Delist.ru

История вторжения кочевых племен Дашт-и Кипчака в Среднюю Азию (XVI в.) (20.08.2007)

Автор: Камолов Хамзахон Шарифович

В средние века процессу концентрации земельной собственности в одних руках способствовал признаваемый мусульманским правом институт шуфъат, т.е. преимущественное право соседа на покупку земли. Этим правом на протяжении этого столетия широко пользовалась шейбанидская династия.

При Шейбанидах, кроме этих способов захвата имений местных землевладельцев, практиковалось присвоение земель в счет предоставленных в долг денег. Увеличение земельных фондов Шейбанидов происходило также за счет земель, покинутых владельцами. Причиной бегства земледельцев, согласно источникам, были притеснения и обиды, тяготы земельной подати, диванской поставки продовольствия и султанских повинностей. Расширение земельных площадей Шейбанидов происходило также за счет орошения и обработки новых земель. При Шейбани-хане была проведена работа по улучшению и расширению ирригационной сети, что позволило несколько увеличить посевные площади. В дальнейшем в Мавераннахре ирригационные работы проводились также при Абдуллахане II. Шейбаниды, расширяя посевные площади, хотели получить большие доходы с населения Мавераннахра, но площади вновь орошенных земель, по сравнению с территориями конфискованных и захваченных у местного населения Шейбанидами, были незначительными.

Земледелие в Мавераннахре, как и в предшествующее время, было многоотраслевым. Ведущей отраслью сельскохозяйственного производства являлось хлебное зерноводство. Наряду с зерновыми выращивались и технические культуры. Важную отрасль сельскохозяйственного производства составляли садоводство и овощеводство. Скотоводство также было немаловажной частью сельского хозяйства. Разводился крупный и мелкий рогатый скот. Шейбанидская знать имела огромные стада скота. В личном владении ханов, султанов и представителей духовенства находились табуны лошадей, стада баранов, караваны верблюдов.

Денежное обращение. О состоянии и развитии денежного обращения в государстве Шейбанидов свидетельствуют большие фонды монет и монетные клады, изученные учеными, а также данные рукописных источников.

В пятницу 15 мухаррама 913 г.х./28 мая 1507 г. в соборной мечети Герата была провозглашена хутба на имя покойного Абу-л-Хайр-хана (дед Шейбани-хана) и самого Шейбани-хана и здесь был оглашен указ о денежной реформе, проводимой Шейбани-ханом.

Период денежной реформы Шейбани-хана делится на два этапа. На первом этапе (907 г.х./1501-2–910 г.х./1504-5 гг.) Шейбани-хан сделал попытку упорядочить денежное обращение, организовать равнокурсное хождение медных и серебряных монет по всему государству. Для второго этапа (910 г/1504-05–913/1507-08 гг.) типична исключительно интенсивная эксплуатация монетной регалии, особенно в части чекана и обращения медных монет.

Реформа должна была привлечь на сторону Шейбани-хана торгово-феодальные слои общества, она обещала всем заинтересованным в торговле прочную и неизменную организацию чекана и обращения серебра. Основой серебряного обращения была назначена новая танга, «украшенная августейшим чеканом» т.е. именем и титулами самого Мухаммада Шейбани-хана.

Понизив курс на тимуридские монеты, Шейбани-хан, тем самым, привел его в соответствие со стоимостью серебра-металла в них. Вместе с тем, повысив вес своих новых тенег на полданга (0,4 г.) по сравнению с тимуридскими, он сделал законным также и их более высокий курс.

Систематический чекан серебра начался в городах Мавераннахра именно в 913/1507-08 г., а в городах Хорасана он не мог начаться ранее 913 /1507-08 г., так как именно в этом году они были отвоеваны Шейбани-ханом у Тимуридов. Выпуск серебра с именем Шейбани-хана в двух столицах государства – Самарканде и Герате – должен был ознаменовать конец старой и начало новой династии.

В государствах Шейбанидов выпускались монеты из золота, серебра, меди, из сплавов серебра с медью в разных пропорциях. Общая закономерность состояла в том, что положение золота в денежном хозяйстве XVI в. целиком зависело от состояния чекана серебряных монет, возможности обеспечения рынка необходимым количеством средств обращения на основе серебра. Чекан золотых монет был эпизодическим.

Чекан серебряных монет был свободным, т.е. любое частное лицо из своего металла или изделий могло заказать монеты, за что казна взимала определенную плату. Многочисленные и совершенно не оправдавшие себя старые медные монеты были изъяты из обращения, взамен были выпущены новые медные монеты.

