Delist.ru

Креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников (21.08.2007)

Автор: Костина Элеонора Павловна

определена сущность креативной педагогической технологии, базирующейся на основных ее уровнях: методологическом, теоретическом и практическом;

впервые разработана и внедрена научно обоснованная, методически выверенная инновационная креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников, представленная целостностью содержательной и процессуальной частей, а также средообразовательным музыкально-педагогическим процессом, запрограммированным во времени и пространстве, позволяющим целенаправленно осуществлять реализацию поставленных алгоритмизируемых, диагностируемых задач, ориентированных на конечный результат – творческое развитие целостной личности ребенка и стабильное качество музыкального образования;

новая парадигма дошкольного музыкального образования позволила разработать концепцию содержательной части креативной педагогической технологии – программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон», впервые ориентированной на развитие творческих качеств целостной личности ребенка и стабильное качество его музыкального образования; выявлена и научно доказана целесообразность использования технологического подхода к содержанию музыкального образования, представленному в виде системы диагностируемых музыкально-образовательных задач, алгоритмизируемых как по горизонтали каждой ступени, так и по возрастной вертикали семи ступеней программы; теоретически обоснована художественно-педагогическая значимость структурированного и систематизированного музыкального репертуара, разработанного на трех основах – эстетической, педагогической, психологической, обеспечивающих системность в ознакомлении детей с миром музыкального искусства, а также познание средствами музыки окружающей действительности;

научно обоснована технологичность процессуальной части – целостного средообразовательного процесса музыкального образования детей и доказана целесообразность использования его в музыкальном дошкольном образовании; его специфика обусловлена наличием целостности содержания регламентированных (организованных) и нерегламентированных (совместных с воспитателем и самостоятельных) форм организации и самоорганизации детей в детской музыкальной деятельности, предусматривающей перевод доминанты процесса с регламентированных в нерегламентированные формы организации музыкальной деятельности детей вне занятий;

новая парадигма музыкального дошкольного образования обосновна также на дифференциации способов взаимодействия субъектов музыкально- педагогического процесса в разных формах организации и самоорганизации детей в музыкальной деятельности: делового (в регламентированной), личностного (в нерегламентированной, совместной с воспитателем) и отсутствие его в самостоятельной музыкальной деятельности детей, ориентированной на развитие творческих качеств личности (косвенная помощь педагога возможна лишь при необходимости);

теоретически обосновано и разработано методическое обеспечение реализации креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников;

классифицированы разработанные психолого-педагогические условия творческого развития личности ребенка в средообразовательном музыкально-педагогическом процессе:

впервые научно обоснована значимость и роль музыкально-средового окружения ребенка, являющегося ядром средообразовательного процесса, ориентированного на творческое развитие целостной личности ребенка-дошкольника и качество музыкального образования;

теоретически обоснован и разработан комплексный мониторинг качества музыкального образования дошкольников с целью обеспечения успешности и стабильности творческого развития каждого ребенка и качества его музыкального образования.

Теоретическая значимость исследования определяется вкладом его результатов в развитие теории музыкального образования детей в направлении:

обогащения и углубления научных представлений о парадигмальности теории дошкольного музыкального образования, разработанной на основе концептуального обоснования инновационной креативной педагогической технологии музыкального образования, ориентированной на креативное развитие целостной личности ребенка и качество его музыкального образования, что является несомненным вкладом в теорию непрерывного общего музыкального образования;

признания концепции креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников основой целостной системы музыкального образования, базирующейся на единстве принципа изучения музыки как искусства и принципа единства творческого развития и саморазвития ребенка, что обеспечивает креативное развитие целостной личности и стабильное качество музыкального образования;

определения и теоретического обоснования новых смыслов отнесения музыкально-педагогической технологии к категории креативных:

креативность целеполагания и результатов, ориентированная на развитие творческого потенциала уникальной целостной личности ребенка с навыками творческого усвоения знаний музыки и о музыке, стремящейся к максимальной реализации своих музыкально-творческих возможностей в музыкальной деятельности;

креативность содержания, носящая деятельностный музыкально–творческий характер и обеспечивающая формирование и накопление опыта творческих проявлений детей во всех видах музыкальной деятельности, в том числе и в продуктивном творчестве;

