Delist.ru

Креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников (21.08.2007)

Автор: Костина Элеонора Павловна

Положения, выносимые на защиту:

Сущность креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников проявляется на следующих основных уровнях:

методологическом – как интеграция совокупности знаний о сущности креативных педагогических технологий, развитии креативности детей, креативном потенциале музыкального искусства, теории музыкально-творческого развития дошкольников, определяющих центральной задачей музыкального образования детей дошкольного возраста креативное развитие целостной личности и качество музыкального образования;

теоретическом – как синтез теоретических положений, принципов, научных подходов, раскрывающих как внутренние закономерности креативного развития ребенка-дошкольника в музыкальной деятельности, так и содействующее ему концептуальное обоснование целостного средообразовательного процесса креативной педагогической технологии, предусматривающего перевод доминанты педагогического процесса музыкального образования в ДОУ с регламентированных в нерегламентированные формы организации музыкально-творческой деятельности вне занятий;

практическом – как совокупность педагогических (дидактических) условий, разработанных до уровня их применения в ДОУ и представляющих следующий комплекс: преемственность музыкального образования детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста, творческая музыкально-образовательная среда, мониторинг качества музыкального образования, коррекционная помощь (при необходимости) каждому ребенку.

Определение и обоснование совокупности сущностных критериев отнесения музыкально-педагогической технологии к категории креативных:

креативность целеполагания и результатов, ориентированная на креативное развитие целостной личности ребенка с навыками творческого усвоения знаний музыки и о музыке, стремящейся к максимальной реализации своих музыкально-творческих возможностей в детской музыкально-творческой деятельности;

креативность содержания, носящая деятельностный музыкально–творческий характер и обеспечивающая формирование и накопление опыта творческих проявлений детей во всех видах музыкальной деятельности, в том числе и в продуктивном творчестве;

креативность целостного средообразовательного музыкально-педагогического процесса, предусматривающая системное музыкально-творческое развитие детей в едином содержательном поле регламентированных (организованных) и нерегламентированных (совместных с воспитателем и самостоятельных) форм организации и самоорганизации детей в музыкально-творческой деятельности, которые ориентированы на игровую и проблемную стратегию музыкально-творческого развития личности и предполагают использование дидактических и собственно-музыкальных методов креативного развития ребенка во всех трех его позициях: композитор, исполнитель, слушатель, – и обеспечивают его социальный контакт с творческой музыкально-образовательной средой;

креативность взаимодействия субъектов образовательного процесса, ориентированная на освобождение сил ребенка для творчества, на устремленность его к самостоятельному поиску креативного решения музыкально-творческих проблем, на творческую активность и умение справляться с творческими задачами обучения и воспитания.

Концепция креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников, цель которой заключается в научном обосновании разработанного инновационного эффективного механизма функционирования современной системы музыкального образования, обеспечивающего креативное становление целостной личности ребенка и качество его музыкального образования:

креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников рассматривается как научно обоснованная, методически выверенная целостность содержательной и процессуальной частей педагогической технологии, средообразовательный музыкально-педагогический процесс которой запрограммирован во времени, пространстве и позволяет целенаправленно осуществлять реализацию поставленных алгоритмизируемых, диагностируемых задач, ориентированных на конечный результат – творческое развитие целостной личности ребенка и стабильное качество его музыкального образования:

базируется на следующих группах предпосылок: социально-педагогических, научно-теоретических, научно-практических и содержательно-технологических;

разработана на основе комплекса научных подходов: аксиологического, креативного, средового и технологического в совокупности с гуманитарно-культурологическим, личностно-деятельностным, интегрированным, мотивационным, диалогическим, идеями подхода преемственности и др.;

ее основами являются ведущие группы принципов развития и саморазвития детей в музыкальной деятельности, а также группы принципов гуманистической, музыковедческой, педагогической и психологической направленности, обеспечивающие инновационные подходы к разработке содержания и организации средообразовательного процесса в ДОУ.

