Delist.ru

Пралогические образования в норме и патологии (20.05.2007)

Автор: Стоянова Ирина Яковлевна

Определение специфичности пралогической защиты в норме и нозологических подгруппах пациентов с непсихотическими расстройствами.

Создание эмпирической (предсказательной) модели адаптивно-защитного комплекса, включающего, пралогическую и психологическую защиту и стратегии совладания.

Психодиагностика адаптивно-защитного комплекса в нормативной группе и у пациентов с расстройствами непсихотического спектра.

Выявление специфичности адаптивно-защитного комплекса в нозологических группах и в норме.

В процессе пилотажного исследования выявлены алгоритмы пралогического реагирования, под которыми понимаются устойчивые паттерны выполнения защитных действий с опорой на магические силы в угрожающих для индивида ситуациях. Одним из этапов реконструкции пралогических содержаний стало создание «Опросника верований и суеверий» (ОВИС).

Содержание опросника посвящено использованию в жизнедеятельности примет, ритуалов, поверий, закрепленных социокультурными традициями в коллективных представлениях либо моделируемых самостоятельно. Окончательный вариант включает шкалы «Пралогического восприятия», «»Магической тревожности», «Магического прогноза», «Применения нетрадиционных способов лечения», «Действенного использования пралогических образований», представляющих различные компоненты пралогической защиты. Ответ на каждый вопрос предполагает один из пяти вариантов ответов, а семибальная система оценок способствует большей наглядности результатов и позволяет более точно выявить степень выраженности (пралогической) психологической защиты (ПрЗ) у испытуемого. При интерпретации данных можно получить качественную информацию о содержании, активации и востребованности тех или иных видов пралогической защиты, мотивах их использования. Количественная выраженность каждой шкалы опросника способствуют выявлению уровня напряженности отдельных компонентов, а общий показатель пралогической защиты (ОППрЗ) – интегративный уровень ПрЗ. Наличие количественных оценок ПрЗ открывает возможность сопоставительного анализа между показателями отдельных шкал ОВИС, а также общего показателя напряженности ПрЗ. Представлены критерии эффективности ОВИС как метода экспресс-диагностики, процедуры стандартизации, а также факторы, которые могут повлиять на достоверность результатов.

Феноменология пралогического изучалась с помощью стандартизированного интервью, которое проводилось после выполнения задания по заполнению ОВИС с целью объективизации результатов исследования. Содержание интервью направлено на выявление особенностей осознания и выделения соотношения между составляющими индивидуального опыта, включая опору на самостоятельное установление причинно-следственных отношений между происходящим, на традиции старшего поколения или на действие магических сил (как компоненты пралогических образований). Выявлялся опыт ситуативного применения верований и/или/ суеверий, использования примет в повседневности, характерные переживания, обусловленные ПрО, особенности их трансформации как символа веры. Устанавливалась значимость ПрО в контексте жизнедеятельности и отношение к ним.

В параграфе 2.3. «Алгоритм защитно-адаптивного комплекса» рассматриваются способы моделирования защитно-адаптивного комплекса и установления его эффективности. При создании защитно-адаптивной системы выделялись алгоритмы пралогической и психологической защиты и стратегии совладания в качестве факторов, содержащих специфическую функциональную направленность и способы реализации. Эффективность комплекса обусловлена системным взаимодействием всех его уровней, проявляющихся в аспекте взаимодополнения. Кроме того, эффективность определяется ведущей ролью конструктивных стратегий совладания и соподчиненной – психологической защиты. В качестве методов изучения выделены «Опросник верований и суеверий», «Индекс жизненного стиля», «Исследование копинг-стратегий».

В параграфе 2.4. «Характеристика выборки исследования» представлены особенности выборки, определяемы аналитическими задачами данного исследования, а ее репрезентативность – целевой установкой исследовательской программы. Исследование проводилось в течение 1998-2005 годов на базе клиник НИИ ПЗ ТНЦ СО РАМН и НИИ кардиологии СО РАМН, Областной клинической больницы. Всего обследовано 332 пациента с клиническими диагнозами, сформулированными на базе современной Международной классификации психических и поведенческих расстройств (МКБ-10) и включающие различные варианты невротических, психосоматических и аддиктивных нарушений. Из них 151 - с невротическими расстройствами: с диагнозам «диссоциативные истерические расстройства» (экспрессивный и импрессивный варианты) - 112, «посттравматическое личностное расстройство» - 39; «артериальная гипертония, П стадия» - 53, «язва желудка и двенадцатиперстной кишки П степени, стадия декомпенсации» - 58; «хронический алкоголизм, П стадия» - 35, «лекарственная наркомания, П стадия» - 35.

