Delist.ru

Организация мобильных парков строительных машин в дорожном строительстве (21.04.2009)

Автор: Мясников Александр Владимирович

Дисконтированная стоимость

собственной техники

Т, лет

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Рис. 4. Сравнение затрат по вариантам использования строительной техники

Из графика видно, что при коротких сроках строительства меньшие затраты будут при варианте арендования техники. При определенном периоде строительства затраты по первому и второму вариантам сравняются (точка пересечения кривых), далее более затратным будет вариант аренды.

Проверка предложенной методики в УДС №4 при определении количества арендованных самосвалов показала, что аренда экономически целесообразна при продолжительности строительства до 4 лет. Свыше этого срока выгодно иметь собственные самосвалы, поставленные на баланс строительно-монтажной организации.

Данная количественная рекомендация может расцениваться как ориентировочная. В конкретных расчетах необходимо учитывать не только стоимостные, но и другие критерии (своевременность поставки машин арендодателем, возможность возникновения рисковых ситуаций, особенности договорных отношений и т.п.). Указанные критерии должны быть учтены на стадии обоснования видов и количества машин в парке.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ

В системе технического обеспечения дорожного строительства важная роль отводится организации парков дорожных и строительных машин. При организации парков приходится решать такие важные вопросы, как обеспечение своевременного технического обслуживания и ремонта машин, обеспечение сохранности техники в нерабочее время, а также повышение коэффициента использования машин по времени за счет сокращения времени непроизводительных пробегов. На сегодня создана достаточно прочная методическая и научно-правовая база решения указанных вопросов. Однако она не в полной мере отвечает требованиям дорожного строительства, имеющего линейный характер. Последнее обстоятельство требует применения мобильных парков дорожных и строительных машин, подходы к формированию и организации работы которых имеют существенные отличия от традиционных стационарных парков. Анализ состояния научных исследований показал, что в научно-методической базе организации мобильных парков имеется ряд недоработок и противоречий между сложившейся практикой организации парков и потребностями строительной практики. Разрешению этих противоречий посвящено выполненное автором диссертационное исследование, по результатам которого можно сделать следующие выводы и рекомендации.

1. В применяемых в настоящее время подходах к формированию мобильных парков строительных машин присутствует значительная доля решений, основанных на опыте и интуиции, не учитывающих вероятностной природы строительного производства, а также факторов рыночной экономики. В диссертации предлагается вырабатывать организационно-технические решения с применением экономико-математического моделирования с учетом реально достигнутого уровня производственно-экономической деятельности дорожно-строительной организации. При этом рекомендуется использовать указанные методы для решения таких частных вопросов, как:

определение состава мобильного парка машин и формирование его структуры;

оптимизация работы наиболее важных элементов мобильного парка;

обоснование частоты перебазирования мобильного парка вслед за головными участками строящейся дороги.

2. Для обоснования состава мобильного парка в диссертации предложены зависимости, по которым можно определить количество дорожно-строительной техники и транспортных средств, необходимых для выполнения требуемого объема работ. При этом вероятностный характер производства (неравномерность потребности в технике) учитывается соответствующими коэффициентами неравномерности, значение которых зависит от требуемой вероятности завершения работ в установленные сроки.

С учетом рассчитанных по предлагаемым методикам видов и количества машин в парке даны рекомендации по формированию организационной структуры мобильного парка с применением системно-целевого подхода и кластерного анализа.

Наиболее сложным является формирование заготовительно-транспортных подразделений (ЗГТП), поскольку они наиболее подвержены воздействию вероятностных факторов. Для формирования ЗГТП в главе 2 предложена методика, основанная на модели массового обслуживания.

3. Для обеспечения нормальной работы парка строительных машин необходимо оптимизировать его элементы, при помощи которых осуществляется обслуживание техники. Предложенная в § 2.5 методика позволяет минимизировать суммарные потери от простоев пунктов обслуживания, а также машин, требующих заправки, обслуживания и ремонта. Для обоснования емкости складов ГСМ наиболее эффективна модель управления запасами. Разработанная на основе этой модели методика позволяет минимизировать суммарные затраты на создание запасов и расходы на их хранение.