Структура диссертации. Диссертация включает введение, 4 главы (11 параграфов), заключение, список использованной литературы, 11 приложений: методические рекомендации, материалы комплексного мониторинга качества музыкального образования, таблицы и др.

II. Основное содержание диссертации

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены цель и задачи, объект, предмет исследования, сформулирована гипотеза, раскрыты методологическая основа и методы исследования, а также научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, представлены сведения об апробации работы и положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Развитие теоретико-методологических основ проблемы педагогических технологий в отечественной и зарубежной науке» анализируются теоретические основания педагогических технологий; излагается анализ гуманитарных педагогических технологий, которые можно отнести к креативным, и выводятся основные критерии отнесения педагогических технологий к креативным; дается краткий экскурс развития теории формирования детского музыкального творчества и сравнительный анализ современных педагогических технологий музыкального воспитания дошкольников.

В первом параграфе первой главы «Эволюция теоретико-методологических исследований в области педагогических технологий» рассматривается генезис понятия «педагогическая технология», прослеживается эволюция трактовок в отечественной и зарубежной педагогической науке.

На основе проведенного анализа понятий «педагогическая технология» данная дефиниция определяется как научно обоснованная, методически выверенная, адекватная целям и содержанию образования модель совместной деятельности субъектов образовательного процесса по его проектированию, организации и осуществлению, обеспечивающая педагогическую эффективность деятельности для каждого обучающегося с учетом его интересов, способностей и возможностей.

Кроме того, выделяются основные структурные компоненты педагогической технологии: цели (во имя чего необходимо ее применять); закономерности структурирования взаимодействия субъектов образовательного процесса (проектирование, программирование, планирование); регламентированное содержание, система средств и условий, гарантированные результаты, адекватные педагогическим целям; наличие диагностических средств (для адекватной оценки результативности).

Отмечается разноречивость мнений ученых в научных походах к классификации педагогических технологий, поскольку в современной специальной литературе их представлено несколько, т.е. до сих пор нет единой общепризнанной классификации педагогических технологий.

В то же время анализ исследований показал, что большинство авторов едины в утверждении таких качественных характеристик технологичности процесса, как: системность, целостность, структурированность, целенаправленность, комплексность, приоритетность содержания изучаемого знания и дозированность содержания образования в соответствии с личностным развитием, наличие логической структуры учебного процесса, диагностичность, управляемость и корректируемость процесса, качественная оценка результатов и др.

, способов, приёмов, воспитательных средств и форм, гарантирующих ее качество.

Таким образом, всеми учеными общепризнана возможность с помощью технологий в процессе усвоения знаний, умений и навыков обеспечивать достижение эффективного результата в развитии свойств и качеств личности.

Во втором параграфе первой главы «Креативные аспекты современных педагогических технологий» идет дальнейшее рассмотрение изучаемого феномена в логике исследования, в частности его видового разнообразия – креативной педагогической технологии, предусматривающей творческий процесс развития креативности личности.

Представлен научный анализ психолого-педагогических исследований, раскрывающих подходы к рассмотрению феномена креативности. Даны различные трактовки понятия креативности как качества личности, различные ее виды, а также развитие креативности в онтогенезе. Рассматривается специфика креативности ребенка на этапе дошкольного детства.

Обращается внимание на связь понятий «креативность» с категориями: «творчество», «творческий потенциал», «творческая интеллектуальная активность», «творческий процесс». Отмечается, что наличие потребности в творчестве (процессе) является основным показателем креативности. Именно степень креативности субъекта определяет уровень и интенсивность творческого процесса, который возникает только в результате благоприятных сочетаний многих факторов: структуры индивидуальности, необходимых умений и навыков, наличия проблемных ситуаций, специального окружения (необходимой среды).

Указывается, что креативность проявляется в деятельности и через деятельность. Далее выделяются факторы, влияющие на развитие креативности ребенка в творческой деятельности. К ним относятся: ориентация на различные творческие импровизации, творческий поиск в музыкальной деятельности, творческие решения; поощрение в проявлении детской инициативы; поощрение результатов творческой продуктивной музыкальной деятельности; возможность действовать в творческой музыкально-образовательной среде, преобразовывать ее; воспитание у ребенка осознания ценности творческих черт своей личности и благоприятная окружающая творческая среда как предметная, так и социальная.

