Экономическая стратегия развития птицепродуктового подкомплекса: теория, методология, практика (на материалах Уральского региона) (20.08.2007)
Автор: Лысенко Юлия Валентиновна
Анализ выбранных подконтрольных показателей предполагает на: основе сравнения нормативных и фактических значений выявление отклонений; их причин и виновников; определение зависимости между полученными отклонениями и конечными результатами деятельности предприятия; анализ влияния полученных отклонений на конечные результаты. Сбор и обработку аналитической информации с определенной периодичностью принятия управленческих решений осуществляет служба контроллинга. Методика построения многомерной модели интеграции параметрических показателей деятельности центров ответственности по функциональным подсистемам экономического субъекта в птицепродуктовом подкомплексе На основе системного подхода предложено дифференцировать критерии и границы ответственности стратегических зон хозяйствования и центров ответственности, что определяет универсальность предлагаемой методики оценки состояния экономического субъекта птицепродуктового подкомплекса. Мы высоко оцениваем известную методику SWOT-анализа. В дополнение к ней мы предлагаем апробировать на уровне стратегических зон хозяйствования методику модульной оценки названного круга показателей. В настоящее время нами наиболее детально разработана методика в системе управления экономической устойчивостью. Выбор компонентов экономического механизма хозяйствования может быть дополнен на основе типовой (универсальной) многомерной модели интеграции параметрических показателей центров ответственности по функциональным подсистемам, представляющей собой следующую графическую конструкцию, которую можно представить диаграммой, см. рис. 4. Определяя экономический механизм хозяйствования формирования центров ответственности по функциональным подсистемам предприятия, необходимо учитывать состояние и взаимодействие различных его элементов, обуславливающих деятельность всего предприятия. Для оценки центров ответственности по функциональным подсистемам нами предлагается следующая система показателей: по вертикали: центр краткосрочных инвестиций подсистемы закупки - производственная устойчивость (базовым оценочным показателем выбрана материалоемкость); центр дохода подсистемы финансы – техническая устойчивость - (фондоотдача); центр дохода подсистемы инвестиций – финансовая устойчивость - (рентабельность продаж); по горизонтали: центр затрат общепроиз- Рисунок 4 – Многомерная модель интеграции параметрических показателей деятельности центров ответственности в птицепредприятии водственных подсистемы затрат общепроизводственных - социальная устойчивость (здесь базовым нами выбран коэффициент текучести); центр прибыли подсистемы продажи – «культура управления» - (рентабельность продукции); центр затрат общехозяйственные подсистемы затраты общехозяйственные – организационная устойчивость (оценивается по коэффициенту автономии запасов и затрат). В современных условиях экономического развития вопрос о соотношении устойчивости и конкурентоспособности не может быть решен в пользу одной экономической цели за счет другой. На наш взгляд, реализация экономических целей предусматривает соответствующий уровень экономической культуры управления субъектом и культуры организации производства. Стратегия и стратегические направления развития птицепродуктового подкомплекса В диссертационной работе отмечается, что выбор стратегии зависит от множества факторов. На современном этапе развития регионального Агропрома важна не просто стратегия экономического роста, а ее новое, качественное наполнение (содержание). Речь идет об использовании научно-технического прогресса, повышении конкурентоспособности птицепродуктов, освоение наукоёмких и ресурсосберегающих технологий, что позволит перейти в АПК к стратегиям инновационного типа, включая и птицепродуктовый подкомплекс. С учетом различной гаммы факторов, состояний кадрового, производственного, финансового, маркетингового и других потенциалов, вырабатываются различного рода стратегии, включая и субстратегии. При формировании стратегии следует учитывать пять основных этапов. Первый этап – осуществляется предварительный анализ состояния и проблем птицепродуктового подкомплекса, предварительное определение основных целей и целевых групп; сбор данных по текущей ситуации и анализ текущей ситуации; синтез информации по текущей ситуации; оценка потенциала; выявление ограничений. Второй этап - прогнозирование и разработку сценариев (учет направлений и экстраполяция развития сценариев, обсуждение целей, принципов и вариантов для руководства, целевой прогноз и формулирование целевых сценариев, выбор предпочтительного сценария для развития регионального подкомплекса). Третий этап – предполагает формулирование концепций и программ (обсуждение вариантов стратегии и выбор оптимальной, выработка алгоритма краткосрочных и долгосрочных действий, формулирование долгосрочной программы развития птицепродуктового подкомплекса со стратегиями по его секторам, разработка конкретной выбранной