Delist.ru

Развитие элитарного образования в России (конец XIX-XX вв.) (20.08.2007)

Автор: Ольховская Елена Юрьевна

между набирающими силу перспективами технократизации социокультурного пространства, в том числе и элитарного образования, и определяющим значением духовных ценностей в культурно-цивилизационном прогрессе;

между признанием общественным мнением высокоразвитых западных стран ведущей роли элиты в социальном развитии и несформированностью позитивного понимания функций элиты в российской действительности;

между ускоренным процессом формирования и осознания своих интересов политико-административной, региональной и экономической элитой и низким уровнем реструктуризации, самоопределения и влияния на ценностные ориентации общества культурной элиты;

между противопоставлением институтов элитарного и массового образования (элитарной и эгалитарной парадигм развития образования) и необходимостью оформления межпарадигмального (И.А. Колесникова) подхода, рассматривающего данные феномены как взаимодополняющие структуры;

между увеличивающейся сферой исследований вопросов развития и воспитания одаренности, специфики деятельности высшей и научно-педагогической школы и недостаточной изученностью проблемы формирования целостного и непрерывного образовательного пространства воспитания «интеллектуального потенциала» страны, содействующего его продуктивной социализации;

между наличием достаточно высокого и качественного опыта теоретической и практической деятельности отечественного элитарного образования и отсутствием целостного педагогического осмысления проблемы становления элитарного образования в России.

Актуализация проблемы роли элиты в социокультурном развитии общества и отсутствие целостного исследования динамики становления элитарного образования России, анализа механизмов и содержания данного процесса обусловили выбор темы диссертации «Развитие элитарного образования в России (конец ХIХ – ХХ вв.)» и ее проблемы:

выявление роли образования в формировании элиты;

определение особенностей воспитания элитарной личности в процессе образования и особенностей динамики элитарного образования в различные исторические периоды;

характеристика тенденций развития элитарного образования России.

Объект – становление и развитие элитарного образования в России.

Предмет – развитие элитарного образования в России (конец XIX – XX вв.).

Цель – на основе изучения генезиса теории и практики образования в России, теорий взаимодействия воспитания и развития личности раскрыть оформление концепции элитарного образования в России, выявить этапы его становления, специфику и роль в подготовке элиты.

Задачи

Определить методологические основы исследования развития элитарного образования в русле современного понимания сущности элиты и роли образования в подготовке высшей страты системы социальной стратификации.

Раскрыть значение теорий элиты, социальной стратификации Российского государства, формирующейся элитологии в развитии элитарного образования в России.

Охарактеризовать основные подходы к решению проблемы воспитания элитарной личности в процессе образования в современном отечественном философско-социологическом и психолого-педагогическом знании.

Выявить предпосылки возникновения и развития элитарного образования в России.

Определить основные этапы становления и развития элитарного образования в России (конец XIX–XX вв.) и раскрыть их содержание.

Определить продуктивность сложившейся в процессе развития элитарного образования в России (конец XIX–XX вв.) теории и практики для современного образования, а также дальнейшие тенденции развития отечественного элитарного образования.

Методологическую основу исследования составили работы в области

- философии и методологии науки (А.Г. Асмолов, В.С. Библер, Б.С. Гершунский, Г.И. Гессен, Н.К. Гончаров, В.П. Зинченко, Б.М. Кедров, В.В. Краевский, Ф.Ф. Королев, Н.Д. Никандров, Ю.А. Петров, В.Д. Шадриков и др.);

