Delist.ru

Санкт-Петербургская Академия наук и просвещение в России XVIII века: образование и распространение знаний (21.08.2007)

Автор: Смагина Галина Ивановна

В 1764 г. по распоряжению Екатерины II Г.Ф.Миллер составляет большой по размаху и очень продуманный вариант школьной реформы – «Проект об учреждении школ в Российской империи». Он замечает, что вопрос об организации новых учебных заведений надо ставить широко, основательно и решать его совместно с городским управлением, духовенством, общественными организациями, частными лицами так, «чтобы они помогали и защищали сии учреждения». В проектах XVIII в. такая постановка вопроса встречается впервые.

Миллер предлагает учредить в России школы четырех типов, в которых готовили бы ученых, военных, государственных и купеческих служащих. Главной целью таких школ остается «приучение юношества к добродетельным наклонностям». Школы для подготовки ученых, он считает, должны быть в Петербурге. Воинские школы надо открывать в тех местах, где живет много дворян, и первую такую школу предлагает расположить в Ярославле. «Школы для гражданских чинов» должны быть во всем государстве, их следует учредить в городах, где есть губернаторы, но в первую очередь открыть, и не одну, а несколько, в Москве. Последний тип школы – школы купеческие – Миллер предлагает открыть в тех городах, где живут богатые купцы, и первую советует открыть в большом купеческом городе Туле.

Проект Миллера не получил одобрения Екатерины II. Но ученый был привлечен к разработке подробного плана новой школьной реформы для страны и вошел в состав комиссии, созданной императрицей. Итогом деятельности этой комиссии стал коллективный труд – «Генеральный план гимназий или государственных училищ», который был составлен, видимо, в 1765–1766 гг.

В диссертации проведено сравнение проекта Миллера с «Генеральным планом гимназий или государственных училищ». Выявлено, что у них много общего – воспитательные цели образования, четыре типа школ, содержание обучения в этих школах, единое начальное обучение, одинаковое для всех типов школ, организация процесса обучения, обязанности куратора, ректора, учителей и многое другое, что позволяет считать Миллера если не единственным, то основным или главным автором «Генерального плана гимназий или государственных училищ». Ни один проект не был осуществлен.

Параграф 2.3. «Разработка концепции государственной системы образования академиком Ф.У.Т.Эпинусом и проведение школьной реформы в 1780–1790-х гг.» посвящен изучению вопросов организации образования в Комиссии о сочинении проекта нового Уложения, рассмотрению содержания Наказа депутату от Академии и анализу рекомендаций Академии наук по организации образования, определению значения идеи учреждения специального органа по управлению образованием; в нем освещаются поиски Екатериной II новых форм организации учебных заведений в России, проект школьной реформы в России, составленный академиком Ф.У.Т.Эпинусом, деятельность Комиссии об учреждении народных училищ, «Устав народным училищам Российской империи», ход проведения школьной реформы в 80-90-х гг., ее итоги, информационное обеспечение реформы на страницах «Санкт-Петербургских ведомостей», выясняется роль Эпинуса в пропаганде екатерининских школьных преобразований на страницах немецких журналов, приводятся показатели грамотности населения в странах Европы и России.

В Наказе от Академии наук в Уложенную комиссию и в следовавших за ним двух записках: «Статьи, содержащие в себе то, что сделать надлежит прежде учреждения училищ» и «Краткие размышления, касающиеся до учреждения училищ в России» Академия наук предлагала учредить «коллегию или правительство училищам», т. е. создать особое государственное ведомство, которое должно было заведовать всеми учебными заведениями: высшими, средними, низшими; выработать основные положения реформы, представить план устройства учебных заведений и многое другое. Это «правительство», по мнению академиков, должно находиться в непосредственном подчинении императрицы и состоять из 9 человек, из которых трое – «знатные, просвещенные любителеи наук», а шестеро — ученые. Таким образом, опираясь на прошлый опыт и осмысление своей роли в организации школьного дела в России, Академия нашла единственно возможную форму своего участия в этом процессе – научно-методическую. Предложение, высказанное Г.В.Лейбницем в начале века о специальной коллегии, вновь было подхвачено и уже осознаннорекомендовалось к реализации. Академия наук верно уловила один из главных моментов в успешном осуществлении школьной реформы.

