Delist.ru

Институционально-экономические ограничения оборота земель в сельском хозяйстве России (21.08.2007)

Автор: Шагайда Наталья Ивановна

ШАГАЙДА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

ОГРАНИЧЕНИЯ ОБОРОТА ЗЕМЕЛЬ В СЕЛЬСКОМ

ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ

Специальность 08.00.05.- Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами АПК и сельского хозяйства)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Москва 2007 г.

Диссертация выполнена в отделе реформирования сельского хозяйства Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова

Научный консультант: доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации Узун Василий Якимович

Официальные оппоненты:

Доктор экономических наук, профессор, академик РАСХН Буздалов Иван Николаевич

Доктор экономических наук, профессор, академик РАСХН Хлыстун Виктор Николаевич

Доктор экономических наук, профессор Югай Арсений Матвеевич

Ведущая организация – Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации

Защита состоится « » _____________ 2007 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 006.002.01 при Всероссийском институте аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова по адресу: 105064, Москва, а/я 342, Б. Харитоньевский пер., 21/.6.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова

Автореферат разослан ___________________ 2007 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат экономических наук Т.И.Леонова 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.

В результате проведения аграрной реформы в России были сформированы базовые условия для земельного оборота: осуществлена приватизация земли, большая часть сельскохозяйственных угодий бывших колхозов и совхозов передана в частную собственность миллионов граждан; провозглашено право на создание КФХ и частных сельскохозяйственных организаций; разрешены сделки с землей. Все это предопределяет активный земельный оборот и позволяет перераспределять участки от первичных собственников, наделенных землей в ходе приватизации, а также традиционных пользователей к другим, более эффективным.

С начала 90-х годов прошлого века в России принято новое земельное законодательство, обеспечивающее возможность оборота земель, занятых в сельском хозяйстве. Общественная дискуссия относительно угроз свободного оборота была острой и эмоциональной, но не всегда конструктивной, поскольку оборот земли, как фиктивного товара, во всех странах и во все периоды истории был регулируемым. Именно институты, то есть формальные и неформальные правила, направленные на регулирование экономических процессов, и закрепленные в законодательных и нормативных актах, традициях, сложившейся практике, определяют рамки этого регулирования, служат основой для определения перечня организаций, вовлеченных в оборот, формируют транзакционные издержки и влияют на состояние и динамику земельного оборота.

Несмотря на существование обширной правовой базы, до сих пор не ясно, оборот каких же земель в сельском хозяйстве требует особых правил регулирования. Основные законодательные акты – Земельный Кодекс РФ и ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» устанавливают особые правила приватизации и оборота земель сельскохозяйственного назначения. Однако, во-первых, более 50% земель сельскохозяйственного назначения – это несельскохозяйственные угодья, которые вряд ли должны иметь такие же ограничения оборота, как сельскохозяйственные. Во-вторых, сельхозпроизводители используют для производства сельскохозяйственной продукции на 136,4 млн. га земель больше, чем числится в категории «земли сельскохозяйственного назначения». В-третьих, часть сельскохозяйственных угодий, как используемых, так и неиспользуемых, входит в состав земель лесного фонда, запаса и других категорий. Каждый вид угодий и категорий земель имеет свой режим приватизации, возможность вовлечения в сделки, закрепленные в институтах. В связи с этим становится важным более четко определить земли, в отношении которых могут использоваться особые правила оборота.

Кроме этого, нет ясности с самими понятиями земельного оборота и земельного рынка. До сих пор идут дискуссии, что нужно относить к рыночным транзакциям, что включает в себя земельный оборот, чем он отличается от земельного рынка. В зарубежной литературе не удалось найти определения или упоминания земельного оборота. Поэтому, в данном исследовании потребовалось уточнение его содержания.

Существующие работы, посвященные экономическому исследованию земельного рынка или оборота, сводятся либо к анализу количества сделок, площади в сделках, доступной информации по ценам, либо к анализу законодательства. Однако большинство из них базируется на официальной статистике или ограниченном числе законодательных актов, напрямую связанных с землями сельскохозяйственного назначения. Статистическая информация не позволяет выделить сделки со всеми сельскохозяйственными угодьями. Она упускает основную часть, ведущую в настоящее время к перераспределению собственности на землю – сделки с земельными долями. Площадь земель, официально учтенная в сделках, значительно меньше той, которая привлекается производителями сельскохозяйственной продукции со стороны, поэтому на основе этой информации делать какие-либо выводы трудно. Для анализа трудно отобрать наиболее значимые законодательные и нормативные акты, если ориентироваться только на названия или на декларируемую сферу регулирования.

