Delist.ru

История вторжения кочевых племен Дашт-и Кипчака в Среднюю Азию (XVI в.) (20.08.2007)

Автор: Камолов Хамзахон Шарифович

Готовясь к походу против тимуридов, Шейбани-хан старался собрать вокруг себя тех султанов и беков, которых прославились свой кровожадностью, грабежами и авантюрами. Он разослал своих людей в разные уголки Мавераннахра, чтобы склонить на свою сторону узбекских султанов, ушедших в свое время служить тимуридам в период смут.

В Хорасане последние годы жизни султана Хусейна Байкары (1468-1506) прошли в борьбе с собственными строптивыми сыновьями и непокорными вассалами. О возникновении разногласий между султаном Хусейном и Баде’аз-заманом – старшего сына султана Хусейна, сефевидские историки пишут довольно подробно. В 1497 г. против отца восстал Баде’аз-заман, находившийся в Балхе, а осенью 1498 г. против султана Хусейна выступили два других его сына правившие в Мерве и Абеварде. В 1499 г. поднял мятеж Хусрав-шах – один из сильнейших наместников султана Хусейна. В 1500 султан Хусейн совершил поход в Астарабад против своего мятежного сына Мухаммад Хусейна, закончившийся примирением между ними.

Кроме того, власть султана Хусейна над значительной частью его владений ослабла в результате возвышения династии Аргунов. Основателем этой династии был Зу-н-Нун-бек Аргун, потомок монгольских ильханов.

В это время Шейбани-хан вел борьбу с тимуридскими владетелями Мавераннахра за Самарканд. Султан Хусейн был серьезно обеспокоен успехами Шейбани-хана в Мавераннахре, но не оказал никакой помощи правителям Самарканда и Бухары.

Что касается Ирана, то эта страна к началу XVI в. не была единым политическим целым. Наиболее крупными государствами на его территории были Хорасанский салтанат Тимуридов и держава Ак-Коюнлу. Около 1500 г. владения Ак-Коюнлу были поделены между султаном Мурадом (Ирак Персидский) и Алвандом (Азербайджан и Армения), а другие царевичи Ак-Коюнлу, номинально зависимые от султана Мурада, правили в Фарсе, Йезде, Кирмане, Ираке Арабском и Диербекире. Но владетели Аберкуха, Кашана, Симнана, Систана оставались независимыми. В Гилане было два шиитских эмирата – Лахиджанский (Бийе пеш) и Рештский (Бийе пас). Мазендеран был разделен между десятком владетелей. В Хузистане и Хувейзе правила шиитская династия Мушаша. У каждого из владетелей были свои вассалы. В это время государству Ак-Коюнлу угрожала экспансия Османской Турции, а хорасанским Тимуридам – узбеки во главе с Мухаммадом Шейбани, завладевшие уже землями Мавераннахра.

Воспользовавшись смутой, происходившей в Иране к концу 1499 г. под знаменами юного шейха Исмаила, поддержанного с одной стороны дервишскими кругами, а с другой стороны, тюркскими кочевыми племенами Азербайджана, собралась семитысячная сплоченная армия, позже получившая прозвище «кызылбашей» («красноголовых»). В 1501 г. кызылбаши разгромили войско Алванда Ак-Коюнлу и вступили в Тебриз. Главной военной опорой Сефевидов стали тюркские кочевые племена Азербайджана и Малой Азии, где шиизм был формой оппозиции кочевников Османскому государству.

Историческая география под названием Дашт-и Кипчак подразумевает Половецкую степь или, по русским летописям, Киргизские степи от Урала до Сибири, бассейн Аральского моря и низовья Сайхуна. Начиная с XI в. она носит название Дашт-и Кипчак. Впервые название Дашт-и Кипчак использовал Насир Хусрав (1004-1088) – известный персидско-таджикский поэт – после того, как тюрко-монгольские племена кипчаков в 1030 г. с берегов Иртыша перекочевали в сторону Хорезма, захватив земли современного Казахстана и степи европейской части России. Кипчакскую степь разделяют на две части: восточную и западную. Восточная часть начинается с низовий Сайхуна и гор Улуг-таг и Кучак-таг, с запада доходит до земли гугсардских племен, подчинявшихся Бату, с севера – до земель узбеков, подчинявшихся Шейбану, а оттуда до ханов Чагатайского улуса, с юга до каракумских песков и гор Алексаруски. Западный Дашт-и Кипчак – это районы, где соединяются реки Дон и Волга, с востока они доходят до Аральских гор, до Каспийского моря, с запада до реки Дунай, и с юга до Черного моря. На этом обширном пространстве на протяжении длительного периода кочевые тюркские племена летом кочевали между предгорьями Урала и реками Тобол, Урал, Илек, Иргиз, а зимой в бассейне Аральского моря по рекам Чуйсу, Сарису и в низовьях Сайхун. Жизнь кочевников всегда была связана с постоянным передвижением со скотом к новым пастбищам. Иногда такие переходы достигали 1000 км.