С диагнозом «истерическое расстройство личности» (F60. 4), который относится к категории «Диссоциативные невротические расстройства» (Семке В.Я., Перчаткина О.Э., 2000) обследовано 112 пациентов, 11 мужчин и 101 женщина в возрасте. от 19 до 60 лет. Средний возраст испытуемых – 38, 47±1,82, средняя давность заболевания - 11±0,7 лет. Клиническая типология диссоциативных расстройств (Семке В.Я., 2000, 2001) включала экспрессивный и импрессивный варианты, различающихся внешним и внутренним планом проявлением эмоций.

С диагнозом «Посттравматическое стрессовое расстройство» или ПТСР (F43.2) обследовано 39 пациентов мужского пола, бывших участниками военных действий в Чечне. Средний возраст - 28,59 ±1,20 лет. давность заболевания – 3,73±0,43 года. Типичными в клинической картине проявлениями являлись повторные переживания психологического стресса в виде навязчивых воспоминаний (реминисценций), кошмарных сновидений, ангедонии, избегания любых ситуаций, напоминающих о трагических событиях, проявления импульсивности, состояния «оцепенелости», эмоциональной притупленности, или депрессии и тревоги.

Средний возраст больных артериальной гипертонией (F45) - 39, 06±0,2 лет, из них 27 женщин и 26 мужчин. Давность заболевания – 7, 36±29 лет. Психологические особенности, сопровождающие клинические проявления, включали невротические симптомы в форме повышенной тревожности, сверхконтроля над импульсами враждебности и агрессивности, боязни потерять благосклонность значимых людей, стремление к самоутверждению и осознание невозможности выражения этих проявлений. Из пациентов с язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки (F45) мужчин - 17 , женщин - 41. Средний возраст – 36, 8±09 лет. Давность заболевания – 6,34±0,3 лет. Клинической картине заболевания сопутствовала невротическая симптоматика со стремлением к маскировке собственной неуверенности, демонстрации независимости, повышенным уровнем психоэмоциональной напряженности, тревожности, склонности к перепадам настроения.

Средний возраст мужчин – с фармакологической аддикцией (F19) - 26±03 года, средняя продолжительность заболевания - 4,6±0,9 года. Пациенты с алкогольной зависимостью (F10) – мужчины, средний возраст - от 37±1,8 лет, средняя продолжительность заболевания 8,5±0,7 лет. Все пациенты с аддиктивными расстройствами не имели грубых изменений личности. Половые, возрастные критерии выборки, а также давность заболевания пациентов различных нозологических групп позволили сопоставлять особенности пралогических образований с учетом критериев нозологии и, пола и возраста.

В качестве сравнительной группы в выборку включены жители Томска и Томской области, не имеющие нарушений психического здоровья и соответствующие основной группе по половому, возрастному, образовательному критериям и месту проживания. Обследовано 253 человека. Это медицинские сестры – 70, студенты 1 и Ш курсов психологического и спортивного факультетов ТГУ и ТГПУ - 110, врачи – 41, преподаватели ТГУ и ТПУ – 32. Ориентация на выделенные критерии позволила получить информацию о феномене пралогических образований в нормативной и нозологической группах.

Третья глава «Пралогические образования как способы психологической защиты» посвящена эмпирической проверке концептуальной модели пралогической защиты. Выявляются различия в проявлениях пралогической защиты в аспекте активации разных сфер жизнедеятельности, соотнесенности с другими жизненными стратегиями, особенностями трансформации. Устанавливается специфичность пралогической защиты в каждой нозологической группе, особенности ее составляющих, а также общей выраженности. Определяется эффективность пралогической защиты как системного образования.

