Delist.ru

Методология управления рисками производственных систем авиационно-промышленного комплекса России (21.08.2007)

Автор: Бадалова Анна Георгиевна

Бадалова Анна Георгиевна

МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИСТЕМ АВИАЦИОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО

КОМПЛЕКСА РОССИИ

Специальность 08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством, специализация «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (в промышленности)»»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Москва – 2007

Диссертационная работа выполнена в Московском авиационном институте (государственном техническом университете) «МАИ» на кафедре «Производственный менеджмент и маркетинг»

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор Анискин Юрий Петрович

доктор экономических наук, профессор

Путятина Людмила Михайловна

доктор экономических наук, профессор

Саркисян Александр Сергеевич

Ведущая организация: РЭА им. Г.В. Плеханова

Защита состоится «14» ноября 2007 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д212.125.06 при Московском авиационном институте (государственном техническом университете) «МАИ» по адресу: 125993, Москва, Волоколамское ш., д. 4.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского авиационного института (государственного технического университета) «МАИ»

Автореферат разослан «_____» ____________ 200 г.

Ученый секретарь

диссертационного Совета

к.э.н., доцент К.Б.Доброва ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность диссертационного исследования. Продолжающиеся процессы глобализации, растущая глобальная конкуренция и серьезные политические изменения, увеличение свободы торговли и инвестиций в региональном и мировом масштабах, рост террористической активности и техногенных катастроф, ослабление государственного регулирования в основных отраслях экономики РФ, высокая степень износа машин, оборудования и транспортных средств, тотальная информатизация и быстро развивающиеся технологии, организационные изменения и реструктуризация предприятий в результате слияний и поглощений, реинжиниринга и диверсификации приводят к возрастанию рисков внешней и внутренней среды российских промышленных предприятий различных отраслей и форм собственности.

Необходимость перехода к инновационному типу экономики в РФ, складывающиеся тенденции развития отечественной промышленности, проявляющиеся в росте промышленного производства и, в частности, авиационно-промышленного комплекса России, а также в росте капитализации российских предприятий, обуславливают объективную потребность в формировании в России рынка услуг по управлению рисками и в создании развитой инфраструктуры риск-менеджмента, позволяющих снижать уровень рискованности атмосферы бизнеса.

Результаты исследований, проведенных в последние годы такими известными международными страховыми и консалтинговыми компаниями в области риск-менеджмента как March, AIG, AON, Willis и др., а также некоммерческим партнерством «Русское общество управления рисками» (НП «РусРиск»), свидетельствуют о том, что: практически по всем важнейшим рискам Россия относится к странам с повышенным риском; в целом рисковая обстановка в России примерно в полтора раза более напряженная, чем в странах Европы и США; иностранные специалисты оценивают российские риски на 10-15% выше, чем это делают российские менеджеры, а руководители и менеджеры высшего уровня российских предприятий, сведущие в оценке риска, - на 4% выше.

Указанные обстоятельства обусловили то, что в последние годы возрос интерес к вопросам управления рисками со стороны ученых и менеджмента.

Попытки менеджмента успешных российских промышленных предприятий разработать механизмы и инструменты управления рисками не обеспечили осуществления эффективного, комплексного и системного управления рисками прежде всего ввиду отсутствия полноценной методологии управления рисками, учитывающей специфику функционирования и развития промышленных предприятий и производственных систем (ПС). Применительно к авиационно-промышленному комплексу (АПК) России подобная практика находится на самом начальном этапе – этапе осмысления необходимости управления рисками.

С другой стороны, изучение зарубежного опыта управления рисками показало, что разработанные инструменты и технологии управления не могут быть полностью и однозначно использованы отечественными предприятиями и не приведут к ожидаемым результатам, поскольку ориентированы на иные, существенно отличающиеся от российских, условия хозяйствования.

Следовательно, создание полноценной теоретико-методологической основы управления рисками и разработка методологии управления рисками ПС являются объективно актуальными.

Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время отечественная и зарубежная теория и практика располагают определенными подходами и методами управления, используемыми при решении основных задач управления рисками предприятий.