Вызванный походами Тамерлана упадок экономической деятельности Дашт-и Кипчака способствовал и политическому раздроблению его территории. Дашт-и Кипчак распалась на несколько враждебных друг другу улусов. В первой половине XV в. улусы ногайский (мангытский) во главе с Едигеем и Шейбанский из рода Шейбана были наиболее обширными.

Бесконечные войны племен и улусов в Ак-орде, которые часто сопровождались ограблением друг друга, опустошали их владения. Как отмечает Рузбихани Исфахани «ханы этих племен находятся постоянных распрях друг с другом и каждый (из них) посягает на другого. И когда побеждают, то продают друг друга в рабство и уводят в плен. Имущество и людей противника между собой они считают дозволенной добычей и никогда от этого правила не отступают».

Такая обстановка заставила вождей племен задуматься и сплотится вокруг сильного хана, чтобы прекратить междоусобицы. Этим ханом и стал Мухаммад Шейбани-хан, и образование в XVI в. в Мавераннахре Шейбанидского государства, непосредственно связано с его именем.

I.2. Шейбани-хан. Борьба за власть в Дашт-и Кипчаке. Вопросы появления и утверждения Шейбани-хана на политическом горизонте Дашт-и Кипчака, его упорной борьбы со своими врагами рассматривается в настоящем параграфе диссертации.

Согласно источникам, отец Шейбани-хана – Шах Будаг-султан умер молодым, в расцвете лет, когда Шейбани-хан был еще ребенком. Шейбани-хана воспитали его мать и дед Абу-л-Хайр-хан. После смерти Абу-л-Хайр-хана (874/1468-69) его преемником стал не пользовавшийся авторитетом среди племенной знати его сын шейх Хайдар-хан. Некоторые сепаратистки настроенные узбекские кочевые султаны во главе с Айбак-ханом, Джанибек-ханом, Буреке-султаном и мангытскими эмирами – Аббас-беком, Мусса-беком и Йамгурчи-беком восстали против шейха Хайдара, в результате чего он был убит. В этом противостоянии его родные и сподвижники погибли или рассеялись по разным краям Дашт-и Кипчака. Шейбани-хана и его брата Махмуд-султана спас от гибели его попечитель Карачин-бек, который привел их к правителю астраханского владения Касим-хан султану, приютившему их. Султаны, свергнувшие с престола шейх Хайдара, вскоре объявили войну Касим-хану. Для спасения Шейбани-хана и его брата Махмуд-султана и выхода их из осады Касим-хан выделил отряд своих воинов. К этому отряду присоединились 40 человек «из старых слуг, из поколения в поколение бывших атаке и кукальташами». Таким образом, вокруг молодого Шейбани-хана образовался отряд в несколько сот воинов. С этого момента и начинается упорная, шедшая с переменным успехом борьба Шейбани-хана за восстановление власти его родичей в Дашт-и Кипчаке.

Шейбани-хан и его брат часто совершали набеги на улусы своих врагов, откуда возвращались с богатой добычей. Подобные набеги и тот факт, что их совершают внуки Абу-л-Хайра, обосновавшиеся в тимуридских владениях, заставили одного из наиболее пострадавших узбекских главарей – Кирай-хана с сильным войском двинуться на Туркестан. Шейбани-хан и его брат с немногими воинами бежали в Бухару.

Богатство, прочно сложившиеся устои государственности в Мавераннахре, несмотря на раздроблённость владений Тимуридов, наталкивали властолюбца Шейбани-хана на мысль о захвате власти в Мавераннахре. Здесь у него родился замысел отобрать власть у Тимуридов при помощи своих родных и тюрко-монгольских племен Дашт-и Кипчака.

Шейбани-хан в Бухаре в течении этого периода не забывал о целях, ради которых был готов с войной вернуться в родные степи. По мнению автора «Таварих-и гузида», Шейбани-хан «пробыл в той стране (Бухаре) два года, полностью восстановил свою боеспособность и затем вновь вышел в Дашт-и Кипчак». Таким образом, из Мавераннахра началась экспансия Шейбани-хана в Дашт-и Кипчак.