Денежная реформа при Шайбанидах была трудной, многоэтапной: понадобилось время, чтобы нормализовать денежное обращение в общегосударственном масштабе.

V. 2. Категории землевладения. Земельная рента. В Мавераннахре в XVI в. по праву собственности и по праву владения существовали следующее категории землевладения: государственные земли – «мамлукай-и подшохи», «мамлука-и султани» или «арози-и мамлука»; «земли милковые» (земли «милки хурри холис», «милки ушри» («милки дахьяк», «милки хароджи»); земли вакуфные.

Государственные земли находились в ведении финансового ведомства – диван-и мал, государство являлось единственным собственником этих земель. Государственные земли образовались за счет завоеванных территорий и пустующих земель. Государство могло продавать и дарить их, и в таких случаях земля переходила в другую категорию.

Частнособственнические земли – «милковые». Эта категория делилась на три группы:

а) «Милки хурри холис». Эти земли были освобождены от государственного налога и вся рента поступала в распоряжение землевладельца. Земли «милки хурри холис» образовались в основном при передаче государству 2/3 милковых земель и на оставшуюся 1/3 земель владелец получал право налогового иммунитета. Рента с нее целиком поступала владельцу милка.

б) «Милки ушри». Пахотные «милковые» земли, с которых взималась в пользу государства меньшая часть земельной ренты, т.е. десятая часть урожая, называемая землями «ушри» или «милки ушри». «Милки ушри» – эта неразделенная собственность двух совладельцев: частного лица – землевладельца и государства. Два совладельца делили между собой не только ренту, но могли разделить и землю пропорционально, и при таких разделах одна часть «милковой» земли переходила в категорию государственных земель, другая же превращалась в категорию частнособственнических земель.

Часть ренты «милков» поступала в пользу государства («мамлукай-и подшохи»), а другая часть в пользу частного лица – землевладельца («милки хурри холис»).

в) «Милки», принадлежавшие производителям. Часть «милковых» земель принадлежала производителям – крестьянам, ремесленникам и бедным представителям духовенства. Удельный вес «милков», принадлежавших им, был невелик и доходы с земли они получили за свой труд. 1/10 часть урожая отдавали государству, а остальное оставляли себе. Крестьяне, жившие на «милковых» землях, не теряли личной свободы, но попадали в зависимость от землевладельца.

В этот период отмечается наличие крупного феодального землевладения. Крупные земельные владения в XVI в. сосредоточивались в руках правящей династии. Например, Михр-султан-ханум – жена Мухаммад Темур-султана (сын Шейбани-хана) являлась крупнейшим землевладельцем того периода и имела много «милковых» владений.

В период раннего средневековья с назначением на высокие государственные должности представители знати в знак благосклонности получали от верховного правителя в управление отдельные области, округи или районы. Эта акция породила институт пожалования, так называемые «икта» в раннем средневековье, а при Тимуридах этот институт получил название «суюргаль» или «тиул» и во время Шейбанидов он получил дальнейшее развитие.

Вакуфные земли – это собственность, пожертвованная кем-либо в пользу религиозных учреждений – мечетей, медресе, мазаров и др. и закреплённая письменным волеизъявлением дарителя.

Несмотря на принятые Шейбанидами меры, притесняющие вакуфное хозяйство, все же в скором времени после установления их власти они сами стали обращать в вакф немало земельных угодий и различные виды недвижимости. Об этом свидетельствуют вакуфные грамоты двух построенных в Самарканде медресе Шейбани-хана, составленные в первой четверти XVI в.

В силу господства натурального хозяйства ведущей формой землепользования в средние века была рента. Она взималась в натуральной, денежной и отработочной форме. Ренту в деньгах собирали торговые налоги с лавок, базаров, караван-сараев и бань, часть сборов производилась с садов, входящих в категорию танабана, с рудников. С пахотных земель платили ренту в основном натурой.

Земельная рента обычно делилась на две неравные части (треть и две трети), соответствовавшие десятой и двум десятым долям урожая.

Земельная рента, согласно актовым документам, равнялась трем десятым или 30% урожая. Эта была обычная средняя норма ренты, которую выплачивал крестьянин, если он не был юридическим собственником земли. В XVI в. размер земельной ренты не раз увеличивался, и основная часть ее достигала 40% урожая.

