Delist.ru

Разработка системы информационной поддержки контроля производственных процессов на базе терм-связности элементов электронного документооборота (21.04.2008)

Автор: Баринов Александр Петрович

Методы исследования

При разработке формальных моделей компонентов в диссертации использовались методы общей теории систем, классический теоретико-множественный аппарат и теория нечетких множеств. При разработке моделей документооборота использовалась теория графов, методы математического программирования, имитационное моделирование, теория систем структурированных переходов и др.

Научная новизна

Научную новизну работы составляют методы, модели и алгоритмы структуризации документов, оценки их терм-связности и оценки семантических свойств документов, циркулирующих в контуре электронного документооборота или являющихся его структурными элементами.

На защиту выносятся следующие основные научные результаты:

формальная модель нечеткой семантической сети терм-связности документов;

формальная модель поисковой системы генерации последовательности обработки элементов электронного документооборота;

методика синхронизации действий пользователей на основе процессного описания и теории взаимодействующих раскрашивающих процессов;

модель и инструментальная среда экспертного оценивания семантической связности и ценности (соответствия документально подтвержденных технологических процессов заданным параметрам) документов.

Достоверность научных положений, рекомендаций и выводов

Обоснованность научных положений, рекомендаций и выводов, изложенных в работе, определена проверкой согласования результатов аналитических моделей с эквивалентными по формализации компонентами имитационной модели. Достоверность положений и выводов диссертации подтверждена положительными результатами внедрения в ряде предприятий.

Практическая ценность и реализация результатов работы

Научные результаты, полученные в диссертации, доведены до практического использования. Они представляют непосредственный интерес в области автоматизации системы документооборота. Разработанные методы и алгоритмы прошли апробацию и внедрены для практического применения в ООО «ТАРИНА», ООО «Тех интер», ЗАО «КВИНТ МАДИ.

Содержание отдельных разделов и диссертации в целом было доложено и получило одобрение:

на Российских, межрегиональных и международных научно-технических конференциях и семинарах (2004-2008 гг.);

на заседании кафедры «АСУ» МАДИ (ГТУ).

Совокупность научных положений и практических результатов исследований в области автоматизации документооборота представляет актуальное направление в области теоретических и практических методов принятия решений и выбора стратегий управления промышленными предприятиями.

Структура работы соответствует списку перечисленных задач, содержит описание разработанных методов, моделей и методик.

Во введении показана актуальность решаемой проблемы, сформулирована цель и задачи исследования, приводится краткое описание содержания глав диссертации.

В первой главе диссертации проводится анализ методов и моделей автоматизации документооборота.

Документ — логическая единица, которая с технологической точки зрения может быть определена как элемент электронного документооборота. Способ его хранения зависит от того, как с ним удобнее работать. Документ может состоять из текста, чертежей, рисунков и таблиц. Механизм COM позволяет организовать в одном файле подобие файловой системы, состоящей из аналогов папок и файлов. Этот механизм используется, например, в текстовом редакторе Word для того, чтобы обеспечить возможность вставки в текст объектов, созданных другими приложениями. Но это не всегда удобно; проще и практичнее хранить все части документа в отдельных файлах, каждый из которых редактируется своей программой. В большинстве СЭД отдельный документ может физически состоять из набора файлов.

На уровне бизнес-логики обнаруживаются существенные различия между разными СЭД. Их компоненты, хотя и могут быть устроены по-разному, отличаются степенью сложности, но при этом функционально аналогичны. Бизнес-логика же различных систем может отличаться кардинально, и это как раз то, что должно интересовать более всего при внедрении системы электронного документооборота. Можно выделить ряд фундаментальных компонентов, из которых, как из кубиков, складывается функциональность любой СЭД.

Управление документами в хранилище. Включает процедуры добавления и изъятия документов, сохранения версий, передачи на хранение в архив, поддержания архива и т.д.

Поиск документов. Состоит из поиска по атрибутам, визуального поиска по различным деревьям, в которые уложены документы, поиска по полному тексту, смыслового поиска и т.д.

Маршрутизация и контроль исполнения. Обеспечивает доставку документов в рамках бизнес-процедур в организации. Собственно, от этой функциональности и пошел термин «электронный документооборот». Маршруты документов могут быть гибкими и жесткими. В случае гибкой маршрутизации следующий получатель документа определяется сотрудником, в ведении которого документ находится в данный момент. В случае жесткой маршрутизации путь прохождения документов определяется заранее на основе некоторой логики. В реальной жизни применяется «смесь» из этих двух подходов: для одних документов и структур в организации уместнее жесткая маршрутизация, для других гибкая. Функция маршрутизации присутствует не во всех СЭД. Контроль исполнения является неотъемлемой частью маршрутизации. Если документ начал свой жизненный цикл, то нужен контроль того, куда он идет и где сейчас находится. Фактически, маршрут определяется в терминах пути прохождения и временных интервалов, выделяемых на исполнение документа каждым из участников процесса прохождения. Под исполнением документа подразумевается выполнение действия, связанного с документом, каждым из участников в рамках его должностных полномочий.

Отчеты. Служат аналогом конторских журналов учета документов. Используя различные отчеты, можно посмотреть, например, общее время, потраченное сотрудниками на работу над конкретным документом, скорость прохождения документов по подразделениям и т.д. Отчеты - необходимый материал для принятия управленческих решений.

Администрирование. Поддержка работы самой системы, настройки ее параметров и т. д.

Для оценки характеристик и параметризации моделей документооборота в диссертации предлагается использовать весь спектр статистических методов, включая корреляционный, регрессионный, кластерный, дискриминантный и другие виды анализа. Проведенный в диссертации анализ показал робастность значительной группы методов.

Помимо статистических методов обработки данных процессов документооборота целесообразно использовать лингвистические переменные, что является более адекватной моделью опроса экспертов, проводимого с целью выявления логической связности документов. Для проведения анализа необходимо определить все лингвистические переменные, которые используются при формализации, задать их терм-множества, правила порождения и другие характеристики. Построенные модели позволяют реализовать формальную декомпозицию решения задач экспертного оценивания для параметризации моделей документооборота.

Имитационное моделирование среди методов системного анализа процессов документооборота является одним из самых мощных средств, позволяющих смоделировать как производственную деятельность, так и деятельность по управлению промышленным предприятием, что связано с принятием решений в условиях неопределенности. По сравнению с другими методами такое моделирование позволяет рассматривать большее число альтернатив, улучшать качество принимаемых решений и точнее прогнозировать их последствия.

Сложность реализации сбора и аналитической обработки документов приводит к необходимости автоматизации процедур экспертного оценивания семантических свойств документов. Все это делает актуальной задачу разработки соответствующего информационного и программного обеспечения с ориентацией на синхронные и асинхронные распределенные механизмы сбора-передачи и аналитической обработки документов.

В соответствии со стандартом на составление технического задания, требования, которые типовой пользователь может предъявить к типовой системе электронного документооборота, можно описать следующим образом.

Система электронного документооборота должна:

обеспечивать надежное хранение документов и их описаний;

обеспечивать жизненный цикл документа (его создание, хранение версий, публикация, блокировка доступа к изъятому документу, передача документа для хранения в архиве);

допускать задание пользователем различных типов документов, создания и редактирования карточек для них;

поддерживать иерархию категорий для эффективного поиска документа;

осуществлять поиск документов на основе информации из карточки, а также полного текста;

обеспечивать разделение доступа к документам на уровне отдельных пользователей, по ролевому принципу, и на основе иерархической структуры организации;

протоколировать все события, связанные с работой пользователей и самой системы; необходимо наличие развитых средств администрирования;

загрузка...