В Дашт-и Кипчаке Шейбани-хан продолжал укреплять свои позиции. Значительно усилив свои войска кочевниками разных племен, и, овладев несколькими крепостями, Шейбани-хан в 891 г.х./1486 г. совершил поход на Хорезм, находившийся под властью тимурида султана Хусейна (1468-1506). Ему удалось овладеть пограничной с хорезмской степью крепостью Тирсак, ныне не существующей.

Началась ожесточенная борьба между Шейбани-ханом и Бурундук-ханом за власть над всем Дашт-и Кипчаком. Военные действия между Шейбани-ханом и его врагами не только не вытеснили Шейбани-хана из занятых им земель, а, наоборот, настолько укрепили его положение, что он задумался о расширении своих завоевательных операций в сторону Мавераннахра.

I.3. Основные причины похода Мухаммада Шейбани-хана на Мавераннахр. В начале XVI в. продвижение кочевых турко-монгольских племен Дашт-и Кипчака (из Белой Орды) под предводительством Мухаммад Шейбани-хана вглубь земледельческих оазисов Средней Азии и захват ими Мавераннахра и Восточного Хорасана, прежде всего, были вызваны экономическими нуждами этих племен. Утратив постепенно всякие связи с бывшими центрами Золотоордынского государства, население Ак-орды вступило в более тесные взаимоотношения с Мавераннахром, снабжавшим продукцией высокоразвитого ремесленного производства соседние степные районы.

Ради приобретения богатства, новых плодородных земель и пастбищ и сбыта продукции своего кочевого хозяйства кочевые племена Дашт-и Кипчака объединились вокруг Шейбани-хана, чтобы захватить крупнейшие центры Мавераннахра и Хорасана. Образование больших объединений кочевников всегда вело к большим внешним завоеваниям, ибо война для кочевых феодалов была не только средством обогащения, но и средством ослабления социальных противоречий внутри своего рода и племени.

Массовое вторжение кочевых узбеков в главе с Шейбани-ханом в Мавераннахр и Хорасан не только являлось обычным движением кочевников с целью ограбления оседлых соседей, «это было крупное социальное явление, обусловленное неблагоприятной для кочевников-узбеков обстановкой в степях Дашт-и Кипчак и стремлением их перейти к оседлости.»

Одной из существенных причин массового передвижения узбекских племен во второй половине XV в. вглубь среднеазиатской территории также была усилившаяся борьба за пастбища между шейбанидами, казахами, мангытами и монголами-калмыками, приводившая к постоянным военным столкновениям. Для значительных групп кочевников Дашт-и Кипчака, лишившихся пастбищ и стад в результате войны и переселения в Мавераннахр, переход к оседлости и земледельческому труду был единственным выходом из обострившегося хозяйственного кризиса.

Другая и основная причина наступления Шейбани-хана в Мавераннахр и Хорасан связана с политической обстановкой, воцарившейся в ту пору в этом регионе, где еще задолго до первых походов Шейбани-хана началась непрерывная междоусобица последних Тимуридов за власть.

Как свидетельствуют источники, стимулятором набегов и последующего завоевания Мавераннахра и Хорасана Шейбани-ханом были сами Тимуриды. Они вовлекли кочевых узбеков во главе Шейбани-ханом в свои династические распри и войны, приводя многочисленные отряды их в мавераннахрские оазисы или призывая их на помощь в борьбе против других кочевников. Таким образом, они открывали кочевниками возможности для прямого вмешательства во внутренние дела Тимуридского государства.

Вторая глава – «Завоевание Шейбани-ханом Мавераннахра и Хорасана. Образование Шейбанидского государства» – состоит из четырех параграфов.

II.1. Завоевание Самарканда. В 1500 г. Шейбани-хан заручился помощью ташкентского правителя Махмуд-хана, и, получив от него вспомогательный отряд моголов численностью 5000 воинов, направился к Самарканду и приступил к его осаде. В это время бухарский наместник эмир Мухаммад Баки-тархан с 10 тысячами войск решил оказать помощь осажденному городу. Согласно источникам тимуридский поэт Мухаммад Салех, который перебежал на сторону Шайбанихана, выдал планы Мухамад Баки-тархана. Эта весть заставила Шейбани-хана снять осаду Самарканда, и направиться на встречу с Мухаммад Баки-тарханом. У крепости Дабусия разразилась война между войсками Шейбани-хана и Мухаммад Баки-тархана. В результате этой борьбы армия Мухаммад Баки-тархана была разбита. Шейбани-хана воодушевила эта победа и он направился для захвата второй столицы тимуридов – Бухары и со своими войсками осадил город. После трехдневной осады бухарская знать решила сдать Бухару. Шейбани-хан без боя захватил город и назначил своего представителя тимуридского поэта – Мухаммад Салиха доруга – правителем города Бухары.

