Delist.ru

Экономическая стратегия развития птицепродуктового подкомплекса: теория, методология, практика (на материалах Уральского региона) (20.08.2007)

Автор: Лысенко Юлия Валентиновна

Теоретико-методологические основы формирования птицепродуктового подкомплекса

Агропромышленный комплекс (АПК), представляющий собой совокупность ряда отраслей народного хозяйства, состоит из продовольственного комплекса и комплекса непродовольственных товаров. Продовольственный комплекс АПК вбирает в себя продуктовые подкомплексы, среди которых особое место отводится птицепродуктовому подкомплексу. В общем объеме конечной продукции продовольственного комплекса АПК на птицепродуктовый подкомплекс приходится более 15%. Основой птицепродуктового подкомплекса является птицеводство. Общепризнанно, что птицеводство – это самая «скороспелая отрасль животноводства» и в отличие от других отраслей АПК наиболее наукоемкая и динамичная. Она характеризуется быстрыми темпами воспроизводства поголовья, интенсивным ростом, высокой продуктивностью и жизнеспособностью, наименьшими затратами живого труда и материальных средств на единицу продукции.

Птицепродуктовый подкомплекс, в основном, дает мясо, яйцо, пух, перо и органические удобрения. Птицепродуктовый подкомплекс представляет собой открытую экономическую систему, в которой органично взаимодействуют звенья производственного и непроизводственного обслуживания, а также товаропроизводящее, оптовое и торгово-розничное звенья. Организационную модель птицепродуктового подкомплекса замыкает звено потребителей конечной продукции подкомплекса (рис. 1).

Функционирование птицепродуктового подкомплекса осуществляется через сформированную рыночную инфраструктуру,

Рисунок 1 – Организационная модель птицепродуктового подкомплекса в системе АПК

вбирающую в себя наряду с центральным звеном – товаропроизводителями птицеводческой продукции – звенья первичной обработки и промышленной переработки, а также оптовое и розничное звенья, и, конечно же, потребителей конечной продукции данного подкомплекса.

Птицепродуктовый подкомплекс, хотя и является экономически обособленной территориально-производственной подсистемой АПК по производству, заготовке, переработке, хранению, расфасовке, упаковке продукции отрасли, естественно подвержен, как и вся система АПК, воздействию на него различного рода факторов, включая факторы дестабилизирующего воздействия.

В процессе исследования, понимая под птицепродуктовым подкомплексом открытую экономическую систему, нами были сгруппированы внешние и внутренние факторы, воздействующие на его состояние и развитие. Было установлено, что факторы способны к трансформации, усилению или ослаблению своего воздействия. Более того, внешние могут взаимодействовать с внутренними факторами, тем самым изменяя воздействие последних на хозяйствующий субъект.

Факторы имеют определенный временной лаг своего воздействия, что, безусловно, необходимо учитывать при формировании продуктовых подкомплексов, включая и птицепродуктовый. Стратегические планы должны отражать характер ослабления краткосрочного, среднесрочного и долговременного и постоянного воздействия демотивационных факторов.

Стратегия развития подкомплексов предусматривает, что факторы могут быть контролируемыми, частично контролируемыми и неконтролируемыми. Данные аспекты в обязательном порядке должны учитывать разработчики стратегий. Наши исследования показывают, что при определенных условиях и для конкретных хозяйствующих субъектов птицепродуктового подкомплекса факторы из контролируемых могут трансформироваться в неконтролируемые, то есть не зависящие от управленческих и иных решений.

