Санкт-Петербургская Академия наук и просвещение в России XVIII века: образование и распространение знаний (21.08.2007)
Автор: Смагина Галина Ивановна
Основные идеи и положения диссертации нашли свое отражение в более чем 80 опубликованных автором книгах и статьях, наиболее значимыми из которых являются: Монографии 1. Сподвижница Великой Екатерины: очерки о жизни и деятельности директора Петербургской Академии наук княгини Екатерины Романовны Дашковой. СПб., 2006. 360 с. Рец.: Отечественная история. 2006. № 5. С. 145–147; Вопросы истории естествознания и техники. 2007. № 1. С. 171–176. 2. Дашкова Е.Р. О смысле слова «воспитание». Сочинения, письма, документы / Составление, вступительная статья, примечания. СПб., 2001. 460 с. Рец.: Отечественная история. 2006. № 5. С. 145–147. 3. Академия наук и российская школа. Вторая половина XVIII в. СПб., 1996. 164 с. Рец.: Вопросы истории. 1998. № 9. С. 154–155; Paedagogische Rundschau. 1998. № 2. Maerz-April. S. 201–203; Jahrbuecher fuer Geschichte Osteuropa. 1999. Bd. 47. H. 7. S. 218. Публикации в журналах, рекомендуемых ВАК: 4. Петербургская Академия наук и провинциальные любители наук в XVIII в. // Вопросы истории естествознания и техники. 2007. № 2. С. 121–139. 5. «Учебное заведение, которое будет полезно детям знатных родителей». Проект Г.Ф.Миллера. 1748 г. // Исторический архив. 2006. № 1. С. 4–8. 6. Первые ордена петербургских академиков // Вопросы истории естествознания и техники. 2006. № 3. С. 131–138. 7. Публичные лекции Петербургской Академии наук во второй половине XVIII в. // Вопросы истории естествознания и техники. 1996. № 2. С. 16–26. 8. Академия наук и народное образование в России во второй половине XVIII в. // Вопросы истории естествознания и техники. 1991. № 1. С. 39–46. 9. «Школы должны быть обустроены по-разному». Проект Я.Я.Штелина 1761 г. // Исторический архив. 2007. № 1. С. 197–203. 10. Л.Эйлер и Е.Р.Дашкова // Е.Р.Дашкова и Золотой век Екатерины. М., 2006. С. 27–38. 11. Deutsche Wissenschaftler an der Petersburger Akademie im 18. und 19. Jahrhundert // Sankt-Petersburg ? “der akkurate Deutsche”. Deutsche und Deutsches in der andere russischen Hauptstadt. Frankfurt am Main, 2006. S. 217?228. 12. Enseignants et modeles educatifs francais a Saint-Petersbourg au XVIII-e siecle // La France et les Francais a Saint-Petersbourg XVIII–XX siecles. Petersbourg, 2005. P. 36–69. (совместно с В.Я.Береловичем). 13. Княгиня Екатерина Романовна Дашкова о воспитании и образовании российского юношества // Словарь Академии Российской. М., 2005. Т. 5. С. 40–50. 14. Е.Р.Дашкова и Американское философское общество в Филадельфии для содействия развитию полезных знаний // Е.Р.Дашкова и эпоха просвещения. М., 2005. С. 20–36. 15. Школьная реформа Екатерины II на страницах «Staats-Anzeigen» // Федоровские чтения. М., 2005. С. 540–550. 16. Из истории популяризации биологических наук в России XVIII в. // Естественная история в России (Очерки развития естествознания в России в XVIII веке). СПб., 2004. С. 187–206. 17. Петербургские академики – авторы учебников для императора Петра II // Книга и мировая цивилизация. М., 2004. Т. 2. С. 157–159. 18.Научно-просветительская и учебная деятельность Академии наук в XVIII в. // Академическая наука в Санкт-Петербурге в XVIII–XX веках. Исторические очерки. СПб., 2003. С. 117–133. Рец.: Вопросы истории естествознания и техники. 2005. № 3. С. 171–173. 19. Академия наук и создание государственной системы школьного образования в России в XVIII в. // Академическая наука в Санкт-Петербурге в XVIII–XX веках. Исторические очерки. СПб., 2003. С.134–148. 20. Становление международных связей Академии наук // Академическая наука в Санкт-Петербурге в XVIII–XX веках. Исторические очерки. СПб., 2003. С. 149–170 (совместно с Ю.Х.Копелевич). 21. Немцы в Академии наук // Природа. 2003. № 9. С. 83–88. 22. Педагогические взгляды княгини Е.Р.Дашковой // Педагогика. 2003. № 5. С. 67–71. 23. Zur Fruehgeschichte der Universitдtsausbildung in Russland. Gerhard Friedrich Mьllers «Vorschlag zu einem Reglement fьr die Universitдt bey der Kayserlichen Academie der Wissenschaften» vom Jahre 1748 // Europa in der Frьhen Neuzeit. Kцln-Weimar-Wien, 2002. Bd. 6. S. 41??? 24. Летопись Российской Академии наук в 4 т. Т. 1: 1724–1802 / Коллективный труд, один из составителей. СПб., 2000. 994 с. Рец.: Вестник РАН. 2004. № 2. С.167–178. 25. Die Bildungspolitik Katharinas II. // Russische Aufklaerungsrezeption im Kontext offizieller Bildungskonzepte (1700-1825). Berlin, 2001. S. 125–133. 26. Die Schulreform Katharinas II.: Idee und Realisierung // Katharina II., RuЯland und Europa. Beitrдge zur internationalen Forschung.Verцffentlichungen des Instituts fьr Europдische Geschichte. ???????????????? 27. Российско-немецкие научные связи в XVIII–XIX вв. // Немцы в России: русско-немецкие научные и культурные связи. СПб., 2000. С. 208–225. 28. Академия наук и развитие образования в России в XVIII в. // Вестник РАН. 2000. Т. 70. № 7. С. 635–644. 29. Немцы-учителя и устроители учебных заведений Петербурга в XVIII в.// Русские и немцы в XVIII в.: Встреча культур. М., 2000. С. 203–210. 30. Принцип «Основателя» и становление академической биологии // Журнал общей биологии. 1999. Т. 60. № 5. С. 469–486 (совместно с Э.И.Колчинским). |