Delist.ru

Формирование производственной программы дорожной организации с учетом факторов риска и неопределенности ее реализации (20.09.2010)

Автор: Гужов Станислав Александрович

раскрыты особенности формирования спроса и предложения на создание дорожно-строительной продукции в рыночных условиях хозяйствования;

предложены принципы формирования портфеля заказов дорожной организации в условиях проведения подрядных торгов на выполнение строительных или ремонтных работ;

разработаны методы оценки целесообразности участия в подрядных торгах дорожной организации при конкурсной системе их проведения;

предложены принципы и критерии оптимального планирования производственной программы дорожных организаций в условиях неопределенности и риска ее реализации;

разработаны экономико-математические модели оптимального планирования производственной программы дорожной организации.

Объектом исследования являются дорожные организации по строительству и ремонту автомобильных дорог и мостов, а предметом исследования – существующая методическая база планирования их производственной деятельности.

Методика исследования. Теоретической и методологической основой диссертационного исследования явились работы российских и зарубежных ученых по проблемам оптимального планирования и оценке эффективности деятельности предприятий в условиях рыночного хозяйства, экономико-математического и компьютерного моделирования; современные концепции повышения эффективности функционирования дорожных организаций.

В работе использованы плановые и отчетные материалы о производственно-финансовой деятельности ряда дорожных организаций по строительству и ремонту автомобильных дорог и мостов, предоставленные Российской ассоциацией подрядных организаций в дорожном хозяйстве «АСПОР», официальные нормативные и справочные материалы.

Решение поставленных в диссертации задач основывалось на методах экономического анализа, теории игр, математического программирования и компьютерном моделировании. Обработка значительной части информации, а также реализация экономико-математических моделей проводилась на ПЭВМ в системе Microsoft Excel.

Научная новизна работы состоит в разработке методов формирования портфеля заказов и оптимального планирования производственной программы дорожной организации с учетом факторов риска и неопределенности ее реализации.

Автором предложены:

принципы формирования портфеля заказов дорожной организации в условиях проведения подрядных торгов на выполнение строительных или ремонтных работ;

методы определения наиболее целесообразных стратегий участия дорожных организаций в подрядных торгах при конкурсной системе их проведения;

принципы и критерии оптимального планирования производственной программы дорожных организаций в условиях неопределенности и риска ее реализации;

экономико-математические модели оптимального планирования производственной программы дорожной организации.

Практическая ценность. Предложенные в диссертации принципы и методы формирования портфеля заказов на дорожные услуги рекомендуются для внедрения в дорожных организациях любого профиля и специализации при разработке конкурсных предложений для участия в подрядных торгах на выполнение работ по строительству и ремонту автомобильных дорог и мостов.

Разработанные принципы и критерии оптимального планирования производственной программы дорожных организаций в условиях неопределенности и риска ее реализации могут быть использованы отраслевыми научно-исследовательскими организациями при разработке методических указаний по оптимальному планированию производственной деятельности дорожных организаций.

Предложенные экономико-математические модели оптимального планирования производственной программы дорожной организации могут быть рекомендованы для использования при формировании текущих и перспективных планов строительного и ремонтного производства предприятий дорожного хозяйства.

Практическая ценность диссертации заключается в совершенствовании механизмов формирования портфелей заказов дорожных организаций и оптимального планирования их производственных программ, обеспечивающих устранение выявленных недостатков при их разработке, а также повышение эффективности функционирования дорожных организаций.

Научные и практические результаты исследований были апробированы в ОАО «Мосавтодор и партнеры» при разработке плана производственной деятельности (плана строительного производства) на 2010 г, а также приняты к использованию в Российской ассоциации подрядных организаций в дорожном хозяйстве «АСПОР» при подготовке методических рекомендаций по планированию производственных программ дорожных организаций.

Отдельные положения и рекомендации диссертации приняты к использованию в учебном процессе на кафедре экономики дорожного хозяйства МАДИ.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертации были доложены и одобрены на технико-экономическом совете Российской ассоциации подрядных организаций в дорожном хозяйстве «АСПОР» и на 67-й и 68-й научно-методических и научно-исследовательских конференциях МАДИ.