креативность целостного средообразовательного музыкально-педагогического процесса, предусматривающая системное музыкально-творческое развитие в едином содержательном поле регламентированных (организованных) и нерегламентированных (совместных с воспитателем и самостоятельных) форм организации и самоорганизации детей в музыкально-творческой деятельности, которые ориентированы на игровую и проблемную стратегию музыкально-творческого развития личности ребенка и обеспечивают его социальный контакт с творческой музыкально-образовательной средой;

креативность взаимодействия субъектов музыкально-образовательного процесса, системно направленная на понимание и взаимопонимание его субъектов, на освобождение сил ребенка для творчества, его устремленности к самостоятельному поиску креативного решения музыкально-творческих проблем, творческой активности, умению справляться с творческими задачами обучения и воспитания (возможно с косвенной помощью взрослого);

теоретического обоснования творческой музыкально-образовательной среды как одного из ведущих средств развития креативного потенциала ребенка-дошкольника;

выявления (на основе комплексного мониторинга) эффективности и значимости креативной педагогической технологии, а также научного обоснования ее роли в обеспечении стабильного качества системы музыкального образования детей дошкольного возраста;

теоретической обоснованности корреляции между уровнями креативности и качества музыкального образования детей.

Практическая значимость исследования:

инновационная креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников внедрена в практику 6-ти муниципальных дошкольных учреждений г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области, которые являлись экспериментальными базами;

креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников внедрена в дошкольной практике 450-ти ДОУ г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области, а также следующих городов России: Йошкар-Ола, Чебоксары, Казань, Киров, Курск, Липецк, Великий Новгород, Вологда, Котлас Архангельской области, Орел, Надым Тюменской области и др., а также Казахстана (Кустанай, Актюбинск);

содержательная часть креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников – авторская программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» – издана первоначально в г. Н.Новгороде в 1999 г. (ранний возраст (1-3 ступени), в 2001 г. (дошкольный возраст (4-7ступени); программа «Камертон» (ступени 1-7), сертифицированная Экспертным советом Министерства образования РФ в 2002 г., опубликована издательством «Просвещение» в 2004 г. (1 выпуск), в 2006 г.(2 выпуск);

музыкальный репертуар программы «Камертон», систематизированный и структурированный (по всем видам музыкальной деятельности и для всех семи ее ступеней), представлен в изданном (Н. Новгород) музыкально-методическом учебном пособии к программе «Я люблю музыку» (14 сборников), которое успешно используется в курсовой подготовке и практике музыкальных руководителей;

материалы, содержащиеся в диссертации, нашли свое отражение в лекционных курсах, семинарских и практических занятиях и представлены в программе и методических материалах к курсу «Теоретические и методические основы музыкального развития ребенка в образовательном процессе ДОУ» и используются в практике работы ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» (на курсах повышения квалификации музыкальных руководителей, старших воспитателей, заведующих и воспитателей ДОУ), а также отдельных институтов системы повышения квалификации педагогов России;

материалы, разработанные на основе результатов диссертационного исследования, используются в течение многих лет как при разработке, так и при проведении процедуры аттестации педагогических кадров ДОУ (музыкальных руководителей, воспитателей, старших воспитателей, заведующих ДОУ) в г. Нижнем Новгороде и Нижегородской области;

материалы, прошедшие апробацию в процессе диссертационного исследования, нашли широкое применение в дошкольной практике:

разработанный комплексный мониторинг качества музыкального образования обеспечивает педагогическое обследование детей в ДОУ (уровней развития креативности, музыкальности и качества детской музыкальной деятельности), а также отслеживание качества управления процессом музыкального образования и его методического обеспечения, что в итоге стабилизирует целостность управляющей и управляемой систем музыкального образования ДОУ;

методические рекомендации к организации целостного средообразовательного процесса, с доминантой на креативно ориентированных нерегламентированных формах организации и самоорганизации детей в музыкальной деятельности вне занятий;