Узнав о противоречиях среди правящей верхушки Самарканда, Шейбани-хан выступил из Бухары с войском на Самарканд. Когда он прибыл в село Тотканд его известили, о том, что некоторые вельможи и знать Бухары решили помочь бывшему бухарскому тимуридскому наместнику эмиру Мухаммад Баки-тархану, укрывшемуся в Карши, взять снова власть в Бухаре. Шейбани-хан вернулся в Бухару и расправился с теми, кого обвинили в измене, его войска беспощадно грабили и опустошали город. Он наложил на всех горожан крупную контрибуцию, приказал разрушить городские стены и назначил своего брата султана Махмуда правителем Бухары.

Султан Али-мирза – правитель Самарканда, опасаясь заклятых своих внутренних врагов, втайне вступает в сговор с Шейбани-ханом и обращается к нему с письмом, содержавшем предположение, о сдаче города. В 1500 году древний город Самарканд без всякого боя капитулировал перед Шейбани-ханом.

Осенью того же года Бабур с отрядом в 240 человек перешел через горы Фан и Кштут в долину Самарканда и, рассчитывая на помощь городского населения, ночью перебрался по штурмовым лестницам через крепостные стены в город и разбил наголову самаркандский шейбанидский гарнизон. Бабур правильно рассчитывал на помощь населения оккупированного кочевниками – узбеками города. По вызову духовного лидера Самарканда –Хаджа Абулмакарима горожане встали на поддержку Бабура. Шейбаниды не смогли справиться с Бабуром и отступили в сторону Бухары. Самарканд вновь оказался под властью Бабура.

Последствия узбекского нашествия в Самарканде были весьма тяжелыми. В захваченном городе шейбаниды грабили знать и простой народ, уводили людей в плен. Насилие и грабежи были явлениями обычными и ежедневными. Производство хлеба, овощей и фруктов сократилось до крайности, дороговизна настала страшная, голод и обнищание настали невероятные. Содержание войска, прибывшего из Ферганы для поддержки Бабура, тоже требовало немало продуктов и, в связи этим тяжелым продовольственным положением, Бабур распустил свои ферганские войска, что повлекло за собой самые роковые последствия для Бобура.

В месяце шавваль 906 г.х./апрель 1501 года Шейбани-хан с большим войском вновь оказался на подступах к городу Самарканду. Бабур обратился за помощью к своим союзникам. Султан Махмуд-хан – правитель Ташкента – отозвался на просьбу Бабура и 1500 монгольских воинов под командованием Мирза Мухаммада Дуглата направились в Самарканд. Но монгольские войска вместо того, что защитить города Самарканд и оказать помощь попавшему в окружение Бабуру, поступили иначе и, улучив момент, подобно шейбанидским войскам начали грабить.

После сражения около Сари Пул Шейбани-хан разбил войска Бабура и осадил город. Бабур с незначительными войсками укрылся за стенами Самарканда. Осада длилась четыре месяца. В городе опять начался страшный голод. «Некоторые голодающие ели мясо собак и кошек, большинство эмиров и знати кормило своих лошадей листьями деревьев, а все прочие – отваренными в воде древесными стружками». Бабур обратился с просьбой о помощи к правителям Хорасана, Хисари Шадмон, Кундуза, Баглана, однако не получил никакого ответа, и, не видя другого выхода, во второй половине 1501 года он с небольшим, около ста человек, отрядом, покинул ночью город.

Чтобы закрепиться в столице Мавераннахра и обезопасить себя, Шейбани-хан одну свою армию направил в поход на город Шахрухия, а сам двинулся вверх по Сайхуну, чтобы разбить калмыков и моголов на северо-восточных своих границах. В жестоком бою владетель Ташкента Махмуд-хан и его приближенные попали в плен, но вскоре были отпущены на свободу, а Бабур бежал в северо-восточные области Моголистана.

