Delist.ru

Креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников (21.08.2007)

Автор: Костина Элеонора Павловна

Параллельно в эти годы уточнялись цель и общая программа исследования; обосновывались теоретические основы музыкального образования дошкольников; осуществлялся отбор методов исследования; корректировалось понятийно-терминологическое обеспечение смысловой парадигмы креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников, было разработано ее концептуальное обоснование.

Отмечается, что параллельно шла подготовка к формирующему эксперименту: было продумано видовое разнообразие ДОУ - экспериментальных площадок и определено их количество (6). Осуществлялось повышение квалификации педагогов экспериментальных групп.

Подчеркивается, что формирующему эксперименту (лонгитюдному исследованию) была отведена основополагающая роль, поскольку цель его была направлена на создание оптимальных педагогических условий для внедрения креативной технологии в практику работы дошкольных учреждений и исследование ее возможностей в развитии креативности детей и обеспечении стабильного качества музыкального образования.

Формирующий эксперимент осуществлялся в соответствии с разработанной программой экспериментальной работы, в которой были определены цель, задачи, ее основные компоненты. В опытно-экспериментальной работе было задействовано шесть исследовательских баз - МДОУ г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области, представляющих разные виды дошкольных учреждений. На начало эксперимента все воспитанники имели одинаковые музыкально-образовательные условия. В чистом эксперименте участвовало 12 групп детей (6 экспериментальных и 6 контрольных), а в целом к концу эксперимента было создано 48 групп (24 экспериментальных и 24 контрольных), поскольку эксперимент длился четыре года (дети осваивали 4-7 ступени программы) и ежегодно дополнительно вводились новые младшие группы. С детьми работали в течение длительного периода педагоги различной педагогической квалификации, образования и стажа работы с детьми.

Формирующий эксперимент имел три компонента.

Первый (констатирующий компонент) имел цель – проведение педагогического обследования детей 4-го года жизни: выявлялись уровни развития подражательности (как база развития креативности), музыкальности и качества владения детьми музыкальной деятельностью.

Второй (основной) компонент формирующего эксперимента имел следующие цели: последовательное внедрение (в течение четырех учебных годов) разработанной инновационной креативной технологии музыкального образования (были взяты 4-7 ступени) и обобщение доказательств педагогической эффективности данной технологии. Необходимо было обеспечить креативное развитие целостной личности ребенка и стабильное качество музыкального образования, а также выявить корреляцию между их уровнями.

Далее подчеркивается важность каждого из представленных основных направлений реализации цели: обучение детей (содействие освоению) музыкальной деятельности (по программе «Камертон»); развитие креативности детей во всех видах музыкальной деятельности и формах ее организации; повышение квалификации педагогов по различным вопросам овладения креативной технологией музыкального образования; разработка и создание адекватной творческой музыкально-образовательной среды ДОУ в различных возрастных группах; проведение комплексного мониторинга качества музыкального образования детей.

Третий компонент формирующего эксперимента был нацелен на проведение через четыре года итогового контролирующего педагогического обследования качества музыкального образования детей 7-го года жизни (выявлялись уровни развития креативности, музыкальности и качества овладения музыкальной деятельностью).

В завершение экспериментального исследования проводилась большая аналитическая работа по обобщению доказательств педагогической эффективности разработанной креативной технологии, осуществлялись: обработка полученных данных, интерпретация результатов эксперимента на основе разработанного комплексного мониторинга качества музыкального образования дошкольников, формулирование выводов и оформление полученных результатов. Поскольку был получен объемный материал, он представлен в следующем параграфе данной главы.

Во втором параграфе четвертой главы «Анализ и интерпретация результатов эксперимента на основе комплексного мониторинга качества музыкального образования дошкольников» обосновывается необходимость разработки и использования комплексного мониторинга качества музыкального образования детей, возникшая при проведении лонгитюдного исследования на базе экспериментальных дошкольных учреждений с 2001 по 2005 г. Лишь на основе мониторинга можно было получить обобщенные данные по всем экспериментальным дошкольным образовательным учреждениям за весь период формирующего эксперимента и в итоге привести доказательства результативности и эффективности внедренной в образовательный процесс креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников.

