Delist.ru

Креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников (21.08.2007)

Автор: Костина Элеонора Павловна

Исходными теоретическими положениями разработки содержания креативной технологии (программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон») выступили: ребенок как субъект субкультуры детской музыкально-творческой деятельности; целостность задач его музыкального образования (воспитания, обучения, развития), обеспечивающая развитие креативной личности ребенка и стабильное качество музыкального образования; таксономия задач, обеспечивающая ребенку успешность освоения музыкального содержания; признание и воплощение задач развития восприятия музыки в программе как базиса для каждого из всех видов музыкальной деятельности; интеграция их на основе единых общих задач; единство художественно-эстетической, социально-педагогической и психологической основ разработки и подбора содержания репертуара и др.

Отмечается стратегическая значимость для проектирования содержания музыкального образования дошкольников принципов гуманистической, музыковедческой, психологической и педагогической направленности, совокупность которых обеспечила целостный подход к ее разработке.

Обращается внимание на два подхода в проектировании содержания личностно-ориентированной модели музыкального образования детей: первый – направлен на целостное развитие личности ребенка, второй – на освоение отдельной образовательной дисциплины, в частности содержания музыкального искусства и детской музыкальной деятельности.

Далее раскрывается логика последовательности этапов разработки содержания музыкального образования дошкольников в соответствии с его общепризнанными элементами: опыт эмоционально-ценностного отношения детей к музыкальному искусству; знания музыки и знания о музыке; музыкальные умения и навыки; опыт музыкально-творческой деятельности ребенка.

Поясняется, что задачи программы впервые представлены в виде таксономии, они алгоритмизируемы, диагностируемы и ориентированы на конечный результат.

Подчеркивается адекватность репертуара программы ее задачам и обоснованность подбора тремя основами (эстетической, педагогической, психологической).

Итак, выделенные нами принципы, методологические положения и подходы позволили выстроить содержание музыкального образования дошкольников, которое является базисом средообразовательного музыкально-педагогического процесса авторской технологии, представленного далее.

В третьем параграфе третьей главы «Специфика средообразовательного процесса как компонента креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников» представлена стратегия реализации разработанного инновационного содержания музыкального образования дошкольников.

Прежде всего на основе анализа педагогических исследований рассматриваются характеристики педагогического процесса: целенаправленность, целостность, наличие связей между участниками, системность.

Целенаправленность является первой его характеристикой и в то же время первым действием в организации педагогического процесса, цели которого алгоритмизируемы, диагностируемы и направлены на конечный результат.

Ведущей характеристикой выделяется целостность педагогического процесса, обеспечивающая единство его относительно самостоятельных процессов-компонентов: содержательно-целевого, организационно-процессуального, операционально-технологического.

Другой не менее важной характеристикой педагогического процесса музыкального образования определяется специфика связей между его участниками. Процесс взаимодействия педагога и ребенка в целостном креативно ориентированном средообразовательном процессе представлен в формах со-действия.

Системность и процессуальность педагогического процесса – его четвертая характеристика, предполагает рассмотрение данного явления как системы и процесса.

На основе данных характеристик и собственного практического опыта организации процесса музыкального образования детей в ДОУ разработана модель средообразовательного процесса технологии, ориентированного на креативное развитие дошкольника и качество его музыкального образования.

Ведущие принципы, имеющие гуманистическую, психологическую и педагогическую направленность, обеспечивают целостный подход к проектированию данного педагогического процесса, который является стержневой направляющей педагогической технологии.

Проектируется, прежде всего, содержание педагогического процесса технологии, которое продумывается на основе мотивационного обеспечения деятельности ребенка и педагога в средообразовательном процессе, ориентированном на интересы ребенка, на реализацию его личностных функций в этом процессе (свободный выбор, креативность, игра и т.п.).

Далее раскрываются этапы проектирования средообразовательного процесса: моделирование, собственно проектирование и конструирование. Выделяются наиболее значимые специфические особенности средообразовательного музыкально-педагогического процесса креативной технологии: целостность всех форм организации музыкальной деятельности, имеющих творческую направленность; доминирование их нерегламентированных форм; ведущая роль музыкально-образовательной среды в данном процессе, выступающая как средство, мотивация и продукт детской музыкально-творческой деятельности; значимая роль семьи, родительской общественности и социума культуры как элементов социальной среды, активно влияющих на развитие креативности и качество музыкального образования детей.

Поясняется, что в организации данного педагогического процесса за основу впервые взят средовой подход, который рассматривается как основа технологии опосредованного управления формированием и развитием креативной личности ребенка через музыкальную среду.

Подчеркивается значимость организации средообразовательного педагогического процесса музыкального образования дошкольников, представленной следующими компонентами: анализ ситуации и постановка педагогических задач, ориентированных на развитие креативности субъектов и объектов педагогической системы; проектирование вариантов и выбор средств решения, оптимальных для данных условий; осуществление плана решения вышеуказанных педагогических задач на практике, включающего организацию взаимодействия, регулирование и корригирование течения средообразовательного процесса музыкального образования детей; комплексный педагогический мониторинг развития креативности ребенка и качества средообразовательного педагогического процесса музыкального образования детей.

Этому также содействует алгоритм средообразовательного процесса технологии, который стимулирует педагогическое творчество, сознательные действия и творческую деятельность субъектов (ребенка и педагога), функционирующих в нем.

Большое значение придается взаимодействию педагога с детьми, в котором доминируют игровая и проблемная стратегии с преобладающими в них инновационными дидактическими и собственно музыкальными методами.