В силу того, что оборот сельскохозяйственных земель затрагивает интересы огромной части населения и влияет на социально-экономическую ситуацию в стране, требуется выявить институционально-экономические ограничения негативного характера и разработать рекомендации по их снижению и устранению. Однако на сегодняшний день в России практически нет работ, которые могли бы объяснить тенденции и закономерности в изменении структуры собственности на землю, интенсивность вывода сельхозугодий из сферы аграрного производства, распространение тех или иных сделок. Все это обусловило необходимость проведения исследований и выбор темы диссертации.

Степень изученности проблемы. В работах З.С.Беляевой, И.Н. Буздалова, Б.Е. Быстрова, А. М. Емельянова, И.А. Иконицкой, М.И. Козыря, Н.И. Кресниковой, Э.Н. Крылатых, О.Б. Леппке, В.В. Милосердова, А.А. Никонова, Э.И. Павловой, А.В. Петрикова, Б.И. Пошкуса, А.Ф. Серкова, Е.В.Серовой, В.А. Тихонова, В.Я. Узуна, В.В. Устюковой, Л.П. Фоминой, В.Н. Хлыстуна, Г.И. Шмелева, А.М. Югая была обоснована необходимость проведения земельных преобразований, разработана методология проведения земельной реформы и формирования земельного рынка. Проблемы трансформации земельных отношений в России рассмотрены в работах зарубежных исследователей: Д.Ван Атты, С. Вегрена, Ц. Лермана, Р. Простермана, Л. Рольфса, Й. Свинена, П. Тиллака, Т. Хэнстеда, Э. Щульце.

Теоретической базой для использования институционального подхода к проведению исследований послужили работы зарубежных экономистов: В.Андрефф, Г.Беккера, Х.Демсица, Д. Норта, Д. Стиглица, О.Уильямсона, О.Фоваро, Д.Хаджсона. Работы российских авторов по институциональной экономике - А. Аузана, В.Вольчика, А. Городецкого, В. Зотова, Р. Капелюшникова, С. Кирдиной, А. Олейника, В. Полтеровича, В. Радаева, В.Преснякова, В.Розенталя, - позволили адаптировать подходы западных специалистов к российской ситуации.

Вместе с тем, остаются малоизученными вопросы воздействия институциональных ограничений на состояние и динамику изменения структуры собственности, активность земельного оборота. Не систематизированы и не подсчитаны транзакционные издержки оборота земель, используемых в сельском хозяйстве; не выявлены институциональные ловушки и пробелы в законодательстве, которые являются основой высоких транзакционных издержек оборота; не установлены предпосылки перераспределения земли от первичных собственников и традиционных пользователей к новым; не рассчитана рентабельность спекуляций с сельскохозяйственной землей для оценки рисков изъятия земель из производства, не описаны теневые ниши земельного оборота.

Цель и задачи исследования. Целью исследования была разработка теоретико-методологических подходов к анализу институционально-экономических ограничений оборота сельскохозяйственных земель, определение путей совершенствования механизмов земельного оборота, повышения их прозрачности, обеспечения перераспределения земли к более эффективным производителям сельхозпродукции.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

адаптировать подходы и разработать методику анализа ограничений земельного оборота, сформулировать понятие «земельный оборот» с позиций институционального подхода, а также выявить сам объект особого регулирования;

определить риски, заложенные в формальных институтах, регулирующих земельный оборот, которые способны вызвать рост транзакционных издержек и, тем самым, нарушить общественные интересы в области оборота сельскохозяйственных земель;

провести экономический анализ земельного оборота в сопоставлении с институтами, регулирующими различные виды оборота, оценить соответствие институтов реальным потребностям земельного оборота;

оценить угрозы вывода сельскохозяйственных земель из сферы сельхозпроизводства, исходя из действующих формальных институтов и сложившейся практики. В условиях недостатка информации определить подходы, позволяющие выявить уровень рентабельности перепродажи сельхозугодий для оценки стимулов их вывода из сферы сельскохозяйственного производства;

разработать подходы, позволяющие оценить зависимость перераспределения земель между пользователями от прибыльности их сельскохозяйственной деятельности;

разработать методику оценки и оценить транзакционные издержки оборота сельскохозяйственных земель;

обосновать рекомендации по снижению транзакционных издержек и повышению прозрачности земельного оборота.

загрузка...