- философии избранности, теории социальной стратификации элит, элитологии (Аристотель, Г.К. Ашин, Н.А. Бердяев, Д. Бел, М. Вебер, В.Н. Добрынина, Э. Дюркгейм, П.Л. Карбущенко, Т.И. Кухтевич, Г. Лебон, Н.О. Лосский, Р. Миллс, Г. Моска, Ф. Ницше, Х. Ортега-и-Гассет, В. Парето, Т. Парсонс, Платон, Г. Тард, Сократ, П. Сорокин, А.А. Суслов, З. Фрейд, Э. Фром, М.Янг и др.); исследований специфики развития социальной структуры России (Л.А. Беляева, О.В. Гаман-Голутвина, М. Восленский, М. Джилс, В.И. Добреньков, В.И. Добрынина, Т.И. Заславская, А.И. Кравченко, С.А. Кугель, Т.И. Кухтевич, В.И. Ленин, В.Г. Плеханов, В.В. Радаев, С.И. Солнцев, Н.Е. Тихонова, О.И. Шкаратан, М.Ф. Черныш);

- теории и идеи природо-, культуро- и идеалосообразного (имманентного и высокодуховно-нравственного) развития и воспитания личности в образовании (А.Г. Асмолов, П.П. Блонский, К.Н. Венцель, Л.С. Выготский, Б.С. Гершунский, С.И. Гессен, Н.К. Гончаров, П.Ф. Каптерев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.А. Петровский, В.Д. Шадриков, В.М. Экземплярский, В.П. Эфроимсон и др.);

- идеи дифференциации элитарного образования (Платон, Аристотель, Э Дюркгейм, Т. Парсонс, Х. Ортега-и-Гассет, Н. Смейзлер, концепции «человеческого капитала» и зарубежные концепции одаренности (Г. Беккер, Дж. Гилфорд, Г. Гарднер, Дж. Рензулли, Р. Стернберг, Ч. Спирмен, Л. Термен); И.И. Бецкой, П.Ф. Каптерев, Г.К. Ашин, А.Н. Бережнова, В.Н. Добрынина, В.Н. Иванов, П.Л. Карабущенко, Т.Н. Кухтевич, Р.Г. Резаков, Г.Т. Шпарева и др).

- отечественные теории одаренности и профильного обучения (Ю.Д. Бабаева, П.П. Блонский, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, В.Н. Иванов, А.М. Матюшкин, Н.С. Лейтес, В.А. Петровский, А.И. Савенков, Б.М. Теплов, А.П. Тряпицина, М.Б. Холодная, И.Д. Чечель, В.Д. Шадриков, Г.Т. Шпарева, В.М. Экземплярский и др.);

- отечественные теории развития высшей и научной школы (С.И. Архангельский, А.А. Вербицкий, А.И. Галан, М.Т. Гарунов, В.Г. Кинелев, Б.Б. Косов, Е.А. Князев, Л.Г. Купайгородская, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Никандров, А.В. Петровский, Л.И. Петеражицкий, Л.И. Рувинский, А.Я. Савельев, В.А. Садовничий, Ю.Г. Фокин; О.С. Анисимов, К.Г. Воблый, Н.И. Загузов, О.Ю. Грезнева, А.А. Захаров, Г.Л. Ильин, В.В. Лаптев, Б.Д. Лебин, В.С. Леднев, М.Н. Новиков, С.Д. Поляков, В.А. Сластенин, Д.И. Фельдштейн).

Историко-педагогический анализ дается с позиций элитологического, межпарадигмального подхода и концепций меритократии (В.М. Богуславский, М. Вебер, Д. Бел, Х. Ортега-и-Гассет, М. Янг и др.; Г.К. Ашин, А.Н. Бережнова, В.Н. Добрынина, В.Н. Иванова, П.Л. Карабущенко, Г.Б. Корнетов, Т.Н. Кухтевич, Р.Г. Резаков).

Исследования историко-педагогических явлений и фактов опираются на идеи культурно-цивилизационного подхода, природо-, культуро- и идеалосообразного образования (А.Г. Асмолов, Б.С. Гершунский, С.И. Гессен, В.П. Зинченко, В.А. Петровский, В.Д. Шадриков), а также общепедагогические подходы к анализу историко-педагогического процесса (М.В. Богуславский, Р.Б. Вендровская, В.М. Кларин, Г.Б. Корнетов, А.И. Пискунов, М.Г. Плохова, З.И. Равкин, Е.А. Степашко, Ф.А. Фрадкин).

