Delist.ru

Креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников (21.08.2007)

Автор: Костина Элеонора Павловна

Во второй половине XX века дальнейшее успешное развитие отечественной теории формирования и развития продуктивного музыкального творчества дошкольников связано, в основном, с именем Н.А. Ветлугиной, которая рассматривала его как метод музыкального воспитания детей, придавая большое значение взаимосвязи обучения и творчества.

Однако анализ исследований и программ (комплексных и парциальных) музыкального воспитания детей последнего десятилетия XX века показал, что авторы довольно слабо используют достижения отечественной научной школы развития музыкального творчества дошкольников, тем самым не обеспечивая перспективные и преемственные связи науки и практики в развитии их музыкально-творческого развития. Отсутствовали также креативные педагогические технологии музыкального образования дошкольников, отмечались лишь некоторые технологические аспекты в некоторых методиках и программах.

В заключение параграфа делается вывод о необходимости разработки креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников, обеспечивающей развитие креативности детей и качество их музыкального образования.

Во второй главе «Концептуальное обоснование креативной музыкально-педагогической технологии» представлены креативные возможности музыкального искусства и теоретико-методологические основы разработки и создания креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников.

В первом параграфе второй главы «Креативный потенциал музыкального искусства» определяется содержательная совокупность возможностей музыкального искусства для развития креативности ребенка в образовательном процессе. Выявляется влияние креативного потенциала музыки на формирование личности ребенка: его эмоциональную сферу, интеллектуальное, познавательное и физиологическое развитие в процессе музыкального образования. Подчеркивается значимость многочисленных исследований, доказывающих возможность и необходимость использования креативных возможностей музыки в музыкально-образовательном процессе.

Далее, в логике исследования, характеризуются (через призму развития креативности) основные функции музыки в образовательном процессе: развивающая, способствующая развитию качеств и свойств личности ребенка, в том числе и креативности; формирующая, содействующая формированию опыта музыкально-творческой деятельности; воспитательная, направленная на воспитание нравственных, эстетических ценностей ребенка. Фокусируется внимание на реализации отдельных функций музыки в образовательном процессе, наиболее способствующих развитию уникального качества личности – креативности, которое определяется как структурно-уровневое образование, состоящее из трех взаимосвязанных компонентов: мотивационного, операционного и рефлексивного.

Обосновывается возможность развития креативности лишь при создании определенных педагогических условий активизации музыкально-творческой деятельности детей, которые определяют позиции ребенка в музыкальном искусстве и деятельности: композитор, исполнитель, слушатель. Указывается, что все виды музыкальной деятельности относятся к разряду творческих, поскольку музыка в каждом из них оказывает креативное воздействие на ребенка в каждой из позиций: «слушатель» (креативно воспринимает музыку), «исполнитель» (толкователь музыкального текста), «композитор» (творец импровизации и сочинений). Далее подводится итог анализа данных видов музыкальной деятельности детей как творческих.

В конце параграфа анализируется понятие «музыка для дошкольников». С позиции аксиологии (теории ценностей) поясняется, что нет четкого разграничения понятий «музыка для взрослых» и «музыка для детей», однако у музыки для детей есть своя специфика, которая опосредуется особенностями детского мироощущения и восприятия. Отмечается основное достоинство хорошей музыки для детей – образная характерность всей музыкальной ткани, доступной для них и связанной с их жизненным опытом, простота, ясность, предельная отточенность формы выражения.

В итоге подчеркивается, что музыкальное искусство влияет своим творческим потенциалом на ребенка, если соблюдаются все необходимые психолого-педагогические условия и музыка соответствует интересам и потребностям дошкольников.

Во втором параграфе второй главы «Теоретическое обоснование креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников» данная технология представлена через совокупность ее теоретических конструктов.

Концепция креативной педагогической технологии базируется на выявлении и анализе следующих групп предпосылок: социально-педагогических, обусловленных генезисом фундаментальных представлений о ребенке и значимости музыкального искусства в его креативном развитии; научно-теоретических предпосылок, связанных с определением методологического аппарата настоящего исследования; научно-практических предпосылок, обусловленных необходимостью развития творческих качеств личности ребенка; содержательно-технологических предпосылок, связанных с преобразованием содержания и структуры музыкального образования, оптимально обеспечивающих его качество.

