Экономическая эффективность внедрения автоматизированной системы контроля и учета пассажиров городского общественного транспорта (20.05.2008)
Автор: Архипова Василиса Петровна
Основным в предлагаемой методологии является неиспользовавшийся ранее подход к формированию данных о доходах и расходах от оказания услуг по перевозкам, учитывающих все категории пассажиров. Методология предполагает расчет денежных потоков и оттоков на основании структуры и объема пассажиропотока по видам проездных документов в результате внедрения систем АСКП. Таблица 2 Перечень параметров систем АСКП № п/п Параметры 1 Функциональность систем 1.1 Учет фактически выполненной транспортной работы (рейсы, авточасы, пробег) на основе информации местонахождения транспортного средства 1.2 Учет функции получения отметок с навигационных спутников для автоматического определения местонахождения транспорта 1.3 Учет функции оперативного диспетчерского управления движением в реальном режиме времени 1.4 Учет и автоматическая фиксация данных о продажах билетов (в киосках и на борту транспортного средства) 1.5 Учет зональности, и тарификации – в зависимости от формы оплаты - фиксированной или зональной 2 Технологичность систем 2.1 Время заполнения салона транспортного средства на конечной остановке при условии приобретения пассажирами проездных билетов заранее 2.2 Скорость обработки билетов при посадке в транспортное средство 2.3 Формирование в системе данных о входах и выходах пассажиров по каждой остановке транспортного средства 2.4 Формирование в системе данных о продолжительности поездки каждого пассажира 2.5 Мониторинг транспортных средств на линии, контроль и формирование данных о транспортной работе 3 Экономичность систем 3.1 Стоимость бортового оборудования системы, затраты на монтаж, запуск системы в эксплуатацию на одну единицу подвижного состава 3.2 Ежегодное сервисное обслуживание оборудования системы АСКП на одну единицу подвижного состава 3.3 Затраты на эмиссию карт и киоски по продаже билетов 3.4 Затраты на программно-технический процессинговый центр (единый региональный центр сбора, обработки и анализа данных). Затраты на один локальный вычислительный центр. Установка и ввод в эксплуатацию 3.5 Увеличение сбора проездной платы В данном разделе теоретически и методологически обоснованы изменения величины доходов и затрат предприятий ГПТ в результате внедрения АСКП. Разработанная методология включает в себя: Расчет денежного потока от инвестиционной деятельности на внедрение систем АСКП на предприятии городского пассажирского транспорта; Экспертный прогноз денежных притоков и оттоков предприятия ГПТ с учетом уровня прироста инфляции в течение срока морального износа оборудования; Расчет амортизационных отчислений в результате внедрения систем АСКП; Расчет денежного потока от операционной деятельности в результате внедрения систем АСКП; Расчет денежного потока от инвестиционной деятельности с учетом коэффициента дисконтирования; Расчет чистого дисконтированного дохода проекта. Практическая реализация разработанной методологии оценки экономической эффективности внедрения систем АСКП рассмотрена в третьей главе диссертации. Реализация осуществлена на примере одного из структурных предприятий ГУП МО «Мострансавто» - ГУП «Долгопрудненское АТП». В диссертации представлены основные параметры деятельности предприятия, включающие структуру транспортной работы и подвижного состава предприятия, структуру и объем пассажиропотока, доходы и расходы по видам услуг автотранспортного комплекса предприятия. Кроме того, представлено примерное распределение пассажиров по видам потерь доходов на социальных маршрутах по данным Министерства Транспорта МО (рис.2) до внедрения систем АСКП, и предложен прогноз доходов и расходов предприятия с учетом внедрения систем контроля и учета пассажиров. Рис.2 Распределение пассажиров при выполнении социальных перевозок без систем АСКП Расчеты в диссертации проведены по двум типам систем АСКП, имеющих одинаковые параметры функциональности, различающихся по параметрам технологичности и экономичности. Обе системы имеют функции: учета фактически выполненной транспортной работы, функции получения отметок с навигационных спутников и