методические рекомендации: для заведующих ДОУ – «Управление процессом музыкального образования детей»; для старших воспитателей – «Методическое обеспечение музыкального образования детей в ДОУ»; для музыкального руководителя и воспитателя – «Инструментарий системного взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями», «Педагогическая классификация творческой музыкально-образовательной среды ребенка» и др.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждаются разработанной соискателем инновационной креативной педагогической технологией музыкального образования дошкольников; обеспечены адекватностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблеме, системным подходом к изучению предмета исследования, реализацией данного подхода на теоретическом и практическом уровнях; применением комплекса методов, адекватных цели и задачам настоящей работы; валидностью использования методов комплексного мониторинга – уровней развития креативности и качества музыкального образования детей; убедительностью и научной доказательностью полученных данных; сопоставлением статистической значимости экспериментальных данных с результатами, имеющимися в дошкольной музыкально-педагогической практике.

Личный вклад соискателя заключается в проведении многоаспектного анализа и синтеза теоретических представлений о возможностях технологического подхода к креативному развитию целостной личности ребенка-дошкольника и обеспечению стабильного качества его музыкального образования; в концептуальном обосновании креативной педагогической технологии дошкольного музыкального образования и проектировании ее модели, а также в разработке мониторинга качества музыкального образования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Положения и выводы исследования обсуждались в рамках выступлений автора на различных научных форумах по проблемам культуры, искусства и образования: международных (Кустанай, 2003 г., Кустанай, 2005 г., Москва, 2005 г.); межрегиональных (Вологда, 1995 г., Курск, 1995 г., Н.Новгород, 1996 г., Киров, 1997 г., Н.Новгород, 2003 г., Москва, 2005 г.); региональных (Н.Новгород, 2000 г., 2002 г., 2003 г., 2005 г., 2006 г.).

Две научно-практические конференции, проведенные в ГОУ ДПО НИРО, были целенаправленно посвящены теме исследования «Музыкальное образование детей раннего и дошкольного возраста», презентация программы музыкального образования детей «Камертон» Э.П. Костиной, Н. Новгород, 2004 г.; «Модернизация музыкального образования дошкольников: проблемы, поиски, перспективы», презентация креативной педагогической технологии «Камертон», Н. Новгород, 2005 г.

Автор выступала также по теме исследования на конференциях, проводимых издательством «Просвещение» в Санкт-Петербурге (2005 г.), в Москве (2004, 2005 гг.).

Результаты диссертационной работы нашли отражение в монографии, учебных пособиях, научных статьях и художественно-методических материалах. Всего вышли в печати по теме исследования 72 научные работы общим объемом 243 п.л., 5 статей и одно учебное пособие изданы в федеральных журналах, утвержденных ВАК Минобразования в качестве рекомендуемых для публикации результатов научно-педагогических (диссертационных) исследований, а также сертифицированные ЭС МО РФ программа и 3 учебные пособия (в соавторстве) опубликованы в центральных изданиях «Просвещение», «Академия».

Апробация и внедрение научно-теоретических и экспериментальных материалов осуществлялись согласно организации эксперимента на шести учебных базах. Кроме того, креативная музыкально-педагогическая технология внедрена в 450-ти ДОУ г. Н. Новгорода и Нижегородской области, поскольку с 2000 г. в ГОУ ДПО НИРО слушатели курсов знакомились с инновационными технологическими подходами в системе музыкального образования дошкольников и внедряли креативную технологию (программу «Камертон») самостоятельно.

Результаты исследования внедрены в практику работы многих ГОУ ДПО (институтов повышения квалификации педагогов) России: В. Новгородского, Кировского, Архангельского (филиал в г. Котласе), Вологодского, Липецкого, Курского, Пензенского, а также республик: Татарстан, Чувашия, Марий-Эл; ближнего зарубежья – Казахстан (Кустанайская область).

С 2007 г. креативная технология музыкального образования детей старшего дошкольного возраста внедряется в рамках программы содействия развитию детей «Двенадцать месяцев» (главный редактор Д.И. Фельдштейн) на территории Ульяновской, Смоленской, Новгородской, Волгоградской, Астраханской, Тюменской, Омской, Кемеровской, Екатеринбургской, Ростовской, Белгородской, Пермской областей, Агинского Бурятского автономного округа, республик: Карачаево-Черкесской и Чувашской.

загрузка...