Delist.ru

Санкт-Петербургская Академия наук и просвещение в России XVIII века: образование и распространение знаний (21.08.2007)

Автор: Смагина Галина Ивановна

Смагина Галина Ивановна

Санкт-Петербургская Академия наук и просвещение в России

XVIII века: образование и распространение знаний

Специальность 07.00.10 – история науки и техники

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

Работа выполнена в Санкт-Петербургском филиале Института истории

естествознания и техники им. С.И.Вавилова Российской Академии наук

Официальные оппоненты:

Доктор исторических наук Гаврилова Людмила Михайловна

Доктор исторических наук, профессор Семенова Анна Владимировна

Доктор исторических наук Самарин Александр Юрьевич

Ведущая организация:

Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Защита диссертации состоится 31 октября 2007 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 002.051.03 по защите диссертаций на соискание степени доктора исторических наук при Институте истории естествознания и техники им.С.И.Вавилова РАН, по адресу: 117485, Москва, ул. Обручева, д. 30 а, корпус В.

С работой можно ознакомиться у Ученого секретаря Института истории естествознания и техники им. С.И.Вавилова РАН

Автореферат разослан « » ____________________ 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета М.В. Мокрова

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. На современном этапе развития российского общества в центре внимания находятся проблемы, связанные с культурой, образованием, просвещением. Особое значение для российского общества имеет вопрос взаимосвязи науки и образования. Это обусловлено рядом объективных факторов: развитием современной науки, необходимостью притока в нее высокообразованных специалистов и развитием образования, которое не в состоянии совершенствоваться без взаимодействия с наукой, без использования ее достижений. Особую актуальность эта тема приобретает в настоящее время в связи с обсуждаемыми и проводимыми реформами среднего и высшего образования. Необходимость осмысления новых фактов и закономерностей исторического процесса, подведения итогов предыдущего и определения перспектив последующего развития вызывает потребность не только в увеличении конкретно-исторических исследований, но и в новом качестве их.

Академия наук всегда придавала большое значение кардинальному сближению науки и образования и уделяла существенное внимание вопросам взаимодействия академической науки с университетами, вузами, с системой школьного образования. На торжественном заседании, посвященном 275-летию Академии, была подчеркнута определяющая роль Академии наук в становлении образования в стране и провозглашено теснейшее взаимодействие науки и образования «стратегической линией академической деятельности». Для успешного решения этих вопросов необходимо изучать и использовать положительный опыт, накопленный в прошлом, в частности, опыт самой Академии наук, являющий пример постоянного внимания и вдумчивого отношения ученых к нуждам российской школы.

Основание Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге в 1724 г. было завершающим звеном в цепи культурных преобразований России первой четверти XVIII в. Академия наук должна была вывести страну на тот уровень научного и культурного развития, который соответствовал бы достигнутому ею в петровское время политическому и экономическому положению. Академия наук, по замыслу Петра, была признана стать не только центром научной работы, но и центром развития образования и распространения знаний. Обращение к материалам по истории Академии наук существенно расширяет наши представления об общественной и культурной жизни России XVIII в., дополняет собственную историю Академии наук и способствует пониманию значения школьных преобразований для дальнейшего развития страны.

Объект и предмет исследования. Объектом настоящего исследования является просветительская, учебно-воспитательная и издательская деятельность Академии наук в XVIII в. Предметом исследования служат цели, задачи, формы и содержание этой деятельности.

Степень разработанности темы. Просветительская деятельность Санкт-Петербургской Академии наук является одной из главных форм деятельности высшего научного учреждения России, так как Академия наук с самого начала была призвана стать не только центром развития науки, но и центром образования и распространения знаний. Зарождение и развитие основных направлений и форм просветительской деятельности теснейшим образом связаны с общим процессом организации науки в России, становлением высшего научного учреждения – Санкт-Петербургской Академии наук и с поиском ею своего места в социо-культурном пространстве страны. Таким образом, просветительская деятельность является частью богатейшей и блистательной истории Академии наук в XVIII в. В связи с этим заявленная в работе проблематика затрагивается в большинстве трудов по истории Академии наук. Судя по количеству и качеству, временному диапазону, географии обширного круга публикаций отечественных и зарубежных историков можно утверждать, что тема истории Академии наук служит доминантой развития в России историко-научного направления. Следует отметить, что сама Академия наук всегда заботилась о сохранении научного наследия и создании работ по истории своей деятельности. Историография Академии наук прошла путь от простейших хронологических обзоров фактов и событий через систематизацию к их критическому многоаспектному анализу.

