Delist.ru

История вторжения кочевых племен Дашт-и Кипчака в Среднюю Азию (XVI в.) (20.08.2007)

Автор: Камолов Хамзахон Шарифович

– подвергнуть критическому анализу сведения разнообразных исторических, географических и литературных источников о причинах противостояния Шейбанидов и Сефевидов на протяжении XVI века с целью составления наиболее достоверной картины политических взаимоотношений между Шейбанидами и Сефевидами;

– тщательно и всесторонне исследовать течение событий, приведших к осложнениям во внутриполитической жизни Мавераннахра и дальнейшему ослаблению и падению Шейбанидского государства;

– на основании новых исторических материалов осветить социально-экономическую жизнь в Мавераннахре исследуемого периода и выявить причины ее упадка, обусловленного внутренними и внешними факторами;

– на основе данных письменных источников, литературных произведений и научных трактатов показать состояние культурной и духовной жизни Мавераннахра в изучаемый период;

– восполнить новыми историческими данными, выявленными в процессе исследования и неиспользованными в научных изысканиях предыдущих исследователей, пробелы в истории вторжения и завоевания ордами кочевников Дашт-и Кипчака Средней Азии;

– на конкретных исторических примерах, почерпнутых из первоисточников и критически рассмотренных, показать мрачные последствия этого завоевания для Средней Азии в изучаемый период;

– отразить влияние нашествия кочевников Дашт-и Кипчака на судьбу таджикского народа и показать его борьбу против иноземных завоевателей.

Научная новизна данной работы заключается в том, что впервые в отечественной исторической науке осуществлено самостоятельное и комплексное исследование, истории Мавераннахра в XVI веке и его взаимоотношений с Хорасаном, Ираном и Дашт-и Кипчаком. На основе широкого использования и сопоставления вновь открытых материалов в диссертации впервые предпринята попытка системного анализа политической истории, социально-экономической и культурной жизни данного региона. События пятисотлетней давности, происходившие здесь, нередко вызывали весьма противоречивые толкования среди различных поколений историков.

Исследование показывает, что политическая и экономическая раздробленность, стремление к сепаратизму отдельных владений, входивших в состав государства Тимуридов в конце XV в., ослабили это государство и подготовили почву для подчинения Мавераннахра кочевникам Дашт-и Кипчака в начале XVI в.

Согласно сведениям средневековых источников, а также выводам современных ученых целью массовых вторжений кочевых узбеков Дашт-и Кипчака в начале XVI в. в Мавераннахр и Хорасан являлось ограбление оседлых соседей ради приобретения богатства, новых земель и сбыта продукции своего кочевого хозяйства. Кроме того, в этом отражалось и стремление кочевников, как господствующего тогда класса и скотоводческого населения перейти к оседлости в связи с неблагоприятной для кочевников обстановкой в степях Дашт-и Кипчака.

В диссертации установлено, что народные массы, жестоко эксплуатировавшиеся вечно враждующими между собой Тимуридами, в общем-то оставались равнодушными к смене владетелей на пороге XVI в. и определенная часть тимуридской знати, изменившая Тимуридам и перешедшая к Шейбанидам, горячо приветствовала появление нового патрона – Шейбани-хана. К тому же отуречение населения части оседлых районов Мавераннахра, происходившее на протяжении столетий, стерло языковые и до некоторой степени бытовые различия между ним и кочевыми тюрко-монгольскими племенами Дашт-и Кипчака, что также в значительной степени облегчило завоевание Шейбанидами Мавераннахра.

Немало способствовал этому процессу и союз Шейбанидов с мусульманским духовенством, только ускоривший завоевание Мавераннахра ими, и, несомненно, содействовавший укреплению власти узбекских ханов в этом регионе.

Ученые, исследовавшие этот период, пришли к выводу, что основной причиной противоборства между Шейбанидами и Сефевидам в начале XVI в. вплоть до распада государства Шейбанидов, послужило противостояние двух направлений в религии ислама – шиитского и суннитского. Однако, сопоставление фактов и событий, изложенных в исторических сочинениях, показывает, что основной причиной противоборства было стремление Сефевидов установить свое владычество над Хорасаном, что закрывало для Мавераннахра не только торговые пути на запад, к берегам Средиземного моря, но и на юг, в сторону Индии.

В диссертации показан расклад политических сил в обществе при Шейбанидах и проанализирована система управления в государстве Шейбанидов и их иерархических взаимоотношений.

Тем самым, в научный оборот введены совершенно новые исторические материалы, восполняющие пробелы в освещении политической, социально-экономической и культурной жизни Мавераннахра в XVI веке.

Объектом исследования являются политические, социально-экономические, культурные процессы, происходившие в XVI в. после завоевания Шейбанидами Мавераннахра, а также взаимоотношения Мавераннахра с Ираном и Хорасаном.

Хронологические рамки исследования охватывают политические и социально экономические события, происходившие в Мавераннахре и Хорасане в XVI в. Это обусловлено тем, что именно в этот период некогда единый в культурно-историческом аспекте регион – Мавераннахр, Иран, Хорасан был разделен Шейбанидами и Сефевидами на две части, которые на протяжении значительного исторического периода, длившегося более 500 лет стали развиваться в определенной степени изолированно друг от друга.

