Delist.ru

Креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников (21.08.2007)

Автор: Костина Элеонора Павловна

Предмет исследования: развитие творческих качеств личности ребенка средствами креативной педагогической технологии дошкольного музыкального образования.

Цель исследования состоит в разработке, теоретико-методологическом и экспериментальном обосновании новой креативной педагогической технологии дошкольного музыкального образования.

Задачи исследования:

осуществить анализ теоретико-методологических исследований в области педагогических технологий и доказать возможность использования креативных педагогических технологий в практике дошкольного музыкального образования;

создать и концептуально обосновать авторскую креативную педагогическую технологию музыкального образования дошкольников, обеспечивающую креативное развитие целостной личности ребенка и качество его музыкального образования;

разработать методическое обеспечение реализации креативной педагогической технологии музыкального образования детей;

классифицировать разработанные психолого-педагогические условия творческого развития целостной личности ребенка в средообразовательном процессе креативной педагогической технологии дошкольного музыкального образования;

экспериментально доказать эффективность данной технологии в развитии творческих качеств личности ребенка и, следовательно, в повышении качества дошкольного музыкального образования;

выявить корреляцию между уровнями развития креативности ребенка и качеством его музыкального образования.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что разработанная креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников будет способствовать творческому развитию целостной личности ребенка и обеспечивать качество его музыкального образования в дошкольных учреждениях при условии осуществления:

мониторинга творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста, качества музыкального образования и педагогических условий их реализации;

педагогического проектирования содержания музыкального образования дошкольников на основе результатов мониторинга;

технологического подхода к содержательной и процессуальной частям креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников на основе таксономии алгоритмизируемых и диагностируемых задач музыкально-образовательной деятельности;

моделирования и использования творческой музыкально-образовательной среды как фактора и средства формирования и развития творческих качеств личности ребенка в музыкальной деятельности в дошкольном учреждении, семье и социуме;

оптимизации управления средообразовательным процессом музыкального образования в ДОУ, ориентированным на качество и развитие творческих качеств целостной личности ребенка;

реализации творческого потенциала ребенка в различных видах музыкально-образовательной деятельности в системе непрерывного музыкального образования.

Методологическую основу исследования составили следующие научные положения:

философии – о совершенствовании духовно-творческого развития личности человека: Аристотель, Платон, Г.Ф.В. Гегель, И. Кант, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, В.С. Соловьев, В.В. Ванслов, В.В. Журавлев, Л.А. Зеленов, А.Я. Зись, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, Н.И. Киященко, Л.Н. Коган, В.А. Разумный и др.;

педагогики, в которых обоснован технологический подход к образованию: В.П. Беспалько, П.Я. Гальперин, В.В. Гузеев, А.Г.Казакова, М.В. Кларин, М.И. Махмутов, В.М. Монахов, П.И. Пидкасистый, В.Ю. Питюков, Л.Г. Петерсен, И.П. Радченко, П.И. Третьяков, М.А. Чошанов, В.Г. Селевко, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина, Н.Е. Щуркова, П.М. Эрдниев и др;

психолого-педагогических исследований педагогических технологий зарубежных ученых: Дж. Кэролл, В. Блум, Дж. Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В. Коскарелли, Т. Сакомото и др.;

педагогики – в которых обоснована целесообразность частно-предметных технологий: Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, В.С. Кузин, Г.А. Струве, Р.Г. Хазанкин, М.А. Холодная, В.Э. Штейнберг и др.;

педагогики о развитии творчества: Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, А.А. Аронов, Т.И. Бакланова, Н.А. Ветлугина, Л.С. Зорилова, А.Г. Казакова, Т.С. Комарова, И.Я. Лернер, В.А. Моляко, А.М. Матюшкин, Г.П. Новикова, О.П. Радынова, Л.А. Рапацкая, П.И. Чернецов, Я.А. Пономарев и др.;

психологии – о развитии креативности и творчества: Л.И. Божович, П. Вайнцвайг, Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Л.Б. Ермолаева-Томина, В.Т. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, Дж. Марселл, Н.Н. Поддьяков, Я.А. Пономарев, О.М. Разумникова, С.Л. Рубинштейн, К.В. Тарасова, П. Торренс и др.;

педагогики – о целесообразности средового подхода в образовании: Е.П. Белозерцев, А.М. Лобок, Ю.С. Мануйлов, Р.М. Чумичева, С.Т. Шацкий, В.А. Ясвин.

Методы исследования. В ходе исследования применялся комплекс теоретических и эмпирических методов.

Из теоретических использовались следующие методы: системного теоретического анализа философской, психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы по проблеме; диалектики общего и частного (или специального), которая обеспечивает выявление категорий, понятий, структурных составляющих; сравнительного анализа педагогических технологий; теоретического моделирования, обеспечивающего разработку концептуальных основ технологии музыкального образования детей, ее содержательной и процессуальной частей и др.

