Delist.ru

Организация мобильных парков строительных машин в дорожном строительстве (21.04.2009)

Автор: Мясников Александр Владимирович

Рис. 3. Организационная структура парка строительных машин

Методика обоснования состава пункта заправки (алгоритм расчета) реализуется в 4 этапа и может быть представлена в следующем виде.

1. Подготовка и анализ исходных данных

Исходными данными для расчета топливозаправочного пункта являются количество машин каждого вида в парке, стоимость машино-смен, пропускная способность поста заправки, время работы топливозаправочного пункта. Пропускную способность одного заправочного поста можно определить в начальный период загрузки методами математической статистики. Для этого достаточно провести 15-20 замеров времени заправки единицы техники.

Время работы заправочного пункта принимается равным 1часу в сутки, перед началом рабочей смены машин.

2. Представление процесса заправки как многоканальной системы массового обслуживания

Топливозаправочный пункт является аппаратом обслуживания с пропускной способностью ? по каждому виду топлива. Автомобили и строительные машины, поступающие на заправку, представляют собой поток требований с плотностью ?. Интенсивность обслуживания может быть рассчитана как отношение плотности ? к пропускной способности ?. В этом случае будут иметь место два показателя ? (по бензину и дизтопливу)

Поскольку заправка осуществляется перед началом рабочей смены, то ?а/б и ?дт должны учитываться применительно к данному времени. Плотность потока определяется составом парка машин.

3. Построение целевой функции (математическая формализация цели решения) и расчет параметров системы массового обслуживания

Целевая функция решения задачи может быть выражена следующей зависимостью

– потери от простоев строительных машин и автомобилей-самосвалов, руб/час

– стоимость одного часа эксплуатации пункта заправки, руб. Вероятность простоев пункта заправки

Стоимость одного часа эксплуатации пункта заправки рассчитывается по формуле

где, ЦАЗС – стоимость создания пункта заправки, руб.; Т – время нахождения мобильного парка машин на одном месте, сут.

Оптимальная степень загрузки пункта заправки была найдена дифференцированием целевой функции по ?. Затем полученное выражение было приравнено к нулю и решено уравнение относительно ?. В результате была получена зависимость, позволяющая рассчитать оптимальную степень загрузки пункта заправки в течение периода выдачи топлива

4. Определение количества топливораздаточных колонок по каждому виду топлива. Формирование выходных данных решения задачи

Количество топливозаправочных колонок можно определить по формуле (9) отдельно для каждого вида топлива

– суточный расход топлива для i -й марки машин.

Предлагаемая методика позволяет оптимизировать состав и степень загрузки наиболее важных элементов парка с учетом вероятностных факторов в процессе обслуживания техники. Предварительный расчет показывает, что применение такой методики уменьшает стоимость простоев техники при ее обслуживании приблизительно на 10-20 % и позволяет снизить тем самым общие затраты на содержание парка дорожно-строительных машин. Аналогичным образом рассчитывается состав таких элементов парка, как КТП, пункт мойки и других элементов, работа которых связана с обслуживанием.

Другим вопросом, подлежащим оптимизации с применением экономико-математических моделей, является создание запасов материальных и технических ресурсов (горюче-смазочных материалов, запасных частей для ремонта и др.). Для этого использована модель управления запасами.

Математически модель управления запасами может быть выражена зависимостью

– стоимость хранения материалов.

В целевой функции (10) затраты на создание запасов определяются по формуле

– объем одной поставки, т.

можно определить следующим образом:

где СХ1 – стоимость хранения 1 т горючего в сутки, определяемая по формуле

, (13)

– время нахождения парка на одном месте (период между двумя смежными перебазированиями парка), сут.

) получена следующая зависимость:

. (14)

Предлагаемая методика позволяет решать конкретные задачи обоснования состава пункта выдачи горючего парка, с учетом конкретных условий строительства транспортных коммуникаций и промышленно-гражданских объектов. Из зависимости (19) видно, что чем выше стоимость хранения, тем меньше должна быть емкость хранилища, и наоборот, чем дороже доставка, тем эта емкость должна быть больше. Оценка эффективности организационной структуры мобильного парка осуществляется в 6-м блоке.

В ГЛАВЕ 3 представлена методика обоснования периодичности перебазирования мобильного парка машин.

Решение задачи может быть осуществлено по упрощенной и детализированной методикам. Упрощенная методика исходит из допущения что наибольшее количество машин, участвующих в строительстве, задействованы на устройстве дорожной одежды. В этом случае в качестве критерия эффективности использования дорожно-строительной техники может быть принят минимум стоимости 1 м? покрытия, приходящегося на площадь дороги, построенной в радиусе действия парка между очередными перемещениями.

Математическая постановка данной задачи сводится к нахождению оптимального значения Rпар и может быть выражена зависимостью

, (15)

где Tn – время работы парка на одном месте (время между двумя очередными перебазированиями); С1 – стоимость 1 м? дороги с учетом ее строительства при нахождении парка на одном месте.

Целевую функцию можно записать в виде

, (16)

где СМ – стоимость материалов в 1 м? дороги (СМ не зависит от Rпар ); Стр – стоимость транспортных работ, определяемая по формуле

, (17)

загрузка...