вита – Пресс, 2004. – 176 с. (авторский текст- 123с.). - 7,7 п.л.

Симоненко В.Д., Степченко Т.А. Основы потребительской культуры: Практикум для учащихся старших классов.- Имеет гриф «Допущено».- М.: Вита – Пресс, 2004.- 80 с. (авторский текст – 56с.). - 3,5 п.л.

загрузка...