Методологической основой креативной педагогической технологии музыкального образования детей (на основе рассмотрения парадигм различных философий образования) определяется гуманистическая философия, доверяющая ребенку, утверждающая изначально его позитивную сущность.

Методологическими основами концепции взята сущность креативных педагогических технологий, рассматриваемая на методологическом, теоретическом и практическом уровнях.

Миссией музыкального образования дошкольников определяется раннее введение детей в мир музыкального искусства, успешно постигаемый ими при условии развития креативности.

????

???????????центируется внимание, что в основе педагогического процесса креативной педагогической технологии позиция со-действия занимает доминирующее место и обеспечивает целевую установку на развитие личности креативного типа.

Далее обращается внимание, что процесс обновления парадигмы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста осуществляется на основе группы принципов, основополагающим из них является принцип оптимального соотношения процессов креативного развития и саморазвития ребенка. Подчеркивается значимость психолого-педагогических принципов музыкального образования дошкольников, впервые выстроенных на основе общей дидактики, музыкальной педагогики, возрастной психологии.

Теоретико-методологическую основу исследования составили научные подходы, среди которых выделяются следующие метаподходы: аксиологический (ориентирующий главную ценность и цель музыкального образования на ребенка), креативный (пробуждающий творческий потенциал ребенка в любом виде музыкальной деятельности), технологический (предусматривающий радикальное обновление методологических и инструментальных средств музыкальной педагогики) и средовой (рассматривающий творческую музыкально-образовательную среду как одно из ведущих средств музыкального развития ребенка), которые удачно сочетают с основополагающими идеями гуманитарно-культурологического, интегративного, личностно-деятельностного, мотивационного, диалогического подходов и преемственности.

В концептуальные основы разрабатываемой технологии музыкального образования детей многие теоретические положения дидактики и музыкальной педагогики взяты впервые: содержание процесса музыкального образования детей отражает его целостность (воспитание, обучение, развитие); музыкальное образование детей ориентировано на закономерности самой музыки; единая музыкально-образовательная среда рассматривается как одно из ведущих средств музыкального образования детей и обеспечивает единое содержательное музыкально-эстетическое пространство жизни детей в ДОУ, семье и социуме, содействующее успешному развитию креативности и качеству их музыкального образования и др.

Организационной основой данного объединения является средовой подход, сущностные содержательные основы которого обеспечивают степень различной активности включения педагога ДОУ в регламентированную (организованную), а также нерегламентированную (совместную с ребенком и самостоятельную) музыкальную деятельность детей.

Разработанные концептуальные идеи креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников позволяют представить в следующей главе сущность креативной педагогической технологии дошкольного музыкального образования и специфику проектирования ее содержательной и процессуальной частей.

В третьей главе – «Сущность и педагогическое проектирование креативной технологии музыкального образования дошкольников» представлена разработанная модель креативной педагогической технологии музыкального дошкольного образования и раскрывается ее сущность; также дана специфика проектирования содержательной, процессуальной частей данной технологии и музыкально-образовательной среды как одного из ведущих факторов и средств развития креативности ребенка и качества его музыкального образования.

В первом параграфе третьей главы «Сущность креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников» конструируется модель инновационной креативной педагогической технологии дошкольного музыкального образования с опорой на структурные особенности педагогических технологий и критерии креативности их структурных компонентов, выделенных в предыдущих параграфах.

Внимание фокусируется на том, что модель данной технологии основана на лучших традициях отечественного музыкального образования дошкольников и новейших достижениях педагогической науки и практики.

Учитывая вышеизложенное и опираясь на современную технологическую парадигму и актуальные исследования в области теории педагогических технологий (В.М. Монахов, В.Г. Селевко и др.), определяется специфика креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников, обоснованная как особенностями художественно-творческого познания и максимального вовлечения личности ребенка в процесс диалогического общения с миром музыкальных художественных ценностей, так и спецификой детей дошкольного возраста, созданием вокруг ребенка единого интеллектуально-эмоционального пространства, пронизанного музыкально-творческим содержанием.