Видимо, в конце 1781 или начале 1782 г. по поручению Екатерины II академик Ф.У.Т.Эпинус, опираясь на опыт австрийских школ, составил «План об организации в России низшего и среднего образования», который был положен в основу школьной реформы в России. Эпинус подробно описывает организацию и учебный план австрийских школ и находит, что их курс, методы обучения вполне соответствуют потребностям российского народа. Он находил необходимым в случае принятия его проекта учредить высшую школьную комиссию – Schulkollegium, состоящую из 2–3 членов, под председательством «близкого» к правительству лица. Мысли и рекомендации ученого встретили поддержку императрицы. 7 сентября 1782 г. был создан первый государственный орган, объединивший все школьное дело в России,– «Комиссия об учреждении народных училищ». Академик Эпинус вошел в ее состав. По плану Эпинуса, шаг за шагом, но не всегда с той глубиной и широтой, как бы хотелось автору, была проведена школьная реформа в России.

Успех школьных преобразований ученые Академии наук видели в специальной подготовке учителей. В 1783 г. была открыта первая в стране Учительская семинария. На три профессорские должности в семинарию пригласили адъюнктов Академии, обеспечивших высокий уровень обучения в целом; все предметы физико-математического цикла читал М.Е.Головин, естественную историю – В.Ф.Зуев, всеобщую историю и географию – И.Ф.Гакман. Ими были организованы и хорошо оборудованы физический, зоологический, ботанический и минералогический кабинеты. Такие предметы наглядного обучения появились в России впервые. Учительская семинария за годы своего существования подготовила более 400 воспитанников, впоследствии с честью трудившихся на ниве народного просвещения.

Таким образом, нами установлено, что в 60-х гг. XVIII в. Академия наук начинает принимать участие в образовательных проектах общероссийского масштаба. Академик Г.Ф.Миллер составляет вариант школьной реформы «Проект об учреждении школ в Российской империи» и принимает участие в работе государственной комиссии по составлению «Генерального плана гимназий». Заслуга Академии наук состоит также в четкой и верной постановке вопроса о создании специального органа по руководству школьным делом в стране и внесению ценных предложений по решению частных вопросов. Российская школа к концу XVIII в. добилась определенных успехов, особенно после проведения школьной реформы 1786 г., когда в России была создана государственная система общеобразовательных начальных и средних школ. Академия наук сыграла ведущую роль в разработке концепции, подготовке и проведении этой важной школьной реформы.

В главе 3. «Просветительская деятельность Академии наук» изучаются опыт, главные направления и формы распространения и популяризации знаний, деятельность по изданию научно-популярных книг и журналов, организации общедоступных лекций. В главе определяется роль Академии наук в развитии интереса к знаниям у любителей наук в провинции, исследуется значение создания класса корреспондентов.

Параграф 3.1. «Научно-популярные издания» посвящен раскрытию целей, задач и содержанию просветительской деятельности Академии наук, направленной на широкое распространение и популяризацию научных знаний, на создание читательской аудитории, на воспитание интереса и вкуса к чтению, на разъяснение важности научных знаний, на приобщение народа к достижениям мировой и отечественной науки, на формирование естественнонаучного мировоззрения. В диссертации отмечается, что распространение научных знаний целенаправленно шло через издание газеты «Санкт-Петербургские ведомости», календарей, журналов, книг. 2 января 1728 г. увидел свет первый номер «Санкт-Петербургских ведомостей» на русском языке, в апреле того же года в виде приложений к газете стали издаваться «Примечания на Ведомости». Это был первый в России опыт журнального издания на русском языке. Всего за неполных 15 лет (1728–1736; 1738–1742) было выпущено более 1240 номеров этих приложений. Инициатором и первым редактором «Примечаний» был академик Г.Ф.Миллер. С 1755 по 1764 гг. выходил журнал «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие». На виньетке, открывающей каждый номер, значился девиз: «Для всех». Г.Ф.Миллер, который в течение всего времени существования этого журнала исполнял должность главного редактора, с сердечной теплотой вспоминал о своей работе и, составляя в конце жизни перечень своих особо значимых дел, записал: «Может быть, изо всех сочинений сие есть наиполезнейшее для российского общества».