Среди факторов, благоприятно воздействующих на функционирование птицепродуктового подкомплекса, мы выделяем три блока: на федеральном уровне (развитие многоукладной экономики, совершенствование земельных отношений, развитие кооперационных и интеграционных связей, формирование и развитие федерального рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, совершенствование управления АПК, создание Росптицесоюза и др.); на региональном уровне (осуществление политики здравого протекционизма в отношении сельхозтоваропроизводителей, совершенствование системы управления региональным АПК, формирование региональной системы продовольственного обеспечения, совершенствование механизма социального партнерства, развитие прогрессивных форм хозяйствования – агрофирмы, агрохолдинги, агроконцерны, агроконсорциумы, государственная поддержка базовых отраслей АПК, развитие рыночной инфраструктуры, развитие регионального сельхозмашиностроения, создание и развитие сети машинно-технологических станций, развитие системы непрерывного сельскохозяйственного образования и др.); на локальном уровне (подготовка и переподготовка кадров для работы в рыночных условиях хозяйствования, овладение прогрессивными, ресурсосберегающими технологиями, селекционная работа, оптимизация хозяйства с учетом маркетинговых стратегий его развития, обновление технологического оборудования, в том числе на основе лизинга, развитие базы собственной переработки и создание комбикормовых заводов в рамках интеграции, использование научных достижений региона, развитие кооперативных и интеграционных связей с производителями зерна, применение коммерческого расчета и реализация мер финансового оздоровления, совершенствование коллективной договорной работы и др.).

Партнеры по птицепродуктовому подкомплексу функционируют и под воздействием дестабилизирующих факторов. Среди таких факторов мы выделяем непоследовательность в действиях правительства при проведении аграрных реформ, «невнятность» аграрной политики государства, низкий уровень управляемости АПК, отсутствие госрегулирования межотраслевых отношений, диспаритет цен, отсутствие эффективной системы регулирования потребительского рынка с использованием государственного механизма; несовершенство финансово-кредитной системы, отсутствие реально действующей законодательной базы для решения проблем социально-экономического развития АПК и другие факторы.

Хозяйствующие субъекты птицепродуктового подкомплекса, находящиеся под воздействием гаммы факторов, в качестве ответной реакции на вызовы внешней среды вынуждены разрабатывать наряду с адаптационно-антикризисными мерами стратегические планы своего развития, формировать системы стратегического управления.

Методологические основы выбора стратегии постановки целей и технологии построения стратегического плана

Стратегия развития предполагает изменение параметров организации для достижение его определенного уровня в будущем.

Стратегия развития формируется при динамическом типе стратегического планирования и характеризуется движением субъекта хозяйствования в сторону структурных изменений. Такого вида стратегии направлены на прогнозирование будущих рисков, поиск новых возможностей в достижении целей, разработку многочисленных альтернатив и выбор из них наиболее успешной.

Выбор стратегии зависит от степени насыщенности рынка, от степени и скорости развития отрасли и возможности хозяйствующего субъекта постоянно обновлять производство. Можно выделить следующие типы стратегий по направленности: производственные, экономические, маркетинговые, социальные, экологические. По горизонту целеполагания: краткосрочные и перспективные. По количеству реализуемых целей: с доминирующей, главной целью, с небольшим количеством целей (две-три) и многоцелевая (больше трех). По уровню приоритетности: с равнозначными целями и целями, в составе которых выделены приоритетные. По реализации (осуществлению): предусматривающие реальную реализацию и декларативные, предназначенные для общественности.

Среди стратегий, относящихся к статическому типу стратегического планирования, выделяют стратегию развития рынка (субъект хозяйствования стремится увеличить сбыт или побудить потребителей по-новому использовать имеющуюся продукцию. Такая стратегия предполагает выход на новые географические рынки и на новые сегменты рынка).

Стратегию преимущества по издержкам (субъект хозяйствования ориентируется на широкий рынок и производит продукцию в большем количестве; при помощи массового производства он может минимизировать издержки и предлагать низкие цены).

Стратегия концентрации (субъект хозяйствования выделяет специфический сегмент рынка через низкие цены или уникальное предложение).

Среди стратегий, которые относятся к динамическому типу планирования, выделяют стратегию проникновения на рынок (эффективна в том случае, когда рынок растет или еще не насыщен; субъект хозяйствования стремится расширить сбыт имеющейся продукции на существующих рынках при помощи интенсификации товародвижения, поступательного продвижения и конкурентоспособных цен).

Стратегия разработки новой продукции (эффективна при использовании, когда субъект хозяйствования выпускает продукцию, которая пользуется спросом у потребителя; хозяйственник разрабатывает новую или модифицированную продукцию для существующих потребительских рынков).