Подчеркивается, что вновь разработанная модель креативной педагогической технологии музыкального образования детей адекватна творческой природе музыкальной культуры, закономерностям музыкально-педагогической науки, художественного творчества, а также возрастным особенностям детей.

Объектом креативной педагогической технологии является ребенок дошкольного возраста.

Ключевым понятием креативной педагогической технологии выступает креативность («творчесткость») как свойство, качество личности ребенка.

Далее представлена модель структуры креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников и рассматриваются ее структурные компоненты.

Траекторией данной технологии является музыкальное образование детей дошкольного возраста, определяемое проектированием музыкального воспитания, обучения и развития дошкольников, основанное на использовании креативно ориентированной модели музыкально–образовательного процесса в ДОУ.

Алгоритм пространственной структуры креативной технологии музыкального образования дошкольников представлен разделением ее на отдельные содержательные компоненты – на семь ступеней музыкального образования детей от первого до седьмого года (включительно), которые ребенок осваивает в заданном алгоритме, определенном программой музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон», предусматривающей музыкальное воспитание и развитие (1-3 ступени программы) и музыкальное образование: обучение, воспитание и развитие (4-7 ступени программы) детей.

Задачи технологии ориентированы на креативное развитие целостной личности ребенка и качество его музыкального образования. Обучающие задачи обеспечиваются диагностическим материалом, поскольку результат обучения в креативной педагогической технологии запрограммирован, равнозначен диагностируемым и алгоритмизируемым задачам.

Проектирование технологического процесса – следующий компонент креативной педагогической технологии дошкольного музыкального образования, включающий проектирование содержания, базисом которого является программа. Далее следует проектирование процесса музыкального образования дошкольников.

Методическая система является следующим значимым компонентом креативной педагогической технологии дошкольников. Основой методической системы является педагогическое обследование ребенка: уровня развития креативности и музыкальности, а также уровня качества овладения музыкальной деятельностью и активности в самостоятельной музыкальной деятельности и пр.

Основная значимость методической системы – в обеспечении оптимального функционирования средообразовательного процесса музыкального образования дошкольников, содержание которого представляет неразрывное единство его составляющих: информационной, креативной, социальной и эмоциональной, ориентированных на ребенка как активного субъекта педагогического процесса. Содержание базируется на современных научных подходах к творческому освоению музыкального искусства, адекватных самой музыке и закономерностям психического развития детей, для которых музыкально-образовательная среда является одним из ведущих средств их музыкального образования.

Обращается внимание на целостность представленных в педагогическом процессе регламентированных (организованных) и нерегламентированных (совместных с воспитателем и самостоятельных) форм организации и самоорганизации детей в музыкальной творческой деятельности, которые как организация включенности детей в творческую музыкальную деятельность предполагают игровую и проблемную стратегию педагогического процесса с использованием педагогом традиционных и инновационных форм, методов и средств развития креативности.

Подчеркивается, что качество содержания и организации музыкального образования дошкольников обеспечивается также качеством его управления, реализуемым единством управляющей и управляемой систем.

Дидактические условия – не менее важный компонент технологии, он также обеспечивает качество креативной педагогической технологии, основным его условием и средством определяется музыкально-образовательная среда. Другими дидактическими условиями реализации технологии являются преемственность музыкального образования на ступенях преддошкольного, младшего и старшего дошкольного возраста, коррекция в случае необходимости, а также мониторинг, который необходимо проводить для получения информации о ходе музыкально-педагогического процесса в ДОУ, для контроля его отдельных этапов, получения данных о качестве результатов музыкального образования детей, косвенно влияющих на развитие креативности и качество музыкального образования.

Итак, разработанная автором диссертации, научно обоснованная, методически выверенная креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников рассматривается как целостность ее содержательной и процессуальной частей, средообразовательный музыкально-педагогический процесс которой запрограммирован во времени, пространстве и позволяет целенаправленно осуществлять реализацию поставленных алгоритмизируемых, диагностируемых задач, ориентированных на конечный результат – творческое развитие целостной личности ребенка и стабильное качество музыкального образования.

Во втором параграфе третьей главы «Методика проектирования содержания музыкального образования детей как компонента креативной педагогической технологии» раскрывается важная проблема его современного педагогического проектирования.

загрузка...