стратегии развития птицепродуктового подкомплекса региона). На четвертом этапе разрабатывается механизм реализации стратегии, и на завершающем – пятом – этапе разрабатывается система мониторинга и рекомендации по процедурам последующих ревизий. В процессе исследований были разработаны концепции стратегий устойчивого развития птицепродуктового подкомплекса для Челябинской и Свердловской областей Урала. Так, были определены очевидные объективные и субъективные предпосылки для выбора стратегий: наблюдается сравнительно высокая востребованность населением продукции птицеводства. По анкетным опросам, например, мясо птицы составляет в мясном балансе отдельных различных групп потребителей 50-65%, отмечается как моральное, так и физическое старение технологического оборудования у большинства хозяйствующих субъектов подкомплекса (износ составляет 75-78%). В условиях значительной экспансии на потребительские рынки зарубежных птицепродуктов назрела необходимость максимального сокращения себестоимости продукции через снижение всех видов затрат за счет внедрения современных ресурсо- и энергосберегающих технологий на всех стадиях производства, использование эффективных систем организации и оплаты труда, стратегического управления и эффективного маркетинга, очевидна невозможность конкурентного развития производства без квалифицированного персонала на всех уровнях хозяйствования и управления в подкомплексе, и, как следствие, необходимость переподготовки, обучения и качественного подбора персонала, владеющего современными технологиями и стратегическим управлением, т.е. рыночным инструментарием. Наблюдается крайне тяжелая экологическая ситуация, назрела необходимость не только восстановления, но и строительство новый объектов по утилизации и переработке отходов производства. Для птицепродуктовых подкомплексов АПК Свердловской и Челябинской областей разработана и реализуется стратегия инновационно-интеграционного развития. Она вбирает в себя две субстратегии: стратегию инновационного развития и стратегию интегрированного роста в птицепродуктовом подкомплексе. инновационное развитие подкомплексов включает в себя следующие основные фазы: инициативный подбор той или иной инновации; проведение научно обоснованной экспертизы использования нововведения, расчет сравнительной, экономической целесообразности и эффективности нововведений, выбор наиболее оптимального варианта, эксперимент и подготовка к наиболее полному использованию инновационного проекта или инноваций, использование нововведения в конкретном производстве или в управленческой структуре. При реализации данной стратегии инновации имеют определенную направленность. Они были сгруппированы нами по содержательному признаку и соответствующим направлениям использования. Например, в технико-технологическом развития в процессе реализации стратегических мероприятий предполагается дальнейшее перепрофилирование цехов убоя в цеха глубокой переработки птицы; перевод птицеводческих цехов на автономное газовое отопление с использованием газовых генераторов; внедрение ниппельного поения птицы и ленточного помётоудаления; реконструкция птичников с модернизацией клеточного оборудования и отдельных технологических узлов; переработка пера птицы на корм, утилизация и переработка помета, внедрение технологических линий непрерывного производства кормов и др. В целях реализации стратегических направлений инновационного развития субъектам подкомплекса предстоит разрабатывать серии мероприятий по укреплению конкурентных позиций на региональном рынке и освоению новых рыночных ниш. Концептуальными направлениями в деятельности предприятий подкомплекса по расширению рынка должны стать: широкая диверсификация продукции (расширение ассортимента, использование современных технологий, мобилизация маркетинговых исследований, создание репутации и имиджа продукции с использованием рекламы, использование гибких методов ценообразования); минимизация затрат и оптимизация издержек производства; сервис и качественное обслуживание современной торговой сети. В реализации двухполюсной стратегии инновационно-интеграционного развития птицепродуктового подкомплекса мы выделяем 6 основных этапов. Первый – совершенствование селекционно-племенной работы с птицей яичных и мясных кроссов (дальнейшее совершенствование организации племенной работы в технологической цепи: племптицезавод – племрепродукторы I и II порядка – товарное хозяйства). Второй – совершенствование кормопроизводства и технологии кормления птицы (рациональное использование кормов, полноценное кормление птицы, применение более дешевых компонентов – фуражного зерна и белково-витаминных ингредиентов, а также использования энзимов; интегрированное взаимодействие с зернопроизводящими хозяйствами, создание миникомбикормовых заводов, использование собственного белкового корма). Третий – внедрение прогрессивных энергосберегающих технологий содержания птицы (установка ниппельного поения, ленточного пометоудаления, газификация производственных помещений птицепродуктового подкомплекса, применение технологий сушки и гранулирования куриного