Delist.ru

Формирование производственной программы дорожной организации с учетом факторов риска и неопределенности ее реализации (20.09.2010)

Автор: Гужов Станислав Александрович

3) на неотрицательность переменных

где: lq - удельные затраты в человеко-днях q - категории персонала дорожной организации на выполнение j - вида работ на i -м объекте; Q - рассматриваемое количество категорий персонала; Lq - полезный фонд рабочего времени q - категории персонала; kp - удельные затраты в машино-часах p - вида машин или оборудования на выполнение j - вида работ на i -м объекте; P - рассматриваемое количество видов машин и оборудования; Kp - полезный фонд времени работы p - вида машин и оборудования; rs - удельный расход в натуральных единицах измерения s - вида материалов или конструкций на выполнение j - вида работ на i -м объекте; S - рассматриваемое количество видов материалов и конструкций; Rs - имеющееся наличие q - вида материалов или конструкций в дорожной организации; Vij - объем j - вида работ на i -м объекте, подлежащий обязательному выполнению в течение планового периода.

Следует отметить, что возможности оптимизации производственной программы дорожной организации в целом по описанным выше и другим рекомендуемым в диссертации моделям могут иметь место далеко не всегда из-за отсутствия требуемых исходных данных по ряду включенных в нее объектов строительства или ремонта дорожных сооружений. В этом случае целесообразно осуществить локальную оптимизацию той части или частей программы, по которым такая информация имеется. Например, если в производственную программу предприятия входит несколько объектов ремонта, по которым известна вся необходимая информация для оптимизации плановых решений, и несколько объектов строительства, по которым такой информации нет, вполне допустимо осуществлять по заданным критериям локальную оптимизацию ремонтных работ, так как даже такая оптимизация позволит повысить эффективность деятельности дорожной организации.

Очень важным в современных условиях, как показал анализ деятельности дорожных организаций, является учет при составлении производственной программы факторов риска и неопределенности ее реализации.

В настоящее время при разработке производственных программ дорожные организации могут встретиться с разными видами неопределенности исходных данных о плановых объемах работ, необходимых для их формирования, которые могут быть описаны тремя следующими ситуациями (табл. 3).

Таблица 3 - Виды неопределенности информации о заключенных

контрактах дорожных организаций

Вид неопре-

деленности Характеристика условий разработки

производственной программы Метод учета неопреде- лености и риска

вальная

Портфель заказов не сформирован. Предполагается заключение новых контрактов; вероятность их получения не известна.

Методы принятия решений в условиях полной неопределен-ности

Вероят-

ностная

Портфель заказов не сформирован. Предполагается заключение новых контрактов; вероятность их получения может быть оценена или известна.

Анализ сценариев, «дерева решений», имитационного моделирования

Неопреде-

леность

отсутствует

Заключены контракты на все объекты программы. Известны плановые объемы работ.

Анализ чувствитель-ности, сценариев, имитационного моделирования

Первые два из рассматриваемых в табл. 3 вариантов условий разработки производственной программы дорожной организации исходят из того, что ее портфель заказов полностью не сформирован и поэтому перед ней стоит альтернатива участия или неучастия в дальнейших торгах. Кроме того, предприятие должно решить еще два очень важных для формирования производственной программы вопроса:

1) в каких именно торгах ему целесообразно принять участие, если по своей профессиональной направленности оно имеет возможность выбора;

2) какую цену оно может заплатить за повышение вероятности выигрыша по результатам торгов.

В диссертации на конкретных примерах рассмотрены возможные методические подходы к решению указанных задач в случаях интервальной и вероятности неопределенности. Показано, что даже наличие полной определенности в отношении портфеля заказов дорожной организации не является основанием для разработки только одного детерминированного варианта производственной программы, поскольку в таком случае из внимания разработчиков будут исключены все другие факторы неопределенности и риска, связанные с ее формированием.

