Delist.ru

Креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников (21.08.2007)

Автор: Костина Элеонора Павловна

Костина Элеонора Павловна

КРЕАТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (музыка)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва - 2007

Диссертация выполнена в Московском государственном университете культуры и искусств на кафедре теории и истории народной художественной культуры

Научный консультант - доктор педагогических наук,

профессор Бакланова Татьяна Ивановна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Абдуллин Эдуард Борисович

доктор педагогических наук, профессор

Рапацкая Людмила Александровна

доктор педагогических наук, профессор

Новикова Галина Павловна

Ведущая организация: Российская академия повышения квалификации и переподготовки работников образования

Защита состоится «31» октября 2007 года в 11 часов на заседании диссертационного совета Д 210.010.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в Московском государственном университете культуры и искусств по адресу: 141406, Московская область, г. Химки, ул. Библиотечная, д. 7, корпус 2, зал защиты диссертаций.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного университета культуры и искусств, а с авторефератом – на сайте ВАК РФ.

Автореферат разослан « » 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент Э.И. Петрова

I. Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Изменения экономической и социальной жизни в России последних десятилетий вызвали коренной пересмотр целей и задач образования, в том числе и дошкольного. Важнейшие документы, определяющие стратегию развития российского образования на достаточно длительный период: «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Концепция модернизации образования на период до 2010 года», «Концепция художественного образования в РФ» и др. – предусматривают переход его на новое содержание, отвечающее современным потребностям социально-экономического развития страны, а также его перспективам. В настоящее время философско-этические и психологические концепции рассматривают человека как личность, стремящуюся к целостности, а творчество как способ его бытия.

Значимость и необходимость процесса развития целостной личности ребенка (воспитания, обучения, развития) подчеркивается в концепции Федеральной целевой программы. Целостность личности, по нашему мнению, можно успешно развить в условиях реализации процесса музыкального образования детей в дошкольных учреждениях.

Актуальна другая задача модернизации российского образования – подготовка детей к творческому решению проблем, возникающих в различных сферах их жизни. В современной психолого-педагогической науке теоретически доказано и практически подтверждено, что именно дошкольный возраст способствует успешному творческому развитию детей, что вкус к творчеству лучше всего формируется в активной творческой эстетической деятельности и что музыкальная деятельность более всего соответствует эмоциональной творческой природе восприятия дошкольника. Таким образом, именно дошкольный период считается сенситивным для становления как детского творчества, так и креативных качеств личности ребенка, поскольку их первый пик развития приходится на старший дошкольный возраст.

В этой связи возросла потребность музыкально-педагогической практики в инновационных педагогических технологиях музыкального образования дошкольников, направленных на раскрытие и развитие их творческого потенциала, поскольку предлагаемое ныне в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) музыкальное воспитание детей отстает от современных тенденций и подходов, рассматривающих знания, умения и навыки как средство креативного развития целостной личности ребенка, а не как самоцель.

Актуальна проблема качества музыкального образования детей. В «Концепции модернизации образования на период до 2010 года» определена главная задача российской образовательной политики – «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства».

Проблема качества образования затрагивает качество содержания и музыкального образования, которое должно обязательно отслеживаться мониторинговыми процедурами, и музыкально-педагогического процесса, обеспечивающего ребенку прохождение оптимального пути овладения знаниями музыки и о музыке.

Поэтому очевидна актуальность поиска инновационных креативных музыкально-педагогических технологий музыкального образования дошкольников, обеспечивающих творческое развитие целостной личности каждого ребенка и качество его музыкального образования.

Степень научной разработанности проблемы. Вклад в разработку понятия «педагогическая технология», уровней и сфер ее функционирования внесли в разной мере многие исследователи технологического подхода в образовании, как зарубежные – Б. Блум, Р. Берне, Дж. Брунер, О. Ричардс, Т. Сакомото и др., так и отечественные – В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревская, В.В. Гузеев, В.Г. Гульчевская, В.А. Извозчиков, А.Г. Казакова, М.В. Кларин, Г.Ю. Ксендзова, Б.Т. Лихачев, М.И. Махмутов, В.М. Монахов, П.И. Пидкасистый, В.Ю. Питюков, Г.К. Селевко, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина, П.И. Третьяков, В.Т. Фоменко, М.А. Чошанов и многие другие.

Фундаментальные теоретико-методологические основы формирования и развития творческих качеств личности представлены в исследованиях таких выдающихся отечественных психологов, как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.

Различные педагогические и психолого-педагогические аспекты развития творческой личности нашли отражение в работах А.А. Аронова, М.С. Бернштейна, А.В. Брушлинского, Дж. Гилфорда, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, Л.С. Зориловой, И.Я. Лернера, A.M. Матюшкина, А. Маслоу, Я.А. Пономарева, К.Р. Роджерса, Ж.П. Сартра, Н.М. Сокольниковой, Р.Е. Тафель, О.К. Тихомирова, Е.П. Торренса, М. Уаллаха, Ю. Фостера, М. Хайдеггера, М.А. Холодной, Т.Я. Шпикаловой, Ф. Юлака и др.

Дошкольный возраст наиболее полно рассматривается в исследованиях развития творчества и креативности Д.Б. Богоявленской, Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожца, Т.С. Комаровой, Н.Н. Поддьякова, Б.М. Теплова и др.

Роль и педагогическая значимость музыкального искусства в развитии творческой личности наиболее полно и глубоко раскрыты в трудах Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Б.В. Асафьева, Т.И. Баклановой, Л.А. Баренбойма, О.А. Блоха, Н.Я. Брюсовой, Н.А. Ветлугиной, К.В. Головской, Н.Л. Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, З. Кодая, Л.А. Мазеля, В.В. Медушевского, Н.М. Михайловской, Е.Н. Назайкинского, Е.В. Николаевой, Г.П. Новиковой, К. Орфа, В.И. Петрушина, О.П. Радыновой, Л.А. Рапацкой, А.Н. Сохора, К.В. Тарасовой, Б.М. Теплова, Г.М. Цыпина, В.Н. Шацкой, Л.В. Школяр, Б.Л. Яворского и др.

Таким образом, хотя отдельные аспекты поставленной проблемы исследовались многими учеными, специального исследования, посвященного разработке, теоретико-методологическому обоснованию и экспериментальному выявлению эффективности креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников, до настоящего времени не проводилось.

Объект исследования: музыкально-образовательный процесс в дошкольных учреждениях.

загрузка...