Delist.ru

Формирование механизма устойчивого развития плодоовощного подкомплекса: теория и практика (20.08.2007)

Автор: Агаркова Любовь Васильевна

При решении проблем устойчивого развития предприятий плодоовощного подкомплекса автор исходит из необходимости осуществления следующих задач: совершенствования внутрихозяйственных отношений как основы рациональной организации производства на уровне предприятия; снижения негативного влияния внешних факторов, связанных с ценовыми, финансово-кредитными механизмами и другими экономическими рычагами.

На уровне предприятия наиболее важным является развитие хозрасчётных отношений. В диссертации эта проблема рассматривается с позиций предпринимательства, направленного на получение прибыли, обеспечение пропорциональности в осуществлении воспроизводственного процесса. При этом к основным принципам хозрасчёта мы относим: самоорганизацию деятельности первичных трудовых коллективов; обеспечение конкурентоспособности производимой продукции; материальное стимулирование труда в сочетании с личными, коллективными и общественными интересами; ответственность за результаты производства; учет и контроль.

При внешнем воздействии наибольшее влияние на экономику предприятий оказывает система ценообразования как в процессе производства и переработки плодоовощной продукции, так и в сферах их материально-технического обеспечения.

Анализ показывает, что ценообразование на плодоовощном рынке носит дискриминационный, часто спекулятивный характер. В Ставропольском крае, по результатам нашего исследования, в структуре розничной цены реализации яблок в 1991 г. доля товаропроизводителей составляла 70,1%, в 2005 г. она снизилась до 26,9%, в сфере переработки эта доля увеличилась с 23 до 50,6 %, в торговле, соответственно, с 7,9 до 22,5 %.

Ценовые отношения для производителей плодов, ягод и овощей необходимо строить на следующих основных принципах: сочетание свободного ценообразования с экономически обоснованным государственным регулированием; обеспечение эквивалентности цен на плодоовощную и промышленную продукцию; доходность товаропроизводителей на уровне, достаточном для ведения расширенного воспроизводства; активное стимулирование использования в практике достижений науки и техники.

Следует пересмотреть внешнеэкономические отношения. Закупки многих производимых в России плодов, овощей, консервов для государственных ресурсов, целесообразно производить, прежде всего, у отечественных товаропроизводителей. Отсутствие целостной, экономически обоснованной концепции внешнеэкономических отношений играет весьма негативную роль в увеличении диспаритета цен. В настоящее время, по существу, открыт доступ на российский рынок продовольствия по демпинговым ценам со стороны США, стран Западной Европы и ряда других государств. Российские же товаропроизводители оказываются в крайне невыгодном положении. Они не могут проводить собственную ценовую политику, так как этому препятствует дешевый импорт товаров (часто низкого качества), экономическая разрозненность субъектов хозяйствования, низкая покупательная способность населения, ценовой диктат локальных монополий в сфере переработки плодов, ягод и овощей.

В системе государственного регулирования и саморегулирования целесообразно предусмотреть наличие таких эффективных блоков, как: взаимодействие государственных органов управления с объектами рынка сельскохозяйственной продукции и материально-технических ресурсов через экономические рычаги; взаимосвязи производителей сельскохозяйственной продукции с перерабатывающими предприятиями, сферами хранения и переработки; государственное регулирование с учетом спроса на продукты питания, инвестиции и материально-технические ресурсы; формирование инвестиций и материально-технических ресурсов (рис. 5).

Рис. 5. Система государственного регулирования и саморегулирования рынка плодоовощной продукции и материально-технических ресурсов

Острой проблемой для плодоовощного подкомплекса является ресурсообеспечение, которое требует государственного и хозяйственного регулирования: ценового регулирования; формирования льготного кредитования; совершенствования налоговой, бюджетной систем, а также амортизационной политики (табл. 5).

В диссертации обобщен опыт государственного регулирования агропромышленного производства в зарубежных странах. Обоснованы предложения по экономической поддержке предприятий плодоовощного подкомплекса в свете задач при вступлении России в ВТО.

Таблица 5

Основные элементы экономического регулирования в системе

ресурсообеспечения плодоовощного подкомплекса

Ценовое

регулирование Льготное

кредитование Налоговая

система Бюджетное

финансирование Амортизационная политика

1. Установление гарантированных цен на ресурсы по госзаказу.

2. Установление льготных цен.

3. Применение системы скидок.

4. Стабилизация цен на энергоносители.

5. Введение льготных железнодорожных тарифов. 1. Открытие специальной кредитной линии для целевого финансирования.

2. Развитие лизинговых операций.

3. Расширение объемов предоставления товарных кредитов.

4. Создание потребительских кредитных банков. 1. Снижение налоговых ставок (НДС, прибыль, имущество).

2. Предоставление налоговых льгот.

3. Введение налоговых льгот для инвесторов. 1. Финансирование целевых программ сельскохозяйственного машиностроения.

2. Дотации на материально-технические ресурсы.

3. Ассигнования на создание резервных запасов. 1.Дифференци-ация норм амортизации.

2. Введение ускоренных методов амортизации.

3. Упрощение порядка норм амортизации.

Для устойчивого развития плодоовощного подкомплекса на федеральном и региональном уровнях необходимы разработка и реализация мер по улучшению организационного механизма хозяйствования по следующим направлениям: организационно-правовое оформление и выделение сельского хозяйства и АПК, включая плодоовощной подкомплекс в единый объект координации и управления; централизация по органам исполнительной власти функций государственного управления в Минсельхоз России; более чёткое определение функций органов хозяйственного и государственного управления; оптимизация организационно-правовой структуры.

Одна из сложных проблем, которую необходимо решать – развитие межотраслевых организационных связей, через активизацию создания агропромышленных союзов, ассоциаций, агрохолдингов и других форм объединений.

В решении этой проблемы заслуживает внимание опыт формирования организационной структуры управления агропромышленным комплексом Ставропольского края, где установлена достаточно чёткая вертикаль государственного и хозяйственного управления.

Необходимо совершенствование организационных структур на уровне предприятия с учётом многообразия природно-экономических условий, наличия квалифицированных кадров, уровня оснащённости средствами механизации и автоматизации производства. Опыт специализированных передовых хозяйств в плодоводстве и овощеводстве показывает, что наиболее эффективными является цеховая структура управления.

В организационной структуре управления важное место должно быть отведено формированию маркетинговой службы. В зависимости от размеров производства, степени вовлечения предприятий и объединений в маркетинг, в работе выделяются три типа маркетинговой деятельности: деятельность, ориентированная на маркетинг; использование отдельных принципов работы данной службы; применение изолированно отдельных элементов маркетинга (рекламы, стимулирования продаж, учёт спроса и др.).

В диссертации, на примере Буденновского консервного завода, предложен новый механизм функционирования маркетинговой службы, основанный на системном подходе к решению проблем устойчивого развития предприятия с минимальными коммерческими рисками.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Важнейшими задачами товаропроизводителей плодоовощного подкомплекса в современных условиях являются: устойчивое увеличение производства плодов, ягод и овощей с наименьшими затратами труда и средств на единицу продукции; обеспечение ими населения по доступным ценам; организация ведения расширенного воспроизводства на основе совершенствования организационно-экономического механизма хозяйствования; рациональное использование производственного потенциала; освоение достижений науки и техники.

загрузка...