V. 3. Ремесло и внутренняя торговля. В первом десятилетии XVI в. течение хозяйственной жизни Мавераннахра было нарушено описанными здесь военными событиями. Но постепенно ремесленная и торговая деятельность населения Самарканда, Бухары, Ташкента и других городов стало восстанавливаться и оживать. В этот период в источниках упоминается свыше шестидесяти названий ремесел, бытовавших в городах и селах Мавераннахра.

Городские ремесленники занимались обработкой металлов, выделкой орудий труда, оружия, украшений, драгоценных изделий из дерева и металла, обработкой продуктов животноводства, поступающих из степи, изготовляли хлопчатобумажные и шерстяные ткани, керамическую и стеклянную посуду, ювелирные изделия, домашнюю утварь и прочее.

В первой четверти XVI в. источники сообщают о литье чугуна в Ташкентской области, о наличии чугунолитейщиков в Самарканде, о применении чугуна в быту для изготовления котлов. Из металлических изделий были распространены сосуды из бронзы и меди. Чеканка монет занимала особое место среди ремесел.

Развивалось текстильное производство. Шелковые, полушелковые и бумажные ткани Мавераннахра отличались необычайно высоким качеством.

В ремесленной промышленности производство оружия занимало особое место. Производили сабли, ножи, латы, щиты, шлемы, кольчуги украшенные драгоценными камнями.

О развитии техники в XVI в. свидетельствует большое количество мастерских по изготовлению бумаги – «когазгари» (бумагоделанье) в Самарканде и его окрестностях. Возникновение бумажного производства в Мавераннахре относится к очень отдаленным временам, еще к домусульманскому периоду, и по некоторым историческим данным, оно было заимствовано от китайцев.

Развитие ремесел способствовало в городах Мавераннахра развитию торговых сношений. В XVI в. в Самарканде и Бухаре имелось большое количество специализированных базаров кузнецов, прядильщиков, продавцов веревок, войлока, корзинщиков, свечников, также конных, овощных базаров.

В XVI в. в одних руках сосредотачивались многочисленные торгово-ремесленные предприятия. Поэтому экономическая и политическая мощь представителей шейбанидской династии базировалась не только на землевладении и скотоводстве, но и на эксплуатации предприятий торгово-ремесленного характера – караван-сараев, базаров, дуканов, мастерских для выделки бумаги, мельниц, красилен и бань.

В XVI в. из ископаемых богатств в Мавераннахре добивались железо и бирюза в Ташкентской области, золото и рубин в Ишкамыше, мрамор и строительный камень в горах Ферганы. Также сообщается о широком применение нефти в военном деле.

Разработка полезных ископаемых, добыча золота и драгоценных камней находились в ведении правящего дома, более мелкие – у местных правителей, с внесением части дохода в ханскую казну – диван-и саркар-и хасса.

V. 4. Налоги и повинности. Основным налогом в XVI в. был «мал» (араб. – «состояние», «имущество»), иначе харадж, т.е. земельная подать, размер которой в зависимости от качества земли, места ее расположения, близости рынка и воли верховного правителя определяется от 1/3 до 1/5 доли урожая. Наряду с «мал» и «харадж», встречаются термины «молу галлат» и «малу джихат.» Под «малу галлат» подразумевается уплата натурой, а под «малу джихат» уплата деньгами. «Малу джихат» с пахотных земель достигал 30–40%.

Дах-и як (ушр-десятина) и дах-и ду (одна пятая) относился к числу основных налогов. Они взимались с привилегированных, т.е. «обеленных» земель («милки хурр», «милки хурри холис»).

Налог «тамга» и «бадж» (дорожная и таможенная пошлина) взимался с торгового сословия и ремесленников. «Бадж» взимался в размере 2% от общей стоимости привозимых товаров. Размер же «тамги» установить не представляется возможным. Его собирали не только с внешней торговли, но и внутри страны с товаров и имущества купцов и других лиц при переходе их из одной области в другую, управляемые разными наместниками одного хана. Этот налог пагубно влиял на развитие ремесла и торговли, чем нередко вызывал недовольство ремесленников и торговцев, поэтому можно думать, что размер тамги был большим. С торговцев также взимался «закят».

Существовали такие многочисленные повинности, как «аваризат», «ихраджат», «тагар», «улуфа», «коналга», «мирабана», «тарх», «бегар», «мардикар», «хашар», «пешкаш», «савари», «тухфа» и т.д.

загрузка...