Далее развивается мысль, что проблема формирования креативности связана с педагогическими технологиями, основанными на формах и методах, стимулирующих ее развитие. Выделено и представлено содержательное разнообразие креативно ориентированных педагогических технологий. В первую очередь к ним отнесены гуманитарные педагогические технологии: личностно-ориентированная, педагогика сотрудничества, активного обучения, творческого синтеза, развивающего обучения, вальдорфская педагогика, авторские школы, единичные креативные технологии образования дошкольников (ТРИЗ – теории решения изобретательских задач).

При подведении итога анализа педагогических технологий указывается, что в каждой из них есть структурные компоненты, так или иначе ориентированные на формирование креативности личности ребенка. Вычленение этих компонентов позволило определить основные критерии отнесения педагогических технологий к категории креативных: креативность целеполагания, результатов, содержания, педагогического процесса и взаимодействия. Представлена система показателей к данным критериям.

В конце параграфа дается вывод: данное направление в педагогике является слабо разработанным, поскольку идет процесс создания и апробации немногочисленных педагогических технологий для развития креативности детей, которые включают в себя подбор нового предметного содержания и новых методов и приемов реализации содержания, но в их построении не всегда просматривается системность использования педагогических средств и не обозначены условия, при которых обеспечивается в должной мере развитие креативности каждого ребенка.

В третьем параграфе первой главы «Традиционные музыкально-педагогические технологии» в историческом ракурсе прослеживается осмысление проблемы музыкального творчества в различных источниках, прежде всего в философской литературе.

Парадигма научной мысли в этом плане просматривается в теориях древних греков, немецких просветителей и отечественных философов и психологов. Подчеркивается, что попытки найти механизмы творческих явлений и понять их природу существовали еще у древних греков, которые впервые ввели понятие «поризм», обозначавшее новую идею. Придавая большое значение развитию творческой личности в обществе, греки важное место отводили развитию детского музыкального творчества. Обращается внимание на то, что в истории философии на протяжении многих веков существовали разные подходы к творчеству (как процессу), которое в философии издревле трактовалось двояко: или как божественный акт творения, или как человеческая деятельность, в процессе которой создаются новые по замыслу культурные и материальные ценности.

Далее анализируется и характеризуется проблема детского музыкального творчества, рассматриваемая в трудах как зарубежных, так и отечественных психологов и педагогов начала прошлого века. Подвергаются анализу различные точки зрения на проблему творчества европейских философов, выдвигавших теорию врожденного творческого инстинкта у детей, и американских ученых, рассматривающих его с другой позиции – как выражение индивидуальных интуиций, позиций, отношений человека.

Обращается внимание на то, что в это время такой же разброс научных подходов к проблеме творчества был характерен и для ученых, музыкантов, педагогов России. Лишь немногие из них видели в музыкальном творчестве метод общего музыкального образования детей, в их числе Б.В. Асафьев и Б.Л. Яворский.

Дальнейший анализ исследовательских работ, связанных с изучением детского творчества, показал, что в двадцатые годы научные позиции вышеуказанных исследователей музыкального творчества детей оставались прежними. Лишь с тридцатых годов прослеживаются пути развития музыкального творчества детей дошкольного возраста в процессе систематического педагогического воздействия, а также взаимосвязи музыкального обучения детей и развития их творческих навыков.

Обращается внимание на значимость исследований К.В. Головской, которая рассматривала творчество как органическую часть музыкального воспитания старших дошкольников и младших школьников, обосновала правильные взаимоотношения между двумя понятиями: музыкальным творчеством детей и их обучением, подчеркнув взаимосвязь между ними.

Большое значение продуктивной творческой детской деятельности, роли творческого воображения и его особенности в развитии ребенка-дошкольника придавали в разное время известные психологи (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов и др.).

загрузка...