В 1779 г. Академия наук начала выпускать новый журнал с весьма широкой программой «Академические известия». Издание было ежемесячным; вышло 32 номера в течение 1779–1781 гг. Постоянным успехом у читающей публики пользовался еще один журнал – «Новые ежемесячные сочинения», который возник по инициативе директора Академии наук княгини Е.Р.Дашковой. Журнал печатался ежемесячно в течение 1786–1796 гг., (вышел 121 номер). Основное направление этого журнала – популяризация знаний из всех областей наук среди читателей, не имевших «прочного ученого образования». Рассмотрение содержания этих академических журналов проведено на примере распространения биологических знаний.

Весьма крупной по масштабу того времени явилась работа по переводу и изданию большого 10-томного труда с 480 гравюрами под названием «Зрелище природы и художеств» (СПб., 1784—1790). Появление на свет этого издания потребовало со стороны Академии наук довольно значительной затраты средств и сил (в течение 7 лет академические мастера занимались изготовлением гравюр). В XVIII в. в европейских странах, например в Германии и Франции, были в большом ходу подобные общеобразовательные популярные издания с иллюстрациями, где излагались сведения о науках, искусствах, ремеслах и о различных явлениях природы. «Зрелище природы и художеств» является первой популярной энциклопедией по естествознанию и технике, изданной в России для юношества.

В параграфе 3.2. «Публичные лекции» речь идет о «живых» формах распространения знаний: открытых научных собраниях, чтении лекций для всех желающих, работе первого российского музея Кунсткамеры и Библиотеки. По Уставу Академия наук должна была иметь публичные «ассамблеи», на которых академики выступали с докладами и рассказывали о результатах своих исследований. После того как М.В.Ломоносов впервые выступил на русском языке и постепенно это стало привычным, публичные собрания Академии наук начали привлекать значительную аудиторию. Нередко тематика докладов определялась просветительскими устремлениями и желанием популярно излагать проблемы современной науки.

В течение 18 лет (1785–1802) по инициативе княгини Е.Р.Дашковой петербургское общество имело возможность бесплатно пользоваться «публичными наставлениями» по разным отраслям знаний – математике, физике, химии, минералогии и естественной истории. Академические лекции читались в летнее время – с мая по сентябрь – по два часа два раза в неделю. О них заранее сообщалось в «Санкт-Петербургских ведомостях» с указанием содержания, дня, часа и места чтения; специально отпечатанные объявления рассылались во все учебные заведения Петербурга и расклеивались на улицах города. С лекциями выступали почти все русские академики и адъюнкты: С.Е.Гурьев, Я.Д.Захаров, И.Б.Иноходцев, А.К.Кононов, С.К.Котельников, Н.Я.Озерецковский, В.М.Севергин, Н.П.Соколов. Эти чтения были ярким элементом культурной жизни Санкт-Петербурга и собирали большую аудиторию, так как читались по-русски. Публичные лекции читались и в европейских академиях. Особое значение они имели в Баварской и Шведской академиях наук, так как ни в Мюнхене, ни в Стокгольме в то время не было университетов, но нигде они не приобрели такого масштаба и не были так регулярны, как в Петербургской Академии наук.

Параграф 3.3. «Связи с любителями наук в городах России и создание института корреспондентов» посвящен определению роли Академии наук в воспитании интереса к знаниям в провинциальных городах России и контактам с любителями наук в этих городах. В 1759 г. по предложению академиков М.В.Ломоносова, Я.Я.Штелина и советника академической Канцелярии И.И.Тауберта был учрежден новый институт членов академического сообщества – корреспондентов Академии наук. За время с 1759 по 1803 г. в Академию наук было избрано 30 корреспондентов. Это были любители наук, жившие главным образом в провинциальных городах России: Архангельске, Барнауле, Вологде, Екатеринбурге, Казани, Перми, Саратове, Твери и других городах. Поддержка и внимание, оказанные Академией наук любителям наук в самых различных городах России, способствовали реализации их научных интересов, обогатили науку ценными материалами и открытиями, воспитывали интерес к получению новых знаний, расширяли контакты Академии наук внутри страны.