Географические рамки исследования включают в себя Мавераннахр и Хорасан, однако в диссертации затрагиваются вопросы политических взаимоотношений Мавераннахра с Ираном и Дашт-и Кипчаком, отчего возникла необходимость несколько расширять установленные рамки, что способствовало более масштабному освещению взаимоотношений Мавераннахра с Ираном и Дашт-и Кипчаком в этот исторический период.

Методологической основой диссертации является принцип научного историзма, позволяющий рассматривать факты и исторические события в соответствии с конкретной исторической обстановкой, в их диалектической взаимной связи и обусловленности. Системный подход к анализу явлений обязывает автора придерживаться максимально беспристрастного и объективного рассмотрения исторических событий.

За основу научной концепции в диссертации приняты опыт и схема классических образцов исследования таких известных ученых как Бартольд В.В., Семёнов А.А., Гафуров Б.Г. Иванов П.П., Иванов М.С., Петрушевский И.П., и других, придерживавшихся принципов академического подхода к объектам исследований.

В процессе исследования диссертант опирался на сравнительно-исторические и историко-теоретические методы, что позволило наиболее максимально и беспристрастно анализировать исторические события, происходившие в XVI в. Мавераннахре.

Источниковая база исследования. Источники по истории Мавераннахра в XVI в. многочисленны и разнообразны. Политические процессы, события и перемены, характерные для XVI века, широко отражены в обширных письменных первоисточниках, написанных на разных языках, но, главным образом, на персидском.

Авторами первоисточников XVI в. в Мавераннахре, Хорасане и Иране были в основном придворные историографы, занимавшие определенное политическое положение во властных структурах и имевшие широкий доступ к государственным архивам, фондам и документам. А некоторые из них были очевидцами и хронистами происходивших при их жизни событий. Придворные историографы составляли свои труды или по прямому указу правителей или для поднесения им в поисках ханской милости и награды и вполне естественно, что они описывали исторические события не беспристрастно и объективно, а приукрашивали деяния своих покровителей и умаляли деяния их недругов. Поэтому при пользовании средневековыми сочинениями в диссертации соблюдалось строго критическое отношение к изображаемым в них событиям.

В этих исторических сочинениях приводятся фактические данные не только о политических событиях в Мавераннахре Иране, Хорасане и Дашт-и Кипчаке, но и часто дается описание различных сторон культурной, социальной и духовной жизни народов этих регионов. В них находятся также сведения об этническом составе народов, проживавших на территории Мавераннахра, Ирана и Дашт-и Кипчака. Разумеется, не все фактические материалы источников периода XVI века, использованы в диссертации, а только те, в которых освещаются важнейшие исторические события Мавераннахра в XVI в.

Письменные источники, материалы которых использованы в диссертации, можно разделить на следующие группы:

1. Историко-географические сочинения: Аджайиб ал-макдур фи ахбар-и Тимур Ибн Арабшаха, «Хабиб-ас-сияр» («Друг жизнеописаний (биографии)» Хондемира, «Михман-наме-йи Бухара» («Записки бухарского гостя») Фазлаллах ибн Рузбехана Исфахани, «Шайбани-наме» и «Футухат-и хани» (расширенный вариант «Шайбани-наме») Камал ад Дина Бинаи, «Шайбани-наме» и «Таварих-и гузида – Нусрат-наме» («Избранные сочинения – Книга побед») Мухаммада Салиха, «Та’рих-и Абу-л-Хайр-хани» («История Абу-л-Хайр-хана»), Мас’уда ибн Усмана Кухистони, «Та’рих-и Рашиди» Мирза Мухаммада Хайдара Доглат, «Джаханкушаи хакан» (Завоевания хакана») неизвестного автора, «Шараф-наме-йи шахи» («Книга шахской славы»), иначе называемое «Абдуллах-наме» («Книга об Абдуллахе»), «Зафар-наме» («Книга победы») и «Сахифа-йи шахи» (Шахская страница») Хафиза Таниш, «Ахсан ат-таварих» («Наилучшая из историй») Хасанбека Румлу, «Хуласат ат-таварих» («Краткие истории») Казий Ахмада Хусайни Куми, «Та’рихи ‘аламараи Аббаси» («Мироукрашающая история /шаха/ Аббаса») Искандар-бека Туркмана по прозвищу Мунши, «’Аламараи Сефеви» («Мироукрашающая книга Сефевидов») неизвестного автора, «Та’рихи ахди салатини Сефеви» («История эпохи правления Сефевидов») Исмаила Хусайни Мар’ашии Табризи, «Бахр ал-асрар фи манакиб ал -ахйар» («Море тайн о доблестях благородных») Махмуда ибн Вали, «Та’рихи Муким-хани» («Муким-ханова история») Мухаммада Юсуфа Мунши, «Та’рих-и Кипчаки» («Кипчакова история») Кипчак-хана, известного под именем Ходжамкули-бек-и Балхи

2. Мемуары: «Бадае’ ал-вакае’» («Удивительные события») Зайн ад-Дина Махмуда Васифи и «Бабур-наме» Захир ад-Дина Мухаммада Бабура.