Публикации. Основные положения диссертации опубликованы в 8-и статьях, общим объемом 3,65 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 4 глав, заключения и содержит 168 страниц компьютерного текста, 32 таблицы, 14 рисунков, библиографию в 116 наименований.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Одной из наиболее важных и сложных проблем планирования деятельности дорожных организаций в рыночных условиях хозяйствования является проблема разработки их оптимальной производственной программы. Это обусловлено тем, что данная проблема имеет три малоизученных до настоящего времени аспекта: формированиия портфеля заказов на предприятии; обоснования целесообразности диверсификации его деятельности и учета факторов риска и неопределенности при выполнении дорожных работ.

Наиболее сложным из них является формирование портфеля заказов на предприятии, т.е. перечня предполагаемых к выполнению дорожных работ, которые подлежат гарантированному финансированию в течение всего рассматриваемого периода. В диссертации показано, что данная проблема не может рассматриваться в отрыве от существующих условий функционирования рынка дорожных услуг, который характеризуется рядом особенностей.

Основная из них заключается в том, что рынок дорожных услуг в России является, по сути, конгломератом различных рыночных и нерыночных структур, которым, как правило, достаточно сложно найти общие точки взаимодействия между собой. Так, с точки зрения потребителей дорожных услуг данный рынок представляет собой государственную монопсонию, так как в настоящее время в России только государство за редким исключением финансирует строительство, реконструкцию и содержание автомобильных дорог общего пользования. Наличие одного государственного заказчика на все виды дорожных услуг при постоянном дефиците в финансировании строительства и ремонта дорожных сооружений приводит к ряду негативных последствий: росту коррупционности при их распределении и заведомо к необъективности проводимых подрядных торгов, в которых наряду с негосударственными структурами участвуют и государственные предприятия.

Вместе с тем, рынок дорожных услуг с точки зрения их предложения является весьма неоднородным, поскольку он представлен предприятиями, функционирующими в различных рыночных средах: свободной конкуренции, монополии, монополистической конкуренции и олигополии. В работе приведена характеристика каждой из указанных рыночных структур и описана сфера их функционирования. Показано, что наиболее приемлемой рыночной структурой в дорожном хозяйстве является монополистическая конкуренция в наибольшей степени соответствующая выявленным особенностям рынка дорожных услуг.

Необходимость участия дорожных организаций в довольно жесткой конкурентной борьбе за получение государственных заказов обусловливает необходимость выработки ими определенных стратегий поведения на конкурсных торгах, условия проведения которых в настоящее время, по мнению многих специалистов, не обеспечивают равных возможностей для всех участников.

В связи с этим автором рассмотрены основные принципы и методы совершенствования системы как конкурсных, так и аукционных торгов, а также предложена методика формирования стратегий поведения дорожных организаций при участии в них.

Применительно к конкурсным торгам она сводится к следующим основным положениям, которые предлагается реализовывать с помощью теории игр:

1. Осуществляется ранжирование по степени значимости (по весу) всех указываемых в заявке на участие в торгах показателей, исходя из рекомендуемых заказчиком правил их определения. Допустим, что ранжированный ряд этих показателей по степени убывания их значимости может быть представлен в долях единицы следующим образом: 1) цена контракта - 0,5; качество дорожных работ -0,3; срок выполнения работ - 0,2.

2. Определяются возможные пределы изменения указанных показателей в сторону их улучшения (т.е. в данном случае снижения цены контракта, повышения качества и снижения продолжительности дорожных работ) и оценивается влияние этих изменений на потенциальную прибыль предприятия, которое оно может получить после сдачи данного объекта торгов в эксплуатацию.

Для решения этой задачи дорожная организация разрабатывает несколько сценариев конкурсных предложений, руководствуясь предварительно выбранными для этого шкалами их улучшения, а также поставленными в соответствие этим шкалам значениями дополнительных затрат, необходимых для осуществления контрактных обязательств.

3. Одновременно с формированием своих стратегий конкурсных предложений дорожная организация, зная слабые и сильные стороны других претендентов, участвующих в торгах, разрабатывает и потенциально возможные (гипотетические) ответные стратегии поведения на торгах и всех своих конкурентов.

4. На основе разработанных сценариев конкурсных предложений данной дорожной организации (претендент А) и любой другой, участвующей в торгах, дорожной структуры (назовем ее В) составляется матрица игры между ними (табл. 1).

Таблица 1. - Матрица стратегий игры между претендентами А и В

стратегий Стратегии игрока В

р1В р2В . . . рjВ . . . m

загрузка...