Таким образом, можно утверждать, что просветительская деятельность Академии наук сыграла важную роль в развитии культуры, распространении просвещения и осуществлялась в различных формах. Распространение знаний шло через издания научно-популярных журналов, календарей и книг, на открытых научных собраниях, во время проведения публичных лекций для всех желающих, через работу первого российского музея – Кунсткамеры и доступность академической Библиотеки. Огромную роль в распространении знаний сыграли академические экспедиции, проходившие по всей стране. Своеобразным ответом на эту деятельность стало появление пытливых и любознательных людей, интересующихся наукой. Для реализации их творческих интересов и контактов с научным сообществом в Академии наук был учрежден институт корреспондентов.

В главе 4. «Княгиня Е.Р.Дашкова во главе Академии наук: важнейший этап просветительской деятельности Академии. 1783–1796 гг.» дан анализ взглядов Е.Р.Дашковой на вопросы воспитания и образования российского юношества, рассматриваются инициативы княгини по реформированию механизмов управления Академией и ее роль в развитии просветительской и издательской деятельности Академии наук в последней трети XVIII в.

В параграфе 4.1. «Взгляды княгини Е.Р.Дашковой на проблемы воспитания и образования» раскрывается содержание взглядов княгини на воспитание и образование российского юношества, которое вписывается в духовную атмосферу эпохи Просвещения. Показана реализация этих взглядов в улучшении деятельности академической Гимназии. Дашкова рассматривала воспитание как главнейший фактор формирования человеческой личности. Основной тезис ее концепции состоял в том, что единственным источником благополучия человека и общества является добродетель, т. е. «то душевное расположение, которое постоянно устремляет нас к деяниям, полезным нам самим, ближним нашим и обществу». По мнению княгини «истинное или совершенное воспитание» состоит из трех главных частей: физического, нравственного и школьного.

Е.Р.Дашкова обратила особое внимание на улучшение состояния академической Гимназии. Она заботилась как о постановке преподавания, так и о здоровье, питании и одежде учеников. Для поощрения молодых людей и возбуждения соревнования между ними княгиня установила два экзамена в год с награждением лучших учеников книгами.

В параграфе 4.2. «Реформы по управлению Академией наук» рассматриваются положение дел в Академии накануне назначения Е.Р.Дашковой на пост директора, обстоятельства вступления ее 30 января 1783 г. в должность директора, основные направления деятельности, взаимоотношения с учеными и любителями наук в провинциальных городах империи, а также с государственными деятелями того времени по академическим проблемам, создание трех благотворительных фондов.

Почти двенадцать лет (1783–1794) княгиня Е.Р.Дашкова возглавляла главное научное учреждение России и влияла на формирование государственной политики в области науки и просвещения. Единственная женщина, находившаяся в ту эпоху на государственной службе, она остается единственной женщиной – руководителем Академии за всю историю этого научного учреждения.

Впервые в истории Академии по инициативе Е.Р.Дашковой были учреждены три благотворительных фонда: в 1784 г. – для оплаты труда академиков, читавших публичные лекции, в 1790 г. – для развития академической Гимназии, в 1791 г. – пенсионный фонд.

