Delist.ru

Экономическая эффективность внедрения автоматизированной системы контроля и учета пассажиров городского общественного транспорта (20.05.2008)

Автор: Архипова Василиса Петровна

Глава первая – «Особенности развития и функционирования городского пассажирского транспорта РФ» посвящена анализу современного состояния, особенностям развития и функционирования городского пассажирского транспорта РФ как социально-экономической системы в условиях рыночного хозяйства.

Как показал проведенный анализ, несмотря на общую адаптацию транспорта к рыночным условиям, состояние транспортной инфраструктуры, качество оказываемых транспортных услуг нельзя считать оптимальным, а уровень развития транспортной отрасли удовлетворяющим требованиям развития бизнеса, мобильности населения, реализации транзитного потенциала России.

С целью диагностики результатов функционирования городского пассажирского транспорта с позиций обеспечения им качественного транспортного обслуживания населения, в диссертации проведен полный макро и микроэкономический анализ. Микроэкономический анализ изучаемой проблемы заключался в исследовании параметров обслуживания потребителей транспортных услуг, тенденций и факторов их динамики. Макроэкономический анализ проводился с позиции оценки системного состояния ГПТ России и ее территориальных образований, в первую очередь материальных активов, а также финансового и ресурсного обеспечения данного вида транспорта.

На рис.1 приведены данные о динамике и структуре пассажиропотока по видам транспорта общего пользования, которые свидетельствуют о тенденции снижения величины пассажирооборота основных видов ГПТ (автобусного и городского электрического транспорта).

Рис.1 Структура пассажирооборота по видам транспорта общего пользования

В диссертации рассмотрен ряд причин неэффективной деятельности предприятий ГПТ при действовавшем долгие годы механизме компенсации затрат на перевозку пассажиров. При устойчивой тенденции роста доходов и затрат (в действующих ценах) продолжалось опережение темпов роста расходов над темпами роста доходов.

Перестройка механизма финансирования эксплуатационной деятельности городского пассажирского транспорта связана с принятием Федерального закона № 122-Ф3, на основе которого изменяется механизм компенсации затрат на перевозку пассажиров, в том числе имеющих право на льготный проезд, и предложена организационная основа для его применения.

В результате, в объеме перевозок пассажиров городским общественным транспортом по форме возмещения затрат на перевозку (оплате проезда) выделяются три группы пассажиров:

Группа пассажиров, не имеющих право на льготы;

Группа пассажиров, пользующихся льготами по оплате проезда на основании федерального законодательства (в том числе пассажиры, имеющие право частичной льготы по оплате проезда);

Группа пассажиров, пользующихся льготами по оплате проезда на основании законодательства субъектов РФ (в том числе пассажиры, имеющие право на частичные льготы по оплате проезда).

При сокращении дотаций из городского бюджета на содержание городского пассажирского транспорта компенсация за перевозку пассажиров, имеющих право на льготный проезд, должна осуществляться в строгом соответствии с реальным объемом перевозок, осуществляемым ПАТП. Реализация Федерального закона № 122-Ф3 привела к расширенному перечню основных показателей работы ПАТП (табл.1), включающему учет количества перевезенных пассажиров, в том числе имеющих право на льготный проезд, величину выпадающих расходов, возникающих в связи с оказанием мер социальной поддержки отдельным группам граждан, величину покрытия разницы между затратами на перевозку пассажиров, имеющих право на льготный проезд и стоимостью единого социального проездного билета.

Поэтому для фиксации реального количества перевезенных пассажиров автотранспортным предприятиям необходимо внедрять современные системы учета и контроля пассажиров.

Таблица 1

Основные показатели работы эксплуатационных автобусов

1. Доходы тыс. руб. всего

В том числе маршрутных автобусов

Из них от перевозки платных пассажиров

В том числе:

1.1 Покрытие выпадающих доходов, возникающих в связи с оказанием гражданам установленных законами РФ и субъекта Федерации мер социальной поддержки в части перевозки отдельных категорий граждан

1.2 Финансирование расходов, связанных с реализацией мер социальной поддержки ветеранам труда и военной службы, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий

1.3 Покрытие разницы между затратами на перевозку пассажиров и стоимостью единого социального проездного документа

2. Расходы тыс. руб. всего

3. Перевезено пассажиров, тыс. чел.

4. Пассажирооборот тыс. пасс.- км, всего

Внедрение капиталоемких технологичных проектов осложняется особенностью функционирования городского пассажирского транспорта, который определяется его социальной направленностью и особенностями финансирования ГПТ после принятия Федерального закона № 122-Ф3. Кроме того, существовавшая долгие годы тенденция снижения объемов и качества пассажирских перевозок, сокращение численности подвижного состава, применяющаяся система сбора оплаты за проезд не обеспечивают полный сбор доходов от оплаты проезда. Недостаток финансирования, сбор оплаты проезда в размере не более чем 30-35% от необходимого объема обусловило снижение провозных возможностей предприятий всех видов наземного ГПТ. Городской пассажирский транспорт существенно отстает от потребностей населения в передвижениях, что вызывает социально-экономические проблемы и негативно сказывается на работе других отраслей экономики и уровне качества жизни населения.