В связи с этим в работе для их учета рекомендуется двухэтапная процедура разработки программ при сформированных портфелях заказов.

На первом этапе формируется так называемый базисный вариант производственной программы, исходя из умеренно пессимистических условий ее реализации.

На втором этапе, наряду с базисным, производится анализ и всех других возможных сценариев реализации программы, на основе которого устанавливаются зоны достаточно устойчивых (по отношению к рассматриваемым факторам риска) плановых решений. Для этого может использоваться весь предлагаемый в современной экономической литературе арсенал методов учета факторов риска и неопределенности и в частности: анализ чувствительности, анализ сценариев, дерево решений и имитационное моделирование. Вместе с тем, в диссертации показано, что наибольшие возможности проверки устойчивости полученных решений при изложенном выше порядке оптимизации производственной программы заложены уже в использовании симплекс-метода линейного программирования, который позволяется совместить установление рациональных границ использования разработанных моделей оптимизации с определением в необходимых случаев требований по их целенаправленному изменению.

Заключительным этапом работы является обобщение всех результатов исследований в форме методики оптимального планирования производственной деятельности дорожных организаций в рыночных условиях хозяйствования, основными разделами которой являются методические основы формирования портфеля заказов и производственной программы предприятий в условиях риска и неопределенности их реализации (включающие описание основные исходных данных и порядка ее разработки), предлагаемых методы информационно-программного обеспечения задач возникающих в процессе ее формирования, а также конкретный пример оптимизации производственной программы применительно к деятельности мостостроительной организации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследования, проведенные в диссертации, позволяют сделать следующие выводы:

1. Рассмотрены особенности и недостатки существующего рынка дорожных услуг в России и определены основные направления его совершенствования, к основным из которых следует отнести: полную ликвидацию функционирующих на нем монополистических структур, ликвидацию системы аукционных торгов на строительство и ремонт дорожных сооружений, создание равных условий для участия в тендерах государственных и негосударственных дорожных организаций.

2. Показано, что наибольшее распространение в дорожном хозяйстве, особенно в нормальных условиях его финансирования, должна получить монополистическая конкуренция, как рыночная структура, обеспечивающая возможности состязательности предприятий дорожного хозяйства на основе дифференциации их услуг по виду и качеству предоставления. Объективная возможность создания такой рыночной среды деятельности дорожных организаций обусловлена не только многообразием дорожных сооружений, т.е. достаточно широкой их предметной специализацией, но и разными условиями строительства и ремонта дорог и мостов.

3. Определены основные принципы совершенствования системы подрядных конкурсных торгов и участия в них дорожных организаций, наиболее важными из которых являются: обеспечение равных возможностей для всех конкурентов вне зависимости от их организационно-правовой формы; создание гибкой системы оценочных показателей в зависимости от предмета торгов; исключение возможности установления претендентами демпинговых цен; предварительное изучение рынка дорожных услуг и потенциальных возможных конкурентов по всей системе оценочных показателей и использование дорожными организациями не интуитивных, а расчетных (количественных) методов выбора наиболее рациональных стратегий поведения в конкурсных торгах

4. Разработаны с использованием теории игр методы определения оптимального поведения дорожных организаций на конкурсных торгах, а также метод оценки целесообразности их участия в аукционных дорогах.

5. Определены принципы и разработаны экономико-математические модели формирования оптимальных производственных программ дорожных организаций в зависимости от основных условий их осуществления: степени неопределенности объемов работ, уровню агрегации объектов планирования и степени неопределенности условий реализации.

6. Предложены методы учета факторов неопределенности и риска при формировании портфелей заказов и производственных программ дорожных организаций, базирующиеся на определении достаточно устойчивых зон принимаемых плановых решений.

7. Разработаны основные методические положения формирования производственных программ дорожных организаций и предложены методы информационно-программного обеспечения их разработки.

По теме диссертации опубликованы следующие работы.

загрузка...