Придя в Академию, она провела необходимые реформы по управлению: установила порядок прохождения деловых бумаг и контроль за их выполнением, ввела режим строжайшей экономии средств, реформировала издательскую деятельность, реорганизовала работу Типографии и академическую книготорговлю, добилась выделения дополнительных средств для академической Гимназии, нашла возможность профинансировать обучение четырех воспитанников Академии в Геттингенском университете. При содействии княгини было построено новое здание Академии наук, завершена реставрация Готторпского глобуса (пострадал при пожаре 1747 г.), приобретено оборудование для Физического кабинета, Обсерватории, реконструирован Ботанический сад, значительно расширились фонды Библиотеки и Кунсткамеры, создан переводческий департамент. Она внимательно относилась к научной деятельности ученых, но не вмешивалась в творческий процесс. Стремилась создать благоприятные условия для работы ученых, заботилась о пополнении Академии новыми членами, старалась укрепить их социальный статус и материальное положение, хлопоча о получении ими чинов, используя любую возможность для поощрения. Во время директорства Е.Р.Дашковой ученые впервые стали получать государственные награды. В XVIII в. государственными наградами были отмечены 15 академиков, что составляет 13 % от общего состава Академии того времени. Причем четверо ученых были награждены дважды. Это – В.Л.Крафт, П.Б.Иноходцев, Н.Я.Озерецковский и П.С.Паллас.

В параграфе 4.4. «Издательская деятельность Академии наук» представлен обзор работы Академии по выпуску печатных изданий. Административные способности Е.Р.Дашковой помогли ей активизировать издательскую деятельность Академии наук. Продолжалось печатание научных трудов, выходили в свет научно-популярные журналы, издавались монографии и учебные пособия. Были изданы 15 томов главного научного журнала. Началось издание четвертой серии «Nova Acta Academie». При подготовке томов «Nova Acta» княгиня внимательно просматривала все материалы чтобы «не проскользнули статьи, которые могут составить стыд Академии».

С именем княгини связаны три периодические издания: «Собеседник любителей российского слова», «Новые ежемесячные сочинения», «Российский феатр». После ухода ее из Академии все журнальные проекты прекратились. Е.Р.Дашкова инициировала в Академии ряд начинаний по сохранению памяти М.В.Ломоносова и распространению знаний о нем: было подготовлено и издано первое академическое собрание сочинений Ломоносова, началось изучение его эпистолярного наследия, написан один из лучших портретов ученого для конференц-зала Академии.

Таким образом, годы пребывания княгини Е.Р.Дашковой на посту директора стали важнейшим этапом просветительской деятельности Академии наук. По ее инициативе было осуществлено крупнейшее просветительское начинание – организация общедоступных публичных лекций, издавались три журнала, было подготовлено академическое собрание сочинений М. В. Ломоносова, активизировались связи с любителями наук, проживающими в провинциальных городах России, по ее рекомендации были избраны 13 новых корреспондентов Академии. Одним из ее многозначительных просветительских актов стало создание в 1783 г. Российской Академии и работа над словарем русского языка.

В Заключении излагаются основные итоги исследования.

Создание Санкт-Петербургской Академии наук явилось крупным событием в истории развития науки, образования и культуры России и соответствовало жизненным потребностям страны, вступившей в новый этап своего исторического развития. Для реализации новаторских замыслов Петра и модернизации страны требовались образованные люди и понимающие задачу специалисты. И Академия наук послужила одним из важнейших инструментов, с помощью которого государство ответило на вызов времени. Академия наук с самого начала являлась не только центром развития науки, но и центром просвещения, была постоянным источником распространения знаний и образования, способствовала формированию русской интеллигенции, и в целом – культурного пространства. Ни одна научная академия Европы не сыграла такой важной роли в истории просвещения своей страны, какую сыграла Санкт-Петербургская Академия наук.

Обширные и разнообразные задачи, которые решались Академией наук, определили содержание и формы ее научной, учебно-воспитательной, издательской и просветительской деятельности. Для подготовки отечественных специалистов при Академии наук были созданы Университет и Гимназия, которые воспитали замечательную плеяду ученых, педагогов, государственных служащих XVIII – первой половины XIX в.

Академией наук внесен существенный вклад в развитие образования и распространение знаний в России. Члены Академии поддерживали прогрессивные общественно-просветительские начинания, составляли проекты школьных реформ, участвовали в их обсуждении в государственных комиссиях, способствовали открытию новых учебных заведений, занимались практической педагогической деятельностью, проводили экзамены среди желающих стать учителями, следили за уровнем обучения в учебных заведениях Петербурга.