Первые по времени попытки изучения реализации Петровского указа о создании Академии наук нашли место в Исторической справке о ее основании, составленной конференц-секретарем Христианом Гольдбахом к изданию сборника речей первого публичного собрания Академии наук (1726) и к 1-му тому трудов – «Соmmentarii» (1728). Через 10 лет после основания Академии, в феврале 1735 г., Гольдбах представил на обсуждение академической Конференции записку «Начертание правил для составления истории Санкт-Петербургской Академии наук», в которой высказал мысль, что история Академии наук должна создаваться как коллективный труд, а историю отдельных академических учреждений должны были писать представители этих учреждений. Одно из самых важных предложений Гольдбаха заключалось, в том, что надо описать состояние науки в России до основания Академии и «пусть иностранцы поймут, что русский народ не был вовсе неученым в особенности в век, в который мы живем, как это обычно думали в отдельных от нас странах». Методические установки Гольдбаха были реализованы в более поздних фундаментальных трудах по истории Академии, актуальны они и сегодня.

Первым шагом в написании истории академических учреждений является вышедшая в 1741 г. на русском и немецком языках с замечательными гравюрами книга-альбом «Палаты Санктпетербургской Императорской Академии наук…». Содержание этой книги, однако, много шире названия. В ней содержится краткий очерк истории Академии наук того времени, включающий сведения о личном составе и учреждениях, написанный руководителем академической Канцелярии, одним из известнейших деятелей Академии первых десятилетий ее существования И.Д.Шумахером. Именно в этом издании появляются первые сведения об академических учебных заведениях.

К 50-летнему юбилею Академии обстоятельную историю первого высшего научного учреждения в России должен был составить академик Г.Ф.Миллер. Используя документы и свои воспоминания, он рассказал о событиях периода организационного становления Академии наук, о тех, кто возглавлял это научное учреждение, о первых членах Академии «находившихся при начальном заведении Академии». Непосредственно Миллеру принадлежит текст, повествующий о событиях 1725–1732 гг., период с 1733 по 1743 гг. описан его помощником И.Г.Стриттером (Штриттером). Книга была опубликована только в 1890 г. на немецком языке. Унтер-библиотекарем Академии И.Г.Бакмейстером была подготовлена также к первому юбилею Академии история Библиотеки и Кунсткамеры.

Названные три работы содержат разнообразную информацию об академических учебных и просветительских заведениях. Так, Шумахер, со свойственным ему административным педантизмом, сообщает об обязанностях первых академиков–профессоров, о начале деятельности академического Университета, отмечая, что «вскоре по их прибытии [речь идет о первых членах Академии. – Г. С.] начались академические лекции и учение в Гимназии», называет дату учреждения Гимназии – 1725 г. и число учащихся на момент написания очерка – 113 учеников, сообщает о книжном собрании Библиотеки и коллекциях Кунсткамеры, о Типографии, Книжной лавке, художественных мастерских и многое другое. Великолепные гравюры и планы зданий Академии наук дают возможность увидеть, как и где размещались тогда академические учреждения.

Особая ценность сочинения Миллера состоит не только в точности изложения фактов, но и в живом, эмоциональном описании быта, нравов, обстановки академической жизни того времени, участником которых он являлся сам. В этом сочинении Миллер много внимания уделил подробностям организации учебной деятельности Академии. «В начале 1726 г.,? пишет он,– были приняты меры к выполнению также и второй [помимо научной работы], обязанности Академии: устно и публично обучать русскую молодежь» и сообщает, что 24 января 1726 г. были прочитаны первые публичные лекции, «программы которых за несколько дней до того были распространены в обществе на русском и латинском языках и были повсеместно вывешены на заметных местах». Повествуя о первых членах Академии, Миллер обязательно указывает: читали ли они академические лекции или преподавали в Гимназии, называет имена первых слушателей, но при этом отмечает, что «таких, кто записывался в Академию в качестве студентов в полном смысле слова, было очень мало». Заслуживают особого внимания его воспоминания о лекциях в 1727 и 1732 г., так как за эти годы не сохранилось печатных объявлений о них, и многое другое.

Сочинения Шумахера, Миллера и Бакмейстера следует рассматривать не только как образцы ранней историографии истории Академии наук, но и как ценнейшие исторические источники, в которых просветительская миссия Академии наук рассматривается как неотъемлемая часть деятельности Академии и ее истории. Эти авторы совершенно четко осознавали широкие просветительские задачи Академии наук, поставленные перед ней ее основателем Петром Великим.

Систематическое изучение истории Академии наук первого столетия ее деятельности начинается в середине XIX в. В 1853 г. появилась программная статья академика А.А.Куника «Почему ныне невозможна еще история Академии наук в XVIII столетии». По мнению автора, история Академии наук XVIII в. может быть создана только тогда, когда будет собран огромный материал, рассеянный по разным фондам и архивохранилищам, и когда оценка научной деятельности Академии будет дана соответствующими специалистами по разным отраслям наук. Эта статья академика А.А.Куника положила начало кропотливой и трудоемкой работе по выявлению и публикации архивных материалов XVIII в.

Итогом сбора и систематизации архивных материалов явилось десятитомное издание архивных документов под редакцией академика М.И.Сухомлинова. Число опубликованных здесь документов, охватывающих период с 1716 по 1750 г., превышает восемь тысяч. Интересен и другой труд М.И.Сухомлинова – «История Российской Академии» в восьми томах. Издание посвящено учрежденной в 1783 г. по инициативе княгини Е.Р.Дашковой Российской Академии для изучения русского языка и литературы. В нем приводятся биографии 82 членов Российской Академии, среди них значительное число состояло и в Петербургской Академии наук. Эти издания дают богатый материал по участию конкретных ученых в просветительской и учебно-воспитательной деятельности.