Параграф начинается с рассмотрения понятия мониторинга качества музыкального образования как системы методов обследования педагогического процесса музыкального образования дошкольников в рамках контрольно-диагностической функции, направленной на установление его соответствия нормативам качества.

Поясняется, что мониторинг использовался в решении таких задач, как: организация системы наблюдений и измерений, получение достоверной и объективной информации об условиях, содержании, организации и результатах музыкально-образовательного процесса; систематизация информации об уровне развития креативности и качестве музыкального образования детей, повышение ее оперативности и доступности; использование единых нормативных материалов, методик, диагностик и их адаптация к анализу музыкальной деятельности; своевременное выявление изменений в сфере музыкального образования детей дошкольного возраста и вызвавших их факторов (как положительных, так и отрицательных).

Подчеркивается, что объектами мониторинга явились следующие структурные элементы: субъекты педагогического процесса (дети и педагоги); компоненты средообразовательного педагогического процесса музыкального образования детей (условия: кадровые, материальные; содержание: цели, планы, программы, средства; организация: режим, расписание занятий; результаты: текущие, итоговые); результаты внедрения в музыкально-образовательный процесс ДОУ креативной музыкально-педагогической технологии: уровни развития креативности, музыкальных способностей и качества владения детьми музыкальной деятельностью; характеристики коммуникативных процессов: в системах «педагог – ребенок», «ребенок – ребенок»; управление средообразовательным процессом музыкального образования дошкольников; взаимодействие системы музыкального образования детей в ДОУ с семьей и окружающим социумом (учреждениями культуры и образования).

Достоверные результаты мониторинга позволили в максимально короткий срок провести оценку и аналитическую обработку огромного информационного массива (осуществить первичный анализ реального результата музыкально-образовательной деятельности педагогов, познать его качество в количественных показателях, увидеть динамику развития каждого конкретного воспитанника, группы, учреждения в целом), что говорит об универсальности данного мониторинга.

Основной материал мониторинга распределялся по оценочным таблицам. Результаты оценивались по 3-балльной системе (от 1 до 3 баллов, где 1 балл – полное несоответствие, 2 балла – частичное несоответствие, 3 балла – полное соответствие оценочным критериям и показателям).

Весь исследовательский инструментарий соответствовал специфике того или иного этапа дошкольного детства. Так, анализ уровня развития креативности детей 4-го года жизни в отличие от детей 7-го года включал обследование такого качества личности малышей, как подражательность, рассматриваемая нами как стартовый уровень развития креативности.

Данные показатели способствовали возможности отследить динамику развития всех субъектов и объектов музыкально-образовательного процесса, а также доказать корреляцию между уровнями креативности и качества музыкального образования детей.

Так, анализ полученных результатов констатирующего компонента формирующего эксперимента показал, что подражательность детей контрольных и экспериментальных групп находилась приблизительно на одинаковом уровне – в пределах от 47 до 61 %, причем показатели некоторых экспериментальных групп были ниже, чем контрольных.

А результаты проведения контролирующего компонента формирующего эксперимента показали существенную разницу показателей развития креативности в экспериментальных группах – от 72 до 81%, а в контрольных группах – от 58 до 69%, Таким образом, динамика развития креативности в контрольных группах составила 9%, а в экспериментальных – 20 %. В экспериментальных группах креативность дошкольников проявлялась в том, что они по предложению педагога в процессе музыкально-творческих заданий сочиняли музыку различного содержания и характера, самостоятельно придумывали, сочиняли новые варианты игры, танца (как на основе вариаций знакомых движений, так и придуманных ими самими), моделируя различную последовательность композиции знакомого танца, характер движений.

Другие показатели у детей экспериментальных групп при реализации креативной педагогической технологии также были гораздо выше, чем у детей контрольных групп: музыкального развития детей – до 90%, показатели качества овладения музыкальной деятельностью – до 88%. В контрольных группах были соответственно другие показатели: до 48%, до 68%.