Таким образом, совокупность предлагаемых частных методик позволяет сформировать состав основных подразделений мобильного парка и элементов обслуживания техники в рамках единого комплекса.

4. Для обоснования частоты перебазирования парка вслед за головными участками строящейся дороги в диссертации разработана и предлагается для практического использования методика, изложенная в главе 3. Суть методики, разработанной с использованием модели экстремального анализа, сводится к минимизации стоимости строительно-монтажных работ на дороге за счет сокращения потерь от порожних пробегов машин от парка до объектов работ и обратно. В ходе разработки методики была получена расчетная зависимость, позволяющая определять оптимальный радиус действия мобильного парка. Проверка работоспособности предлагаемой методики в УДС №4 на строительстве федеральной трассы «Дон» показала, что применение экстремального анализа дает результаты, существенно отличающиеся от результатов, полученных традиционными методами. В частности, расстояние перемещения парка в проекте производства работ было задано равным 23км. В то же время радиус действия парка, рассчитанный по предлагаемой методике, составил 12,7км. Таким образом, оптимизация частоты перемещения парка дала годовой экономический эффект, составляющий 45,6 млн. руб. в ценах 2008 года.

5. Мобильность парка, равно как и затраты на его перебазирование, в значительной мере связаны с количеством техники, хранимой в парке. В ходе проведения исследования возникла необходимость создания методики обоснования целесообразности аренды машин, поскольку на сегодня нет четкого научного подхода к расчету оптимального соотношения собственной и арендуемой техники. Методика направлена на минимизацию суммарных затрат на арендную плату и затрат на содержание собственной техники. В ходе эксперимента, проведенного на строительстве автодороги «Дон», было доказано, что для УДС №4 аренда техники экономически выгодна первые 4 года работы. При больших сроках строительства суммарные убытки от платы за аренду делают ее неэффективной и строительной организации выгоднее приобрести собственные машины.

Таким образом, сформулированные в диссертации рекомендации могут расцениваться как реальный способ оптимизации работы мобильных парков машин дорожно-строительных организаций.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах.

1. Мальцев, Ю.А. Экономическое обоснование частоты перебазирования мобильных парков машин в дорожном строительстве/ Ю.А. Мальцев, А.В. Мясников // «Повышение долговечности транспортных сооружений и безопасности дорожного движения: сб. науч. докладов Всероссийской НПК. – Казань, 2008.– С. 255-259.

2. Мальцев, Ю.А. Экономическое обоснование частоты перебазирования мобильных парков машин в дорожном строительстве/ Ю.А. Мальцев, Н.В. Черников, А.В. Мясников // НТС 26 ЦНИИ МО РФ, Вып. VI/ 1-07. – М., 2007.– С. 54-60.

3. Мальцев, Ю.А. Математическая модель оптимизации запаса горючего на заправочной станции парка строительных машин / Ю.А. Маль-

цев, А.В. Мясников // НТС 26 ЦНИИ МО РФ. Вып.IV/15.– М.,2007.– С. 74-81.

4. Мясников, А.В. Методика обоснования периодичности пере-

базирования мобильного парка машин // НТС ВТУ Спецстроя. Вып. 15, 2007.– С.164-169.

5. Мясников, А.В. Методика обоснования элементов парка строительных машин // НТС ВТУ Спецстроя. Вып. 14, 2006.– С.99-105.

6. Мясников, А.В. Обоснование целесообразности аренды техники в транспортном строительстве // НТС ВТУ Спецстроя. Вып.17, 2008.– С.61- 65.

7. Мальцев, Ю.А. Оптимизация работы мобильных парков машин в дорожном строительстве с применением экономико-математических моделей / Ю.А. Мальцев, А.В. Мясников // Наука и техника в дорожной отрасли.– 2008. – № 4. – С. 21-23.

8. Мальцев, Ю.А. Организационные и экономические аспекты применения мобильных парков машин в дорожном строительстве: монография / Ю.А. Мальцев, А.В. Мясников, А.Н. Горобец.– Балашиха: ВТУ, 2009. – 152 с.

1. Анализ исходных данных.

декомпозиция целей

3. Формирование производственного звена

4. Формирование органов управления

5.Формирование органов обеспечения

6. Оценка эффективности

2.Анализ нижнего слоя целей

загрузка...