Первая попытка персонифицированной истории Академии была предпринята в 1865 г., в связи со 100-летием со дня смерти М.В.Ломоносова. Вышли в свет две книги: академика П.С.Билярского «Материалы для биографии Ломоносова» и академика В.И.Ламанского «Ломоносов и Петербургская Академия наук», в которых обобщены документальные материалы о деятельности ученого. Среди них много документов, показывающих его роль в становлении учебного процесса в академических учебных заведениях.

Одним из самых фундаментальных трудов по истории Академии, изданных в XIX в., является труд академика П.П.Пекарского «История Имп. Академии наук в Петербурге» в двух томах, изданный в 1870–1873 гг. Автору на основе большого количества новых рукописных источников удалось создать обобщающий труд по истории раннего периода Академии наук и составить 50 биографий президентов и членов Академии за первые 40 лет ее существования. Этому труду предшествовало сочинение П.П.Пекарского ? двухтомная «Наука и литература в России при Петре Великом». Труды П.П.Пекарского и поныне служат образцом и источником для историков и историков науки.

Проведенный анализ трудов, изданных до 1917 г. показал, что почти за 200 лет существования Академии наук было выявлено и опубликовано большое количество архивных материалов, отражающих научную и научно-организационную деятельность Академии наук в XVIII в., сложились основные черты историографии высшего научного учреждения России: междисциплинарный подход и рассмотрение истории Академии в неразрывной связи с историей страны. Однако в указанных публикациях, содержащих прежде всего богатейший фактический материал, информация о просветительской деятельности Академии и о развитии образования в стране содержит только констатацию фактов и ограничивается в основном перечислением: кто из членов Академии учился в академических учебных заведениях, кто из них читал лекции, реже – какие учебные пособия были ими составлены.

В первой четверти XX в. произошла институционализация историко-научных исследований и продолжены изучение и научная разработка истории Академии наук. В 1921 г. при Академии наук была основана Комиссия по истории знаний, руководимая академиком В.И.Вернадским и реорганизованная в 1932 г. в Институт истории науки и техники во главе с академиком Н.И.Бухариным, а с 1938 г. работала созданная при Архиве Академии наук под председательством академика С.И.Вавилова специальная Комиссия по истории Академии наук. В 1944 г. было принято постановление СНК СССР о создании Института истории естествознания, первым директором которого стал президент АН СССР В.Л.Комаров. В 1953 г. на базе Института истории естествознания и Комиссии по истории техники был образован Институт истории естествознания и техники АН СССР в Москве. Новому институту был передан ряд историко-научных комиссий по отраслям знаний и комиссий по разработке и изучению научного наследия ряда выдающихся ученых. Музей М.В.Ломоносова и Комиссия по истории Академии наук вошли в состав Ленинградского отделения (ныне Санкт-Петербургский филиал) Института истории естествознания и техники АН СССР. Сегодня основной объем работ по изучению различных аспектов деятельности Академии наук сосредоточен именно в этих учреждениях, ученые которых внесли существенный вклад в изучение истории Академии наук.

Обобщающим трудом по историографии науки XVIII – первой половины XIX в. является монография В.П.Зубова «Историография естественных наук в России». Подробно осветив многие вопросы общей историографии естественных наук и определив научно-методологическую роль трудов по истории естествознания, В.П.Зубов, однако, в полной мере не затронул все приемы и формы популяризации знаний, не обратил внимание на общедоступные лекции для широкой публики, организованные Академией наук в последней трети XVIII в., и на содержание школьных учебников.

Заметным событием в историографии Академии наук явилось издание в 1958 г. первого тома «Истории Академии наук», где впервые была предпринята попытка дать ретроспективу научной, научно-организационной и экспедиционной деятельности Академии в XVIII в., осветить достижения Академии в развитии отдельных отраслей науки, в широком изучении страны, раскрыть деятельность виднейших ученых, показать издательскую работу, определить вклад Академии наук в отечественную и мировую науку. Особое внимание было уделено академическим учебным заведениям. Были рассмотрены положения о Гимназии и Университете в Петровском проекте и Регламенте Академии 1747 г., основные вехи истории этих учреждений, впервые был введен в научный оборот список студентов, обучавшихся в Академии с 1726 по 1733 г. Развитие учебного дела в Академии связывалось только с именем М.В.Ломоносова, анализу проектов которого было отведено значительное место. Однако в целом это издание насыщенное разнообразным фактическим материалом, обладает несомненным достоинством: оно показывает роль и значение Академии наук в развитии отечественной науки и культуры XVIII в. и остается одним из основных по истории Академии наук. Между тем вне поля зрения исследователей осталась деятельность Академии наук по созданию государственной системы образования в России.

загрузка...