Из эмпирических взяты следующие методы: организационные (лонгитюдный – многократное обследование одних и тех же субъектов эксперимента – детей, педагогов – на протяжении 5 лет); прогностические (педагогическое прогнозирование результатов эксперимента, планирование этапов экспериментальной работы); собственно эмпирические (при проведении констатирующего и контролирующего компонентов формирующего эксперимента); праксиометрические (анализ методической документации, методы наблюдения, работа с результатами детской музыкально-творческой деятельности); обсервационные (педагогическое наблюдение, анкетирование, беседы и интервью с педагогами, экспресс-диагностика, методы экспертных оценок, тесты креативности); обработки данных (математико-статистический анализ и обработка экспериментальных данных); интерпретационно-описательные (знаково-символическое описание результатов эксперимента (таблицы, диаграммы)).

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в ГОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств» на кафедре теории и истории народной художественной культуры и в ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» на кафедре развития дошкольного образования.

Экспериментальными базами явились шесть государственных муниципальных дошкольных образовательных учреждений (МДОУ) г. Н.Новгорода и Нижегородской области, экспериментом были охвачены группы детей дошкольного возраста (4-го – 7-го года жизни). Непрерывный формирующий эксперимент проводился на базе МДОУ, представленных их различными видами (Центры развития ребенка – детские сады с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников: № 45 (г. Заволжье), № 58 и 141 (г. Дзержинск), детский сад комбинированного вида № 20 (г. Бор), детские сады № 363 и 368 г. Нижнего Новгорода. На начало эксперимента было создано 6 экспериментальных и 6 контрольных групп детей, к концу эксперимента – 24 (Э.) и 24 (К.) группы, так как в эксперимент ежегодно в течение последующих трех лет вливались новые младшие группы детей. Количество участников, охваченных формирующим экспериментом, было около тысячи двухсот детей, поскольку состав детских групп в течение четырех лет был несколько подвижен.

Исследование проводилось в 1992–2006 гг. и включало ряд этапов.

На первом этапе (проблемно-аналитическом) (1992–1996 гг.) был сделан анализ теоретико-эмпирической базы исследования; проводился сбор информации и ранжирование проблем; формулировалась гипотеза; разрабатывалась критериальная база; отрабатывался понятийно-терминологический аппарат исследования; выявлялись исходные методологические положения для постановки проблемы исследования; осуществлялось формулирование проблемы, объекта, предмета, цели, задач и рабочей гипотезы исследования, определение общей стратегии.

На втором этапе (теоретико-проектировочном) (1996–2001 гг.) разрабатывались основные положения концепции креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников, оформлялись теоретическая позиция и сущность проблемы исследования; уточнялось понятийно-терминологическое обеспечение смысловой парадигмы креативного развития целостной личности ребенка и качества его музыкального образования; осуществлялся отбор методов исследования; разрабатывалась и к концу этапа была завершена программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон»; осуществлялась разработка методической системы и психолого-педагогических условий реализации креативной музыкально-педагогической технологии.

На третьем этапе (экспериментально-формирующем) (2001–2005 гг.) проводился эксперимент, направленный на обобщение доказательств педагогической эффективности креативной технологии музыкального образования дошкольников и выявление корреляции между развитием творческих качеств личности (креативностью) детей и качеством их музыкального образования.

В рамках формирующего эксперимента проводилось педагогическое обследование детей (вводное констатирующее и итоговое контролирующее). Осуществлялась системная апробация, внедрение содержательной части – программы «Камертон» (дошкольный возраст) и процессуальной части креативной технологии в экспериментальные ДОУ. Формулировались общие выводы по итогам экспериментального исследования.

На четвертом этапе (заключительно-обобщающем) (2005–2006 гг.) проводились проверка, анализ и обработка полученных опытно-экспериментальных данных, осуществлялась их теоретическая интерпретация, обобщались результаты исследования, оценивались, классифицировались, формулировались общие выводы по его итогам, оформлялись полученные результаты в виде диссертации и разрабатывались для педагогов-специалистов в области дошкольного музыкального образования рекомендации по переходу на новую креативную педагогическую технологию музыкального образования дошкольников.

В экспериментальном исследовании использовался личный опыт научно-исследовательской и педагогической работы в системе вузовского и постдипломного образования, прежде всего в качестве заведующей кафедрой дошкольной педагогики в педагогическом вузе (1983–1987 гг.) и заведующей кафедрой дошкольного образования (1988–1998 гг.) в ГОУ ДПО НИРО.

Вне рамок экспериментального исследования дополнительно шло внедрение креативной технологии в дошкольную практику: была проведена переподготовка музыкальных руководителей (г. Н.Новгород – 31, г. Арзамас –28, г. Выкса – 18 слушателей) на двухгодичных курсах в ГОУ ДПО «НИРО» (1999–2001 гг.) к самостоятельному внедрению программы «Камертон» в ДОУ, начиная с групп раннего возраста; началась апробация и внедрение ими программы, фрагментарно отслеживался ход апробации.

Поскольку программа «Камертон» впервые была издана в Н.Новгороде в 2000 г., постольку начало осуществляться самостоятельное внедрение ее педагогами в ДОУ Нижегородской области и других регионов России и Казахстана. В течение этих лет последовательно внедрялась креативная педагогическая технология музыкального образования детей.

Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании разработанной крупной научно-педагогической задачи:

осуществлен анализ теоретико-методологических исследований в области педагогических технологий и доказана возможность использования креативных педагогических технологий в практике дошкольного музыкального образования;

загрузка...