Значительный вклад в развитие теории управления рисками и риск-менеджмента внесли В.М. Ахундов, И.Т. Балабанов, Томас Л. Бартон, Т.И Бачкаи, П. Бернстайн, В.Н. Вяткин, В.А. Гамза, В.М. Гранатуров, М.В. Грачева, Н.Г. Данилочкина, О.Н.Дмитриев, Ю.Ю. Екатеринославский, А.А. Колобов, Г.Б. Кнейнер, Б.А. Лагоша, Н. Луман, А.А. Лобанов, М. Маккартни, В.В. Мыльник, Ф. Найт, И.Н. Омельченко, М.А. Рогов, К. Рэдхэд, А.С. Саркисян, Ю.В. Сидельников, А.И. Соболь, Е.Д. Соложенцев, В.Л. Тамбовцев, Л.Н. Тэпман, Пол Л. Уокер, Э.В. Уткин, С.Г. Фалько, Д.А. Фролов, Т. Флин, Н.В. Хохлов, Е.Ю. Хрусталев, С. Хьюс, Дж.Дж. Хэмптон, А.В. Чугунов, Э.М. Чуркин, Уильям Г. Шенкир и др.

Теоретические основы функционирования и развития производственных систем были сформированы и исследованы отечественными и зарубежными учеными В.Д. Калачановым, Ф.И. Парамоновым, Ричардом Б. Чейзом, Ю. М. Солдаком, В.И. Тихомировым, Николасом Дж. Эквилайном, Робертом Ф. Якобсом и др.

Исследования, в той или иной степени затрагивающие вопросы управления рисками и посвященные проблемам финансового менеджмента и оценки стоимости предприятий, развития персонала и соционики, организационного и инвестиционного проектирования и другим смежным проблемам, проводились Ю.П. Анискиным, М. Армстронгом, Н.Г. Базадзе, С.В. Валдайцевым, Н.Г. Верстиной, К. Девисом, Ю.Я. Еленевой, А.М. Еропкиным, Ю. В. Ивановым, Ю.В. Козырем, А.П. Ковалевым, Е.Д. Коршуновой, Т. Коуплендом, Т. Коллером, Дж. Муррином, Э.С. Минаевым, Л.М. Путятиной, В.П. Панагушиным, В.Б. Родиновым, Марком К. Скоттом, А.Н. Трошиным, Е.С. Филатовой и многими другими.

Однако, несмотря на явный интерес и значительное количество научных трудов, опубликованных в последние годы и посвященных проблемам управления рисками, ряд принципиально важных теоретических, методологических и методических вопросов управления рисками не решен в полной мере, и лишь немногие из работ затрагивают проблемы управления рисками ПС.

До настоящего времени дискуссионной остается не только трактовка понятий «управление рисками» и «риск-менеджмент», но и само определение «производственная система», а понятие «риски производственных систем» специалистами практически не рассматривается.

На сегодняшний день отечественная и зарубежная теория и практика располагают значительным количеством методов и методик оценки управления рисками, но экономическая наука и практика не выработали единых концептуального и методологического подходов к управлению рисками ПС, к построению системы управления рисками ПС.

Существующие концепции не позволяют учитывать специфику ПС, связанную, во-первых, с тем, что промышленные предприятия являются, с одной стороны, основным элементом ПС, а с другой, сами являются ПС, и, во-вторых, с тем, что функционирование и развитие ПС, направленные на удовлетворение потребностей в высококачественной продукции (услугах) при эффективной деятельности и взаимосвязи элементов системы, обеспечивают устойчивое развитие и стратегическую стабильность предприятия.

Кроме того, существующие подходы к управлению рисками ПС не рассматривают управление с позиции согласования целей всех заинтересованных лиц (стейкхолдеров) и финансово–экономических отношений на различных рынках, связанных с деятельностью ПС. Это приводит к несбалансированности классификации рисков, к сокращению набора инструментов и методов оценки и воздействия на риски и негармонизированному управлению рисками ПС.

Следовательно, настоящее исследование, направленное на развитие теории и методологии управления рисками ПС, учитывающих особенности функционирования и развития ПС, является актуальным, имеет важное народнохозяйственное значение и позволяет решить научную проблему обеспечения устойчивого развития и стабильного функционирования предприятий авиационно-промышленного комплекса (АПК) на рынке за счет системного, комплексного, непрерывного и целенаправленного управления рисками ПС.

Объект и предмет диссертационного исследования. Объектом исследования являются производственные системы, реализующие процесс производства конкурентной продукции (услуг) в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды. В целях конкретизации объекта исследования выбраны ПС АПК России.

Предметом настоящего исследования являются теоретические, методические и прикладные аспекты управления рисками ПС, предусматривающего органическую взаимосвязь технологии и организации управления рисками.

загрузка...