Экономическая эффективность внедрения автоматизированной системы контроля и учета пассажиров городского общественного транспорта (20.05.2008)
Автор: Архипова Василиса Петровна
Архипова Василиса Петровна Экономическая эффективность внедрения автоматизированной системы контроля и учета пассажиров городского общественного транспорта Специальность 08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством. Область исследования: Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами (транспорт)» АВТОРЕФЕРАТ Диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Москва 2008 Работа выполнена на кафедре «Экономика автомобильного транспорта» Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета). Научный руководитель: Заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор Улицкий Михаил Петрович Официальные оппоненты: Доктор экономических наук Селин Виктор Сергеевич, профессор кафедры «Организация перевозок и дорожного движения» Кубанского Государственного Технологического Университета Кандидат экономических наук Фрыгин Александр Владимирович, начальник финансового управления Администрации Химкинского района Московской области Ведущая организация: Министерство Транспорта Московской области Защита состоится «24» июня 2008 г. в 14?? часов на заседании диссертационного совета ВАК РФ Д 212.126.01 Минобрнауки РФ при Московском автомобильно-дорожном институте (Государственном техническом университете) по адресу: 125319, ГСП-47, г. Москва, Ленинградский проспект, д.64, зал заседаний Ученого Совета, ауд. 42. Справки по телефону: (495) 155-93-24. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МАДИ (ГТУ). Автореферат разослан «19» мая 2008 г. Ученый секретарь Диссертационного совета Д 212.126.01 Заслуженный работник высшей школы РФ кандидат технических наук, профессор Луковецкий М.А. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы. Улучшение параметров работы городского пассажирского транспорта, состояния транспортной инфраструктуры, эффективность работы транспортных предприятий и обеспечение качественного транспортного обслуживания населения России является сложной социально-экономической задачей, решение которой требует принципиально новых теоретических и практических подходов. В последнее десятилетие в городах страны имели место тенденция снижения объемов пассажирских перевозок, износ объектов транспортной инфраструктуры, техники и оборудования; недостаточно быстрое внедрение новых технических средств и технологических решений. Проводимая транспортная политика в области городского пассажирского транспорта (ГПТ) не стимулировала эффективную работу его предприятий. Величина выручки указанных предприятий от оказания услуг по перевозке пассажиров не соответствовала величине себестоимости оказанных транспортным предприятием услуг, а объем транспортной продукции не зависел в полной мере от ее качества. Перестройка действовавшего долгие годы механизма компенсации затрат на перевозку пассажиров, в том числе имеющих право на льготный проезд, связана с принятием Федерального закона №122-Ф3, определившем переход от неполной компенсации затрат, связанной с перевозкой пассажиров, имеющих право на льготный по оплате проезд, к полному возмещению расходов автотранспортных предприятий по перевозке пассажиров, на основе регистрации и учета количества перевезенных пассажиров и их отдельных категорий. Контроль и учет может быть обеспечен при условии внедрения технологически новых решений, в том числе повышающих точность планирования пассажирских перевозок и их доходность за счет обеспечения непрерывной автоматизированной регистрации пассажиров. Анализ опыта внедрения автоматизированных систем контроля и учета пассажиров в городах РФ свидетельствует об отсутствии научно-обоснованных рекомендаций по выбору типов данных систем и оценке экономической эффективности их внедрения. Цель и задачи исследования. Целью настоящей диссертационной работы является разработка системы критериев технико-экономического обоснования выбора типов автоматизированных систем контроля и учета пассажиров, а также методологии оценки экономической эффективности их внедрения. Реализация цели исследования потребовала решения следующих основных задач: Изучения современных тенденций развития и функционирования городского пассажирского транспорта в РФ; Системного анализа функций автоматизированных систем в повышении социально-экономической эффективности работы ГПТ, а также его потребности в оснащении автоматизированными системами контроля и учета пассажиров (АСКП) с учетом опыта, накопленного за рубежом; Обобщения основных требований, предъявляемых к параметрам автоматизированных систем контроля и учета пассажиров, в том числе к критериям технико-экономического обоснования выбора типов АСКП; Проведения оценки значимости критериев технико-экономического обоснования выбора типов автоматизированных систем контроля и учета пассажиров с использованием аппарата экспертного опроса; Разработки методологии оценки экономической эффективности внедрения автоматизированных систем учета и контроля пассажиров на городском пассажирском транспорте. Теоретической и методологической основой проведения исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам формирования многоукладного рыночного хозяйства, функционирования в рамках рыночного хозяйства социально-ориентированных экономических систем, реформирования механизма городского пассажирского транспорта с учетом специфики планирования и финансирования его деятельности. При рекомендации критериев технико-экономического обоснования выбора типов автоматизированных систем контроля и учета пассажиров использовалась методология профессиональной экспертной оценки. Предложенная в диссертации методология оценки экономической эффективности внедрения АСКП базируется на аппарате проектного экономического анализа. Расчеты и оформление диссертации выполнены с применением персональных компьютеров Intel® Core™2 Extreme QX6850 3.00GHz. Информационную основу диссертационной работы составили законодательные и нормативные акты РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления; публикации отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам экономики и управления на ГПТ, внедрения современных автоматизированных систем учета и контроля пассажиров; рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов; данные статистических наблюдений Роскомстата и Мособлкомстата. Научной новизной в диссертационной работе обладают: Обоснованные критерии технико-экономического обоснования выбора типов АСКП на городском пассажирском транспорте РФ. Концепция разработки системы экономических показателей и параметров выбора типов АСКП на основе использования методологии профессиональной экспертной оценки. Методология оценки экономической эффективности внедрения систем АСКП на предприятиях ГПТ, учитывающая особенности технологий транспортного обслуживания и объемы их финансового обеспечения. Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее основных положений и рекомендаций в деятельности Министерства транспорта Московской области, а также предприятий ГПТ, обеспечивающих население городов РФ услугами общественного пассажирского транспорта, улучшая эффективность его транспортного обслуживания с использованием систем АСКП. Апробация работы. Основные положения диссертации приняты к практическому использованию в ГУП МО «МОСТРАНСАВТО». Основные положения диссертации доложены и обсуждены на 64 и 65 методических и научно-исследовательских конференциях МАДИ (ГТУ) (Москва, 2006-2007 гг.). Публикации. Непосредственно по теме диссертации автором подготовлено и опубликовано 4 научные статьи общим объемом 0,85 п.л., в том числе одна, включенная в Перечень ведущих рецензируемых научных изданий ВАК РФ. Структура и объем работы. Структура работы построена исходя из логики решения поставленных задач и достижения основной цели диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и трех приложений. Работа содержит 136 страницы машинописного текста, 4 рисунка и 27 таблиц. Список литературы включает в себя 102 наименования отечественных и зарубежных источников. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определены основная цель и задачи работы, раскрыт предмет исследования, сформулированы научная новизна и практическая значимость работы. |