Delist.ru

Формирование потребительской культуры школьников как средство их социализации (21.08.2007)

Автор: Степченко Татьяна Александровна

Старшие школьники

КГ 11,96% 13,04% 64,13% 66,67% 23,9% 20,29%

ЭГ 12,5% 20,00% 58,21% 66,07% 29,29% 13,93%

Для оценки второго критерия нами использовались диагностические методы наблюдения, тесты, анализ выполненных заданий, а также было принято во внимание выполнение внеучебных и творческих заданий.

Таблица 5

Сравнительные данные состояния уровня проявления значимых для потребительской культуры качеств личности школьников экспериментальной и контрольной групп

Группа Уровни сформированности личностных качеств

Высокий Средний Низкий

Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент

Младшие школьники

КГ 0,00% 3,9% 37,07% 44,4% 62,93% 51,71%

ЭГ 0,00% 11,17% 35,44% 46,1% 64,57% 41,26%

Подростки

КГ 3,81% 8,57% 40,00% 46,67% 55,71% 44,76%

ЭГ 5,19% 17,45% 37,74% 51,42% 57,08% 31,13%

Старшие школьники

КГ 7,97% 10,15% 36,23% 41,3% 55,8% 48,55%

ЭГ 8,52% 22,86% 41,58% 47,14% 49,29% 30,00%

Для оценки третьего критерия использовался прогностический метод экспертной оценки, которую давали компетентные преподаватели, и учитывались данные теста.

В ходе анализа эмпирических данных, полученных по результатам анкетирования учителей, родителей и школьников о качествах, присущих культурному потребителю выяснилось, что приоритетными являются: предприимчивость, деловитость, организованность, ответственность, уверенность, общительность, потребительская грамотность и компетентность, умение работать с компьютером, знание закона «О защите прав потребителей», бережливость, хозяйственность, рациональность, инициативность, принятие правильного решения, воля, настойчивость, самостоятельность, профессиональное самоопределение и др.

Наиболее значимыми для потребителя, на наш взгляд, являются такие качества как самостоятельность, организованность и уверенность.

Определённые сложности в младшем школьном возрасте вызывает формирование самостоятельности, в подростковом – организованности и правовой грамотности, в старшем школьном возрасте – уверенности.

Конечное распределение школьников по уровням сформированности потребительской культуры школьников для всех групп представлено в таблице 6.

Таблица 6

Распределение школьников по уровням сформированности потребительской культуры в экспериментальных и контрольной группах

Группа Уровни сформированности потребительской культуры

Высокий Средний Низкий

Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент

Младшие школьники

КГ 1,46% 5,36% 31,22% 37,89% 67,32% 56,75%

ЭГ 1,94% 13,59% 30,58% 43,36% 67,48% 42,56%

Подростки

КГ 4,32% 8,56% 44,76% 47,94% 50,8% 43,48%

ЭГ 5,16% 18,55% 42,45% 51,73% 52,34% 29,71%

Старшие школьники

КГ 7,97% 9,78% 49,51% 55,43% 42,51% 35,12%

ЭГ 9,88% 21,31% 48,51% 58,09% 41,55% 20,6%

В ходе экспериментального исследования эффективности формирования потребительской культуры (наряду с когнитивной сферой и качествами личности) исследовались мотивационные компоненты, которые имеют первостепенное значение в стремлении к приобретению знаний, формированию потребительской культуры и социализации личности.

В качестве показателей проявления познавательного интереса также были исследованы характер отношения учеников к изучаемой ими дисциплине "Основы потребительской культуры" и учебной деятельности в целом по трем его типам (положительного, индифферентного и отрицательного отношения), место учебного предмета "Основы потребительской культуры" среди других, изучаемых учащимися дисциплин, оценка отдельных методов и форм обучения для повышения интереса к предмету, учебе в целом. Для выявления мотивации учебной деятельности по предмету нами была использована методика с готовым перечнем мотивов.

Оценка сформированности потребительской культуры по соотношению количества учащихся экспериментальной и контрольной групп на каждом уровне развития в начале и в конце эксперимента позволяет судить об эффективности процесса формирования потребительской культуры лишь при достаточно ярко выраженном соотношении количественного (процентного) перехода учащихся с одного уровня на другой. Более достоверная оценка качественного роста потребительской культуры школьников экспериментальных групп на конечном этапе эксперимента по отношению к исходному уровню и по отношению к уровню сформированности потребительской культуры контрольной группы получена с помощью методов математической статистики.

загрузка...