функции оперативного диспетчерского управления движением в реальном режиме времени; учитывают и автоматически фиксируют данные о продажах билетов, а также учитывают зональность и тарификацию в зависимости от формы оплаты проезда. Рассматриваемые системы имеют различные технологические параметры: время заполнения салона транспортного средства и скорость обработки билетов. Экономичность систем различается по трем из пяти показателей: стоимость бортового оборудования, ежегодное сервисное обслуживание и увеличение сбора проездной платы. Первый тип рассматриваемых систем АСКП обеспечивает сбор проездной платы и регистрацию пассажиров при отсутствии в салоне кондуктора. С этой целью в передней двери транспортного средства устанавливается терминал водителя – валидатор – устройство погашения билетов. Валидатор является субъектом сбора и передачи объемно-финансовой информации через локальную сеть в центр обработки информации систем. Вход и выход пассажиров реализован через заднюю и среднюю двери, оборудованные турникетами, ограничивающими вход пассажиров. Второй тип систем АСКП обеспечивает сбор проездной платы и регистрацию пассажиров с помощью кондуктора в салоне транспортного средства. Для регистрации пассажиров используется мобильный терминал кондуктора, помещающийся в ладони человека. По функциональным параметрам терминал кондуктора полностью соответствует валидатору для типа систем с турникетами. На лицевой панели терминала кондуктора расположен дисплей для отображения информации об оплате проезда и учете категории пассажира, в том числе имеющего право на льготный по оплате проезд. Пассажир, войдя в салон, прикасается своим билетом к контактной площадке терминала кондуктора. При данном типе систем, не требуется дополнительных затрат на установку и настройку дополнительного оборудования, в том числе турникетов и валидатора в транспортном средстве. Для работы системы в транспортном средстве достаточно одного терминала, находящегося непосредственно у кондуктора. Приведенный расчет для двух типов систем АСКП на предприятии ГУП «Долгопрудненское АТП» показал потребность в различном уровне инвестиций. Так, для системы АСКП с турникетами инвестиции составили 11 998 480 руб., а для альтернативной системы АСКП с терминалом кондуктора единовременные инвестиции составили 1 841 680 руб. Однако, величина денежных потоков и оттоков после ввода обеих систем в эксплуатацию отличается в зависимости от степени жесткости системы контроля и учета оплаты проезда пассажиров. Система АСКП с тотальным контролем оплаты пассажиров подразумевает внедрение турникетов при входе и выходе пассажиров. Менее строгий контроль предполагается для систем с мобильным терминалом кондуктора, функционирующих без турникетов. Согласно данным Министерства Транспорта Московской области, с учетом уровня жесткости контроля регистрации и оплаты проезда пассажиров, при расчете притоков денежных средств, предполагается, что система АСКП с турникетами предусматривает полный контроль оплаты проезда. По прогнозам экспертов, система АСКП с терминалом кондуктора не может гарантировать 100% сбор выручки от оплаты проезда пассажиров как система с турникетами. Расчет показал, что в первый год внедрения систем, денежный приток при АСКП с турникетами составил 67 603 800 руб., а денежный приток при АСКП с терминалом кондуктора составил 36 874 800 руб. Денежный отток рассчитан исходя из текущих затрат на эксплуатацию обеих систем, и составляет для АСКП с турникетами 5 319 810 руб., а для системы с терминалом кондуктора 13 571 016 руб. Величина денежных притоков и оттоков в течение расчетного периода меняется в зависимости от принятого ежегодного уровня прироста инфляции. Приведенный в табл.2 и табл.3 расчет показателя чистого дисконтированного дохода для двух альтернативных типов систем АСКП показал экономическую эффективность внедрения системы АСКП с турникетами (величина составляет 208 817 тыс.руб., а для системы с терминалом кондуктора - 80 549 тыс.руб.), что гарантирует предприятию 100% учет количества перевезенных пассажиров, и дает основание для полной компенсации затрат, связанных с перевозкой пассажиров, в том числе имеющих право на льготный по оплате проезд. Таблица 2 |