Ведущее место в ходе рассмотрения проблемы принадлежит положениям науковедческих концепций о единстве, целостности, системности, комплексности в процессе изучения и оценки рассматриваемых феноменов.

Хронологические рамки исследования – конец XIX–XX вв. Выбор столь широких рамок исследования обусловлен необходимостью проследить специфику и тенденции становления элитарного образования России как личностной, общественной и государственной ценности – механизма элитизации одаренной личности, социокультурного развития общества (воспитания элиты, развития культуры и легитимизации ее основных достижений в социуме); системы (процесса дифференцирования в истории педагогики элитарной структуры от массовой в социальном статусе, методологии, строении (среднем звене для одаренных субъектов, высшем и послевузовском звеньях), целях, задачах, принципах, стратегиях, содержании обучения и воспитания); процесса (характеристика этапов становления целостного элитарного образовательного пространства развития одаренности, высокого профессионализма личности и её персонализации в роли субъекта, оказывающего долговременное и бессрочное воздействие на становление другого человека, себя и культуры в целом), а также результата – поэтапного оформления образа самой структуры элитарного образования как педагогической системы и социального института. Данный анализ позволил выявить четыре преемственно связанных между собой этапа развития института элитарного образования: I этап (конец XIX – 30-е гг. XX вв.) – становления и развития элитарного образования; II этап (40–50-е гг. ХХ в.) – функционирования элитарного образования; III этап (60–80-е гг.) – развития элитарного образования; IV (90-е гг. ХХ в.) – институализации элитарного образования.

Источники исследования: научно-теоретические и исторические труды по гносеологии, философии, элитологии, социологии, культурологии, психологии, педагогике, гражданской истории, методологии научных и историко-педагогических исследований.

Теоретическую основу исследования составили работы отечественных философов, историков, социологов, культурологов, психологов, педагогов, политиков, общественных деятелей изучаемого периода; историко-педагогические, философские, политологические, психологические, социологические, культурологические, элитологические работы современного периода; периодическая печать XX в.; партийно-правительственные документы данного периода; материалы диссертационного фонда Российской государственной библиотеки; современные справочники, энциклопедии и др..

Для решения задач использовался комплекс методов исследования: теоретические методы – контент-анализ, индукции, дедукции, моделирования, концептуализации, экстраполяции, сравнительный анализ; историко-педагогические методы – периодизации, классификации, конструктивно-генетический, аксиологический анализ и др..

Научная новизна исследования состоит в том, что:

отечественная теория образования обогащена историко-педагогической концепцией развития элитарного образования в России, идеями дифференцирования элитарного образования в самостоятельную систему воспитания элиты;

выявлены и охарактеризованы этапы развития элитарной и эгалитарной парадигм педагогики, доказана прогностическая роль межпарадигмального подхода в формировании методологических основ элитарного образования;

охарактеризована специфика формирования элитарного образования как: 1) личной, общественной и государственной ценности; 2) педагогической системы, имеющей свои закономерности, теоретико-методологическую базу, принципы, стратегии, содержание воспитания и обучения; 3) пространства, представленного на среднем уровне образовательными учреждениями для одаренных детей, высшим и послевузовским уровнями; 4) результата деятельности элитарной личности и структуры элитарного образования;

доказаны, во-первых, необходимость выявления специфики взаимосвязи развития – воспитания высокоспособных (способных) субъектов; во-вторых, – целесообразность включения элитарной личности в процессе обучения в научное и художественное познание как ведущих закономерностей элитарного образования; также доказана правомерность дифференцирования феномена воспитания элиты в процессе образования в предмет историко-педагогического изучения;

определено прогностическое значение разработанной концепции развития отечественного элитарного образования, доказана необходимость использования ведущих достижений российской науки и практики воспитания «интеллектуального потенциала» страны при проектировании современных подходов развития образования;

загрузка...