Таким образом, Шахрухия, Ташкент и его окрестности были сданы Шейбанидам. Сделав своей столицей Самарканд, Шейбани-хан посадил наместником в Бухаре своего брата Махмуд-султана, а после разгрома моголов передал Ташкент и Ташкентский вилоят своим двум дядьям – Кучкунчи султану и Суюндж Хаджа хану, мать которых была дочерью тимурида Улугбека.

II 2. Поход Шейбани-хана на Хорасан и завоевание Герата. Переход Бухары и Самарканда в руки Шейбани-хана сильно тревожил султана Хусейн мирзу – правителя Хорасана. Владельцы Хисара, Хатлана, Куляба, Кундуза и Бадахшана, номинально входившие в состав государства хорасанских Тимуридов, и нередко враждовавшие между собой, увидев опасность, угрожавшую им от узбеков Дашт-и Кипчака, решили объединиться в один союз и совместно с Баде’ аз-заманом – сыном Хусейна мирзы, выступить против Шейбани-хана.

С целью овладения территорий подвластных Тимуридам Хорасана, Шейбани-хан не только совершал походы, но использовал и такие методы, как привлечение на свою сторону тех, кто имел высокое общественное положение в тимуридском государстве. Для достижения этой цели он использовал своих шпионов и провокаторов. Среди последних был сейид Джа’фар Хаджа, пользовавшийся большим авторитетом среди сейидов Дашт-и Кипчака и с симпатией относившийся к узбекским ханам. По поручению Шейбани-хана он прибыл в Балх, чтобы исподволь сеять смуту на этой территории и привлекать местных эмиров на сторону Шейбани-хана.

Осенью 909 г.х./1503 г. Шейбани-хан с надеждой на успех выступил из Самарканда в поход на Балх. Весть о приближении Шейбани-хана застала наместника Балха – Баде’ аз-замана совершенно не подготовленным.

Как в Мавераннахре, так и в Хорасане Тимуридов тоже охватила неуверенность в прочности своего государства. Оставление Баде’ аз-заманом города, военная слабость защитников города, недоверие друг другу и продажность, беспринципность тимуридских эмиров осложняло положение в Балхе. Этот кризис привел к тому, что некоторые из тимуридских правящих лиц сами примчались к Шейбани-хану на поклон.

Налеты и набеги, которые часто совершали Шейбаниды на пограничные области Хорасана, сеяли страх и смуту среди населения. Люди, издревле жившие здесь, покидали обжитые родные места и в результате целые районы опустошались. Такой оборот событий сильно беспокоил султана Хусейна и он осознал свою ошибку, что не поддержал Баде’ аз-замана в первых его попытках консолидации всех сил в борьбе против Шейбани-хана. После раздумий он понял, к чему привели его «медлительность, беспечность и оплошность в отношение оказания помощи султану Баде’ аз-заману».

Одиннадцатого зи-л-хиджа 911 года (6 мая 1506 г.) султан Хусейн умер. В такое время, когда нужно было единовластие, и консолидация всех сил в руках одного человека, недальновидные и непрозорливые тимуридские эмиры Хорасана разделили престол умершего султана Хусейна между его двумя сыновьями, то есть между Баде’ аз-заманом и Музаффар Хусейном и это распределение в недалеком будущем став яблоком раздора за верховную власть между ними, привело к двоевластию в Хорасане. Как и следовало ожидать, двоевластие в Герате стало причиной того, что остальные наследники султана Хусейна (у него было четырнадцать сыновей и одиннадцать дочерей, при его жизни умерли 7 сыновей) тоже стали претендовать на престол.

Воспользовавшись внутренними распрями и раздорами тимуридов Хорасана, и, не давая возможность им снова образовать против него коалицию, в месяце мухаррам 913 г.х./май 1507 г. Шейбани-хан перешел у Керки через Амударью и снова отправился походом на Хорасан. Когда Шейбани-хан со своим передовым войском подошел к подступам Герата, все тимуридские эмиры разбежались, войска рассеялись, и блестящий город Герат остался совершенно беззащитным. 8 мухаррама 913 г.х./21 мая 1507 сейиды, казии и сановники Герата собрались на совет в медресе Шейху-л-ислама, выразили покорность победителю, и, постановили сдать города Шайбани-хану. В пятницу 15 мухаррама 913 г.х./28 мая 1507 г. в соборной мечети Герата была провозглашена хутба на имя покойного Абу-л-Хайр-хана (дед Шейбани-хана) и самого Шейбани-хана и по приказу Шейбани-хана его объявили «имамом времени и наместником всемилостивого».

загрузка...