Академики воспитывали наследников престола, активно участвовали в написании и переводах учебных пособий, издавали труды и переводы книг научного, научно-популярного и художественного содержания, выпускали газету и несколько научно-популярных журналов.

По инициативе Академии были открыты книжные лавки, для всех желающих читались публичные лекции, активизировалась деятельность Библиотеки и первого российского музея — Кунсткамеры.

Вопросы организации образования в стране обсуждались в Академии наук с момента ее основания, а, начиная с 60-х гг. XVIII в. эти обсуждения выходят на общероссийский уровень. В этой работе принимал участие практически весь личный состав высшего научного учреждения страны. Академия наук и сама была весьма заинтересована в улучшении и расширении образования в России, так как постоянно ощущала недостаток в молодых грамотных людях, способных стать гимназистами и студентами.

Широко и продуманно вопросы организации образования и распространения знаний были поставлены академиками М.В.Ломоносовым и Г.Ф.Миллером, взгляды и деятельность которых способствовали определению и развитию главных направлений и форм учебно-воспитательной и просветительской деятельности Академии наук в XVIII в.

Заметный вклад в просветительскую деятельность Академии наук внесла княгиня Е.Р.Дашкова, инициировав организацию и проведение ряда просветительских начинаний, но главная заслуга ее на посту директора Академии наук состоит в том, что ей удалось создать благоприятные и творческие условия для научно-организационной, учебно-воспитательной, просветительской и издательской деятельности Академии наук в последней четверти XVIII в.

Особая заслуга Санкт-Петербургской Академии наук состоит в том, что ей удалось уловить, понять и указать главные моменты и отправные точки, с которых следовало начать коренные изменения в области образования в стране. Члены Академии предлагали создать особое государственное учебное ведомство, способное осуществить разработку и проведение школьной реформы в России. Также именно здесь была возрождена идея о трехступенчатой системе образования. Безусловно, процесс этот был весьма не прост. Потребовались годы постоянной и напряженной работы, чтобы передовые мысли по организации образования в России, зародившиеся в Академии, принесли заметные результаты.

В 1782 г. Екатериной II была создана Комиссия об учреждении народных училищ – первый государственный орган, объединивший в своем ведении все школьное дело в стране. Академик Ф.У.Т.Эпинус, назначенный членом комиссии, сыграл главную роль в выборе правительством направления школьной реформы и разработке организационных вопросов. Благодаря интенсивной деятельности Академии наук и Комиссии об учреждении народных училищ в России была создана система государственных бесплатных общеобразовательных начальных и средних школ.

На протяжении XVIII в. Академия наук выступала за создание национальной науки и культуры, за развитие образования в стране. Для проектов школьных реформ, составленных членами Академии наук в соответствии с их научно-педагогическими взглядами, характерны государственный подход, масштабность, заинтересованность и продуманность замыслов. В них использован опыт и традиции европейского и отечественного просвещения. Усилиями членов Академии не только было обеспечено научное содержание образования, но и были решены многие вопросы постановки и организации классно-урочной системы обучения, дидактики, разработаны прогрессивные методы обучения, издан ряд методических и учебных пособий, в которых провозглашались такие важные педагогические принципы, как наглядность, научность, доступность и логичность обучения. Важными педагогическими достижениями членов Академии следует считать обоснование идеи непрерывного образования, преемственности разных ступеней обучения, организацию преподавания на родном языке.

Таким образом, Санкт-Петербургская Академия наук в XVIII в. внесла определяющий вклад в культурно-образовательную жизнь России, выступая в качестве мощного источника идей, постоянно выдвигая оригинальные просветительско-образовательные проекты. Академия наук способствовала осознанию обществом и правительством необходимости масштабных просветительских преобразований и указала главные направления коренных изменений школьного дела в России. Это позволило к концу XVIII в. добиться существенных успехов в сфере просвещения и заложить основу для дальнейшего развития образования, науки и культуры в целом.

загрузка...