Во второй главе диссертации «Роль интеллектуальных систем в повышении эффективности функционирования предприятий городского пассажирского транспорта» проанализирована потребность ГПТ в оснащении автоматизированными системами его предприятий. Эффективность работы предприятий ГПТ, при постоянно возрастающем объеме анализируемой информации неизбежно связана с новыми информационными технологиями. Одним из ключевых факторов внедрения автоматизированных систем управления и контроля является принятие федеральных законодательных актов, позволяющих упорядочить финансирование транспортных операторов. Улучшение качества пассажирских перевозок возможно только при объективной и оперативной информации о фактическом выполнении объемов работ, что является решающим фактором оснащения предприятий ГПТ автоматизированными системами учета и контроля пассажиров.

В диссертации подробно проанализированы применяемые в России и за рубежом автоматизированные системы контроля и учета пассажиров. Обобщены основные задачи, которые могут быть решены с применением систем АСКП:

Регистрация и учет перевозимых пассажиров в салоне транспортного средства, в том числе по видам проездных документов и категориям граждан, имеющим право льготного по оплате проезда на ГПТ;

Ведение постоянного учета информации о пассажиропотоках и их структуры по времени суток в разрезе транспортной единицы, маршрута, сезона перевозок, ее использования в задачах планирования и управления территориальными транспортными заказами (планирование маршрутной сети, объемов по маршрутным заказам, планов перевозок и поездных расписаний, диспетчерское управление перевозками);

Обеспечение полноты сбора проездной платы с использованием всех видов проездных документов за счет использования электронных приспособлений и устройств, исключающих допуск к перевозке пассажиров, не зарегистрировавших оплату проезда;

Ведение постоянного учета информации о доходах от перевозок, их структуре по видам проездных документов, категориям пассажиров и времени суток в разрезе транспортной единицы, маршрута, маршрутной сети территории, сезона года;

Планирование и управление финансовым обеспечением территориального транспортного заказа, используемого в расчетах с операторами пассажирских транспортных услуг.

В работе проанализированы основные задачи, которые решает внедрение систем АСКП. В результате проведенного исследования АСКП на российском и европейском рынках, выявлены основные требования к параметрам систем. Это позволило научно аргументировать формирование системы критериев технико-экономического обоснования выбора типов автоматизированных систем контроля и учета пассажиров для последующего внедрения на предприятиях ГПТ. Содержание перечня параметров АСКП (табл.2) сформировано из общих и частных характеристик систем таким образом, что каждая из трех общих характеристик - функциональность, технологичность и экономичность систем - включают по пять наиболее значимых частных характеристик АСКП.

Сформированная система параметров требует профессиональной компетентности в вопросах управления организацией перевозки пассажиров, управления эффективностью функционирования предприятий ГПТ в условиях внедрения новых технологичных решений. Поэтому методологически реализация проектирования системы критериев технико-экономического обоснования выбора типов АСКП проведена на основе профессиональной коллективной экспертизы предложенных параметров систем.

К°№н°н№н№н№

??????????????Необходимость проведения профессиональной экспертизы обусловлена характером и содержанием проекта, требующим наличия у привлекаемых экспертов высокой компетенции по рассматриваемым вопросам. В разработанную методику экспертизы включены правила ее проведения, определения количественного состава и профессиональной структуры экспертной группы, документальное обеспечение (опросные анкеты и приложения к ним), методы обработки результатов и оценки согласованности мнений экспертов по составу и значениям параметров систем.

Результаты проведенной экспертной оценки получены для общих характеристик (первый этап экспертной оценки) и частных характеристик систем АСКП (второй этап экспертной оценки). Результаты проведенного на первом этапе ранжирования параметров систем по предпочтительности (от наименее важного до наиболее важного по мнению экспертов) определены в порядке возрастания: экономичность, технологичность, функциональность систем. Проведенная экспертной группой количественная оценка значимости каждой из частных характеристик систем по пятибалльной шкале (5-очень высокая оценка) показала, что максимальную оценку получили два параметра систем АСКП – учет функции оперативного диспетчерского управления движением в реальном режиме времени и время заполнения пассажирами салона транспортного средства. Низкая оценка степени важности параметров (значение «2») по согласованному мнению экспертов было присвоено двум экономическим параметрам – затратам на программно-технический прогрессинговый центр и скорость обработки билетов при посадке в транспортное средство. Значение «3», определенное как средняя степень важности показателей были присвоены: учету зональности; формированию в системе данных о входах и выходах пассажиров на каждой остановке транспортного средства и о продолжительности поездки каждого пассажира; показателю ежегодного сервисного обслуживания оборудования и затрат на эмиссию карт и киоски по продаже билетов. Высокая степень важности параметров (значение «4») присвоена трем из пяти в группе функциональность систем (учет фактически выполненной работы, учет функции получения отметок с навигационных спутников, учет и автоматическая фиксация данных о продажах билетов); одному показатель из группы технологичности систем – мониторинг транспортных средств на линии; двум показателям из группы экономичности систем – стоимость бортового оборудования и увеличение сбора проездной платы.

Представленные во 2-ой главе рекомендации по предлагаемой системе критериев технико-экономического обоснования выбора типов АСКП дало основание для разработки методологии оценки экономической эффективности внедрения систем АСКП.

Оценка экономической эффективности внедрения систем АСКП должна, с одной стороны, базироваться на общих методологических принципах определения экономической эффективности проектного экономического анализа, а с другой стороны, в полной мере учитывать специфические особенности структур и технологий различных типов систем.

загрузка...