Следовательно, в результате анализа данных комплексного мониторинга качества музыкального образования дошкольников была доказана несомненная позитивная динамика, прежде всего, в показателях развития уровня креативности детей, а также и всех других показателей в экспериментальных группах, реализующих креативную педагогическую технологию музыкального образования детей и ее основной содержательный компонент – программу «Камертон».

Кроме того, сравнительный анализ сопоставления данных уровня развития креативности детей 7-го года с двумя другими их показателями (развития музыкальности и качества владения деятельностью) выявил корреляцию между ними у 78% детей, что, несомненно, доказывает значимость качества музыкального образования в развитии креативности дошкольников.

Следовательно, в результате комплексного мониторинга качества музыкального образования дошкольников в экспериментальных ДОУ г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области была отмечена несомненная позитивная динамика в развитии всех показателей в экспериментальных группах, реализующих креативную педагогическую технологию музыкального образования детей и ее основной содержательный компонент – программу «Камертон».

Таким образом, вышеизложенное доказывает эффективность разработанной креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников в обеспечении креативного развития целостной личности ребенка и качества его музыкального образования.

В заключении обобщены результаты исследования, подтверждающие правомерность выдвинутой гипотезы и положений, выносимых на защиту, подтверждено достижение поставленной цели и задач исследования – разработана, внедрена и доказана эффективность креативной педагогической технологии музыкального образования детей дошкольного возраста.

Проведение исследования на тему «Креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников» было связано с необходимостью разработки теоретико-методологических оснований построения такой модели педагогической технологии музыкального образования, которая была бы ориентирована на развитие креативности ребенка и стабильное качество его музыкального образования.

Актуальность этой задачи обусловливалась утверждением в дошкольном образовании позиций личностно ориентированной педагогики, ведущим компонентом которой являлось развитие творческого потенциала ребенка. Использование гуманно-деятельностного взаимодействия субъектов музыкально-педагогического процесса рассматривалось также одним из основных условий и средств развития творческих качеств личности и обеспечения стабилизации качества музыкального образования дошкольников.

Прежде всего, именно на этих основах разработана и научно обоснована креативная педагогическая технология музыкального образования детей, адекватная собственной внутренней природе музыкальной культуры, закономерностям художественного творчества, а также их возрастным особенностям.

Данная технология выстроена также с учетом процесса обновления парадигмы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста, осуществляемого на основе актуальных метаподходов: аксиологического, креативного, технологического, средового и других. В концептуальные основы креативной технологии музыкального образования детей впервые взяты инновационные теоретические положения музыкальной педагогики.

Результаты исследования были получены на основе комплекса следующих методов: системного теоретического анализа, теоретического моделирования, эмпирических, – ведущим из которых явился педагогический формирующий эксперимент, основанный на материале комплексного мониторинга качества музыкального образования детей в дошкольных образовательных учреждениях разного вида, составивших широкую экспериментальную базу исследования.

Перспективы дальнейшего исследования связаны с решением вопросов, касающихся разработки новых условий и механизмов профессионального развития педагогов-специалистов по музыкальному образованию дошкольников в системе как вузовского, так и постдипломного образования, способного реализовать креативную педагогическую технологию музыкального образования дошкольников в своей музыкально-педагогической практике.

Основное содержание диссертации и результаты исследования отражены в следующих публикациях автора:

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК

Костина, Э. П. Модернизация музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Э. П. Костина // Вестн. МГУКИ. – 2006. - № 1. – 0,6 п. л.

Костина, Э. П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка [Текст] / Э. П. Костина // Дошкольное воспитание. – 2006. - №№ 11, 12. – 1 п. л.

Костина, Э. П. Специфика средообразовательного процесса креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников [Текст] / Э. П. Костина // Мир психологии. – 2006. - №4. – 0,8 п. л.

Костина, Э. П. Комплексный мониторинг качества музыкального образования детей [Текст] / Э. П. Костина // Доп. образование и воспитание. – 2007. - № 3. – 0,4 п. л.

Костина, Э. П. Сущность креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников [Текст] / Э. П. Костина // Вестн. МГУКИ. - 2007. - № 2. – 0,6 п. л.

Монографии, учебные и методические пособия

загрузка...