3. Литературные антологии: «Маджалис ан-нафоис» Навои, «Тухфа-и Сами» Саммерза Сефеви, «Музакир ал-ахбаб» Ходжа Бахауддина Хасана Нисари, «Тазкират аш-шуара» («Антология поэтов») Мутриби Самарканди и музыкальный трактат «Тухфат ас-сурур» («Радующий дар») Дарвеша Али Чанги.

4. Актовые документы: Путешествие Дженкинсона в Хиву и Бухару. Путешествие в Среднюю Азию 1558-1560 гг. // Английские путешественники в Московском государстве в XVI в. (Перевод с английского Ю.В. Готье), «Из архива шейхов Джуйбари». Материалы по земельным и торговым отношениям Средней Азии XVI в. (Под.ред, ЕЭ.Бертельса), Центральный государственный архив древних актов, фонд «Сношения России с киргиз-кайсаками», 1595 г., дело б/№, л.1-2 об./Хрестоматия по истории СССР XVI - XVII вв. (под ред. А.А.Зимина), «Бухарский трактат о чинах и званиях и об обязанностях носителей их в средневековой Бухаре»

Поскольку многие авторы средневековых источников как в Иране, так и в Мавераннахре, в большинстве своем были придворными историографами, и потому живыми свидетелями происходивших событий, то их сведениям о политической и социально-экономической и культурной жизни Мавераннахра в XVI веке в основном можно доверять, но при этом следует учесть их зависимое положение и желание показывать деяния своих патронов в выгодном для них свете. Поэтому здесь очень важен критический и сопоставительный анализ описываемых ими событий.

Таким образом, лишь на основе строго научного и критического подхода к извлеченным из первоисточников сведениям можно выстроить объективную и цельную картину политической, социально-экономической истории Средней Азии в XVI веке, сложившейся в результате вторжения в этот регион орд кочевников из Дашт-и Кипчака.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что она способствует дальнейшему изучению и объективному освещению истории Мавераннахра и, частично, Хорасана и Ирана в XVI веке, формированию целостной научной картины истории таджикского народа в XVI в., содействует дальнейшему и объективному освещению его социально-экономической жизни и духовной культуры в данный период. Материалы, научные положения и выводы, сформулированные в диссертационном исследовании, могут быть использованы при создании обобщающих трудов по истории народов Центральноазиатского региона и Ирана, а также при составлении учебных программ, пособий для чтения лекций, спецкурсов на исторических факультетах вузов как в Республике Таджикистан, так и за ее пределами.

Апробация работы. Отдельные вопросы данной проблемы отражены в трех монографиях и в целом ряде статей, опубликованных автором на страницах научных сборников и журналов, изложены в докладах и сообщениях, сделанных на научных конференциях и симпозиумах как в Таджикистане, так и зарубежом. Диссертация обсуждена на расширенном заседании Отдела древней, средневековой и новой истории Института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша Академии наук Республики Таджикистан (Протокол № 5 от 25. 05. 2007).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, 6 глав, каждая из которых делится на ряд параграфов, заключения и списка использованной литературы и источников.

Основное содержание диссертации

Во Введении обосновываются актуальность темы, степень изученности проблемы, формулируются цели и задачи исследования и ее научная новизна, дается историографический обзор имеющейся литературы по данной проблематике, определяются научно-теоретическая и практическая значимость исследования.

Первая глава – «Политическое положение Центральной Азии на рубеже XV–XVI вв.» состоит из трех параграфов.

I.1. Мавераннахр, Иран, Хорасан и Дашт-и Кипчак накануне XVI века. Конец XV – начало XVI в. в истории Мавераннахра характеризуется распадом огромной империи Тамерлана (1336-1405). Созданная силой оружия, она была непрочным конгломератом различных народов и племен, что стало особенно очевидно после смерти её основателя – Тамерлана.

Постоянные междоусобные войны между тимуридами в значительной мере ослабляли политическую мощь их государства, чем постепенно создавались предпосылки для нашествий со стороны соседствовавших с ним воинственных кочевников. Ослаблению государства способствовало также обострение внутренних противоречий между отдельными классами общества, в частности, между крестьянством и землевладельцами.

Столица Мавераннахра – город Самарканд, – вопреки своей давней славе, в это время уже не был благоденствующим, спокойным городом. В нем царил голод и разруха. Воспользовавшись этим, Шейбани-хан двинулся на Самарканд. Горожане Самарканда, не надеясь на чью-либо помощь, начали укреплять свой город и его окрестности, готовясь к обороне. Шейбани-хан, не вступая в бой с самарканцами, и отказываясь от осады города, направился в Насаф (Карши) и Кеш (Шахрисабз), полностью разграбил эти города и с большой добычей вернулся в Дашт-и Кипчак. Этот набег Шейбани-хана, носивший характер рекогносцировки, воочию убедил узбеков, что ныне захват тимуридских владений вполне возможен и воодушевил их на осуществление дальнейших экспансионистских планов в отношении Мавераннахра и Хорасана.

загрузка...