Подчеркивается актуальность комплексного мониторинга качества музыкального образования дошкольников, в рамках которого проводится педагогическое обследование детей, являющееся основой в обеспечении развития креативной личности ребенка и качества его музыкального образования.

Таким образом, благодаря целостности единства содержательного и процессуального блоков спроектированного средообразовательного процесса музыкального образования дошкольников обеспечивается внутреннее единство составляющих его компонентов, которые объединяет творческая музыкально-образовательная среда.

В четвертом параграфе третьей главы «Музыкально-творческий потенциал средового окружения ребенка» раскрывается роль музыкальной среды в реализации средообразовательного процесса музыкального образования дошкольников, ориентированного на развитие их креативности.

Содержание параграфа начинается с обоснования необходимости создания насыщенной музыкально-образовательной среды для развития креативности ребенка-дошкольника в музыкальной деятельности, поскольку в предыдущем параграфе было определено, что среда, окружающая ребенка в учреждении, семье и социуме, может стать средством становления его креативности в том случае, если педагог сможет стать организатором этой среды.

Далее дается определение творческой музыкально-образовательной среды, состоящей из музыкального и предметно-развивающего, а также и социального компонента, поскольку в любой среде происходят социальные взаимодействия ребенка с партнерами.

Затем представлена характеристика творческой музыкально-образовательной среды, отличающейся специальным набором пособий и инструментов, специфическим эмоциональным фоном, соответствующей атмосферой: творческой увлеченностью, настроем на поиск, на созидание.

Обосновывается содержание, структура, этапы построения творческой музыкально-образовательной среды, требования к развивающей предметной среде, а также раскрыта ее роль в жизнедеятельности детей, в креативном развитии личности. Представлены критерии и показатели качества музыкальной предметно-развивающей среды: содержания, структуры, функционального и эмоционального комфорта.

Подчеркивается, что целостность музыкально-образовательной среды детей обеспечивается и строится, так же как и содержание, на следующих основах: психологической, педагогической, эстетической. В соответствии с ними выделяются следующие места творческой музыкально-образовательной среды в жизнедеятельности детей (музыкальный зал и групповая комната в ДОУ, домашнее помещение семьи ребенка, концертный зал и т.п.), обеспечивающие возможности креативного и музыкального развития.

Представлена система музыкально-образовательных сред дошкольников – ДОУ как среды их организованной музыкально-творческой деятельности и среды нерегламентированной музыкально-творческой деятельности: совместной с педагогом и самостоятельной музыкальной деятельности ребенка; среды семьи как места совместной и самостоятельной музыкальной деятельности ребенка; среды социума как места музыкального просвещения.

Подчеркивается важность наличия факторов каждого места, содействующих успешности развития креативности и музыкальности детей: информационного, социального, эмоционального.

Обращается внимание на то, что лишь при тесном взаимодействии педагогов ДОУ, семьи и музыкантов социума культуры единая музыкально-образовательная среда является мощным средством развития их креативности в условиях процесса музыкального образования дошкольников.

Следовательно, реализация педагогической технологии, в которой стержневым компонентом является средообразовательный музыкально-педагогический процесс, успешно обеспечивает развитие креативности ребенка и качество его музыкального образования.

Таким образом, в завершение рассмотрения теоретико–методических основ разработки и внедрения креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников подчеркивается инновационный, креативный характер технологии, целостность ее структурных компонентов: алгоритмичность целеполагания, системность содержания и процессуальной составляющей, а также направленность их на конечный результат – целостное развитие креативной личности ребенка и стабильное качество его музыкального образования. При этом отмечается, что авторская технология не догматична и предполагает педагогическое и музыкальное творчество педагогов, поскольку лишь в данном случае будет успешно осуществляться развитие креативности ребенка.

Эффективность представленной выше креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников была подтверждена в результате экспериментального исследования, которому посвящена четвертая глава.

В четвертой главе «Экспериментальное исследование эффективности современной креативной технологии музыкального образования дошкольников» освещаются программа, основные этапы экспериментального исследования и его результаты.

В первом параграфе четвертой главы «Программа экспериментального исследования эффективности авторской креативной музыкально-педагогической технологии» излагается гипотеза, предполагающая, что реализация креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников в условиях любого дошкольного учреждения будет способствовать стабильному развитию креативности каждого ребенка и обеспечивать качество его музыкального образования.

С целью проверки выдвинутой гипотезы были разработаны задачи экспериментального исследования и его программа, включающая четыре этапа. Обосновывается их актуальность, подчеркивается важность каждого из них, отмечается наиболее важный – третий этап.

Прежде всего, освещается аналитическое исследование качества музыкального воспитания детей в ДОУ Нижегородской области, которое осуществлялось несколько лет. Анализ предполагал изучение программно-методического обеспечения музыкального воспитания дошкольников, состояние музыкально-педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях, уровня профессиональной компетентности педагогов-музыкантов и результативности музыкального воспитания дошкольников в условиях ДОУ. Результат проведенной аналитической работы показал отсутствие в те годы благоприятных условий для обеспечения качества музыкального образования дошкольников, что выявило актуальность и доказало необходимость разработки инновационной технологии музыкального воспитания и, прежде всего, ее содержательной части – программы музыкального образования.

Поэтому в течение нескольких лет по ступеням музыкального развития стала разрабатываться первоначально программа музыкального воспитания и развития детей раннего возраста, а затем программа музыкального образования (воспитания, обучения и развития) детей дошкольного возраста, которая получила название «Камертон». Одновременно в течение ряда лет разрабатывалась креативная педагогическая технология музыкального образования детей.

Страницы: 1  2  3  4  5  6  7  8  9