Delist.ru

Формирование производственной программы дорожной организации с учетом факторов риска и неопределенности ее реализации (20.09.2010)

Автор: Гужов Станислав Александрович

ГУЖОВ Станислав Александрович

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ДОРОЖНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С УЧЕТОМ ФАКТОРОВ риска

и неопределенности ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

(08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством)

Научная область: 15. «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами (транспорт)»

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва 2010

Работа выполнена на кафедре «Экономики дорожного хозяйства» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета.

Научный руководитель - доктор экономических наук,

профессор Дингес Эмилий Викторович

Официальные оппоненты - доктор экономических наук,

профессор Серов Виктор Михайлович

- кандидат экономических наук,

доцент Малов Александр Сергеевич

Ведущая организация - ФГУП «Росдорнии»

Защита состоится октября 2010 г. в 14 час. в ауд. 42 на заседании диссертационного совета ВАК РФ Д 212.126.01 Минобрнауки РФ при Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете по адресу 125319, ГСП-47, Москва, Ленинградский проспект, 64, зал заседаний Ученого Совета, ауд. 42.

Справки по телефону: (499) 155-93-24

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МАДИ.

Отзывы на автореферат в двух экземплярах, заверенные печатью, просим направлять в адрес диссертационного совета университета. Копию отзыва просим прислать по E-mail: uchsovet@madi.ru

Автореферат разослан сентября 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Д 212.126.01

кандидат экономических наук, доцент Чириканова Е.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Необходимым условием обеспечения рентабельной деятельности дорожных организаций в рыночных условиях хозяйствования является оптимальное планирование их производственных программ, в общем случае предусматривающее создание наиболее благоприятных условий для формирования портфелей заказов предприятий на дорожные услуги и максимальное использование их материальных, трудовых и денежных ресурсов.

Вместе с тем до настоящего времени, как показал выполненный анализ, используемые на практике механизмы планирования производственной деятельности дорожных организаций не позволяют достаточно эффективно решать указанные задачи, что обусловлено целым рядом как объективных, так и субъективных причин.

К наиболее важным объективным (не зависящим от деятельности дорожных организаций) причинам следует отнести:

существенное превышение предложения дорожных услуг над спросом на эти услуги, обусловленное постоянным снижением объемов финансирования строительства и ремонта автомобильных дорог;

отсутствие обоснованной системы государственных критериев для выбора победителей подрядных торгов в условиях наличия в дорожном хозяйстве государственных и негосударственных предприятий, а также дорожных организаций малого, среднего и крупного бизнеса;

невысокий уровень рентабельности большинства дорожных организаций и низкую их техническую оснащенность, в значительной степени ограничивающую возможность использования прогрессивных технологий производства работ и скоростных методов строительства и ремонта дорожных сооружений.

К субъективным причинами следует отнести: отсутствие каких-либо методических разработок по выбору рациональных стратегий поведения дорожных организаций на торгах; недоиспользование современных экономико-математических средств и компьютерного моделирования при планировании их производственной деятельности; недоучет факторов неопределенности и риска при формировании портфелей заказов и производственных программ предприятий.

Необходимость устранения указанных недостатков (в первую очередь субъективного характера) определила актуальность выбранной темы исследования, посвященной разработке методов формирования и оптимизации производственных программ дорожных организаций.

Теоретической основой для проведения такого исследования являются труды российских и зарубежных ученых, в которых содержатся фундаментальные разработки по оптимальному планированию и оценке эффективности функционирования отраслей и предприятий, методам учета факторов риска и неопределенности в стационарной и нестационарной рыночной экономике, а также работы ученых-дорожников, посвященные вопросам организации, планирования и анализа производственно-финансовой деятельности предприятий в дорожном хозяйстве.

Вместе с тем, в этих работах не нашли достаточного отражения вопросы, связанные с особенностями технико-экономического планирования производственной деятельности в дорожном хозяйстве в условиях рыночной экономики, оценкой эффективности разрабатываемых программ строительства и ремонта дорожных сооружений с учетом факторов риска. Объективная необходимость их решения для повышения обоснованности разрабатываемых текущих и перспективных производственных программ деятельности дорожных организаций предопределила постановку следующей цели и задач данного исследования.

Цель диссертационной работы - разработка методики оптимального планирования производственных программ дорожных организаций в рыночных условиях хозяйствования.

Для достижения указанной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

выявлены особенности и недостатки существующей системы планирования производственной деятельности дорожных организаций;

оценена роль оптимального планирования производственной программы дорожной организации в обеспечении эффективного ее функционирования;

загрузка...