Стратегия диверсификации (используется для того, чтобы субъект хозяйствования не стал слишком зависимым от одного или нескольких видов продукции; необходимо выпускать новые виды продукции, ориентированные на новые сегменты рынка).

Стратегия дифференциации (субъект хозяйствования нацеливает свою работу на большой рынок, выпуская привлекательную для многих потребителей продукцию, которая рассматривается как уникальная, в результате цена уже не играет важной роли) и др.

Что касается птицепродуктового подкомплекса, то исходя из классификации стратегий по способу достижения конкурентных преимуществ, избранная стратегия развития относится к глобальным стратегиям (стратегии минимизации издержек, фокусирования, дифференциации, инноваций, быстрого реагирования).

Хотя и существуют различные классификационные схемы стратегий, в основе которых лежит тот или иной критериальный признак, но все же очень сложно провести четкую грань при стратегическом процессе, к какому виду относится та или иная разрабатываемая стратегия. В связи с этим мы предлагаем при разработке стратегии развития птицепродуктового подкомплекса выделять генеральную стратегию и субстратегии, обеспечивающие реализацию подцелей для достижения генеральной цели.

Под целью и системой целей мы понимаем желательное состояние птицепродуктового подкомплекса, которое может быть изложено, сформулировано словесно и представлена количественными характеристиками.

Цели – это прежде всего выражение рационально обоснованного проекта будущего состояния подкомплекса, и они могут характеризоваться содержанием; объектом; способом выражения (измерители); уровнем, который должен быть достигнут; временным горизонтом.

Основное требование к целям – это реальность, то есть осуществимость. Реальность цели обусловлена имеющимися в распоряжении подкомплекса ресурсами и способностью и умением персонала их экономно и рационально использовать в установленные стратегическим планом сроки.

Для стратегического управления продуктовым подкомплексом важно уметь использовать концентрацию имеющихся ограниченных ресурсов на решающих направлениях деятельности (развитие кормовой базы, применение высокопродуктивных кроссов, механизация и автоматизация производственных процессов, внедрение прогрессивных технологий производства яиц и мяса птицы и др.) и с максимальной эффективностью.

Птицепродуктовый подкомплекс объединяет значительное число разнородных организаций и предприятий. В связи с этим согласованное и взвешенное, с учетом всех ресурсов, управление развитием данного подкомплекса предполагает использование единой комплексной стратегии. Необходим алгоритм перехода от нескомпонованных, частных субстратегий к комплексной стратегии. Научно обоснованный стратегический план и должен связать воедино отдельные части так, чтобы целое не представляло собой лишь результат суммирования, а явилось бы органичным творческим синтезом. Исходным импульсом для начала работ по стратегическому планированию, как правило, должна служить постановка общегосударственных целей развития АПК, в котором Птицепродуктовый подкомплекс выступает в качестве органично вписывающейся подсистемы, с корректировкой на региональные условия достижения народнохозяйственной цели и условия функционирования отдельно взятого птицеводческого хозяйства и его структурных подразделений.

При разработке экономической стратегии развития птицепродуктового подкомплекса необходимо придерживаться следующей последовательности действий:

- изложить проблемы эффективного функционирования и развития субъектов хозяйствования в региональном птицепродуктовом подкомплексе, включая характеристику их исходного состояния, а также варианты обоснования их разрешения;

- осуществить целевую направленность как самого стратегического плана, так и отдельных стратегических направлений и программ развития регионального птицепродуктового подкомплекса;

- обеспечить синхронность и комплексность подцелей и задач на каждом этапе реализации стратегического плана;

- обеспечить системность мероприятий, необходимых для достижения целей стратегического плана;

- обосновать систему основных критериев и показателей как самой стратегии развития регионального птицепродуктового подкомплекса в целом, так и отдельных стратегических программ;

- обосновать потребность в ресурсах и источниках их обеспечения;

- сделать прогноз влияния стратегии на изменение социальной, экономической, экологической и иной ситуации в региональном птицепродуктовом подкомплексе;

- обеспечить управляемость стратегией развития регионального птицепродуктового подкомплекса, создавая при необходимости специальные организационные и иные механизмы достижения целей.

загрузка...