помета). Четвертый – расширение объемов глубокой переработки и фасовки птицеводческой продукции (предполагается довести реализацию в виде сырой тушки до 25%, а 75% - в виде колбас, копченостей, сырых полуфабрикатов). Пятый - проведение отдельных крупных мероприятий по строительству объектов птицеводства, кормопроизводства и утилизации отходов. Шестой – создание на предприятиях подкомплекса систем стратегического управления, организационных и управленческих структур, наиболее восприимчивых к инновациям, обучение персонала в системе непрерывного сельскохозяйственного образования. Инновационными в экономической сфере для подкомплекса являются: снижение хозяйственного риска; оптимизация размеров производства в целом и структурных подразделений, совершенствование трудовой мотивации; учетной и налоговой политики предприятий с возможностями правомерного снижения налогооблагаемой базы; совершенствование кредитно-финансового механизма. В социальной сфере инновационными могут и должны стать совершенствование социальной инфраструктуры; наполнение статуса наемного работника функциями работников-собственников предприятия и т.п.; совершенствование условий труда и качества трудовой жизни; улучшение экологических факторов производства и др. В торговле инновационными мероприятиями могут стать: расширение фирменной торговли, улучшение фирменного стиля за использования современного тароупаковочного материала и оборудования с яркой привлекательной подачей информации о предприятии и его продукции, адресованной потребителю; мониторинг предпочтений реализуемой продукции; организация центров здорового питания и служб диетологов; развитие рекламной деятельности и др. Реализация намеченных экономическими стратегиями развития птицепродуктового подкомплекса Челябинской области мер позволит создать в птицеводстве мощную материально-техническую базу. Это позволит производить жизненно важную, диетическую птицеводческую продукцию для населения области на достаточно высоком уровне. Осуществление реконструкции и технического перевооружение отрасли наряду с освоением ресурсо- и энергосберегающих технологий позволит снизить затраты труда на единицу продукции, увеличить ее валовой выпуск, значительно повысить качество продукции, обеспечить конкурентоспособность птицеводческих предприятий. Реализация намеченных мер позволит к 2010 году довести производство яиц сельскохозяйственными организациями до 1162,5 млн шт. яиц в год, а мяса птицы – до 90,6 тыс. тонн (в живой массе). Производство мяса птицы на одного жителя Челябинской области к 2010 году вырастет до 25 кг, яиц до 322 штук, что на 14 кг мяса птицы и 71 штуку яиц, соответственно, выше показателей 1990 года. С увеличением валового производства продукции птицеводства значительно возрастут налоговые отчисления в бюджеты всех уровней, увеличится количество рабочих мест, повысится заработная плата работников птицеводческих предприятий. Представленный прогноз ожидаемых финансовых результатов работы птицеводческих предприятий показывает высокий уровень развития отрасли. В яичном производстве за период с 2004 по 2010 год себестоимость товарных яиц возрастёт на 124,3%, но цена реализации увеличится на 126,6%. Это позволит яичным птицефабрикам получить 1453,8 млн рублей прибыли. Ожидается, что себестоимость производства мяса бройлеров к 2010 году возрастёт на 153,1%, но цена реализации увеличится на 164,9%. Это позволит птицефабрикам мясного направления получить прибыль в сумме 3601,5 млн рублей. Рентабельность товарных яиц – 16,8% и мяса бройлеров – 18,7%, обозначенная целевой программой, даст возможность птицефабрикам выполнить планируемые объёмы капитальных вложений на реконструкцию и техническое перевооружение отрасли. Реализация стратегических программ и проектов в птицепродуктовом подкомплексе Свердловской области позволит к 2010 году в крупных, средних и малых сельскохозяйственных организациях произвести 1 млрд 267 млн шт. яиц. Эффективные стратегии будут способствовать стабилизации зернового рынка и расширению производства комбикормов; реконструкция мясоперерабатывающих цехов повысит конкурентоспособность продукции и инвестиционную привлекательность подкомплекса. Это обеспечит к 2010 году производство 100 тыс. тонн мяса птицы (в живой массе), другими словами, производство мяса птицы возрастет на 30% к уровню 2005 года. Общий объем капитальных вложений на реализацию стратегий инновационно-инвестиционного развития предусматривается в размере 2,1 млрд руб., в том числе собственные средства составят 881 млн руб., средства областного бюджета – 720 млн руб. Основные работы, опубликованные по теме диссертации Монографии 1. Лысенко Ю.В. Птицепродуктовый подкомплекс: стратегии развития. – Екатеринбург: Изд-во Урал.ГСХА, 2006. – 18,1 п.л. 2. Лысенко Ю.В. Рейтинговая оценка экономического состояния птицепродуктового подкомплекса. – Екатеринбург: Изд-во Урал.ГСХА, 2004. – 7,5 п.л. 3. Сёмин А.Н., Курбатов А.П., Лысенко Ю.В. Особенности развития птицепродуктового подкомплекса в пореформенный период. – Екатеринбург: Изд-во Урал.ГСХА, 2005. – 15,3 п.л. (авт. – 5,1 п.л.). |