В параграфе 3.1. «Пралогические образования в контексте личностного опыта пациентов с непсихотическими расстройствами и здоровых людей» В разделе рассматриваются сферы применения пралогических образований, включая сохранение традиций, межличностные отношения, учебной и профессиональной деятельности, здоровья, семейных аспектов, природной среды, повседневной жизнедеятельности. На модели нормативной группы установлено, что в процессе изменения социокультурных условий меняются соотношения востребованности жизненных стратегий. Выявляется тенденция к преобладанию рационального способа разрешения жизненных ситуаций с дополнительным использованием традиционных подходов и опоры на действие магических сил. В группе пациентов с непсихотическими нарушениями опора на помощь магических сил и использование традиций сохраняет свою значимость, что формирует неэффективные способы взаимодействия с реальностью. Доказывается специфичность трансформациипралогических образований как культурного феномена.

Полученная информация подтверждает предположения о включенности пралогических образований, отражающих соматические, личностные и ситуационные аспекты человеческого бытия, в картину мира современного человека.

Изучались актуальные сферы применения ПрО, осознание их использования, особенности восприятия. Выявлены актуальные сферы применения ПрО, включая сохранение традиций предков, межличностные отношения, учебная и профессиональная деятельность, здоровье, семья, необычные явления природы, повседневная жизнедеятельность. Эти данные подтверждают предположения о включенности коллективных представлений, отражающих соматические, личностные и ситуационные аспекты человеческого бытия, в картину мира современного человека. При ранжировании применения ПрО установлена их различная значимость в зависимости от сферы жизнедеятельности.

У пациентов с невротическими нарушениями значимыми являются ПрО в сферах «здоровье» и «межличностные отношения», затем следуют «традиции предков», «необычные явления природы», «семьи», «повседневная деятельность». Последнее место занимает сфера профессиональной деятельности (различия достоверны при p ? 0,01). При психосоматических нарушениях предпочитаются ПрО в сферах здоровья и природных явлений, которые выступают в качестве исцеляющего источника. Следующие позиции занимают «семья», «повседневность», «сохранение традиций предков», «профессиональная деятельность», «межличностные отношения». Для пациентов с аддиктивными расстройствами характерно следующее соотношение ПрО: «традиции предков», «профессиональная деятельность», «необычайные явления природы», «семья», «межличностные отношения», «здоровье», «повседневность». При этом актуализация пралогических образований порождала воспоминания о ритуальных действиях, связанных с аддикцией. В нормативной группе профессиональная и учебная деятельность наряду с сохранением традиций предков и семейными ритуалами являются наиболее востребованными по сравнению с другими сферами жизнедеятельности (p ? 0,01).

Достоверные различия между показателями пациентов различных нозологических групп и здоровых людей выявляются при сравнении личностного опыта, включающего опору на установление причинно-следственных отношений, опору на традиции или действие магических сил в качестве основного и дополнительного способов разрешения жизненных ситуаций (таблица №1). У пациентов на достоверном уровне снижается вклад причинно-следственного способа и увеличивается роль опоры на традиции и, особенно – на действие магических сил. При этом показатели опоры на незримые силы в качестве основного и дополнительного способа равномерно распределяются во всех группах больных (различия недостоверны), а сумма этих стратегий превосходит показатели установления причинно-следственных связей и опоры на традиции на уровне тенденции (различия недостоверны).

Таблица 1. Распределение способов жизнедеятельности среди больных непсихотического спектра и в норме

Примечание: * Звездочкой отмечены достоверные различия между основным и дополнительными способами жизнедеятельности при 0,01< p< 0,05.

У пациентов с аддикцией отмечаются наиболее низкие показатели установления причинно-следственных связей в качестве основного способа жизнедеятельности. При этом как дополнительный способ рациональный подход преобладает в этой нозологической группе и достоверно превышает показатели пациентов с неврозами. Сумма показателей рационального подхода на достоверном уровне снижена (по сравнению с нормативной группой, а также с пациентами других нозологий). Сумма способов опоры на традиции у аддиктивных пациентов является самой незначительной по сравнению с другими способами. В наиболее высоких значениях данный феномен проявляется у пациентов с психосоматическими нарушениями и на уровне достоверности отличается от показателей пациентов с невротическими и аддиктивными расстройствами. Опора на магические силы в качестве основного и дополнительного способа взаимодействия с реальностью является высокой у пациентов с аддикцией и невротическими нарушениями и на уровне достоверной значимости преобладает по сравнению с пациентами психосоматическими расстройствами. Недоверие к себе, переживание недостаточности опоры в настоящем обуславливает у больных обращение к магическим силам как способу психологической защиты, на которую можно возложить ответственность за все, что происходит с ними в жизни.

В показателях переживаний, вызванных ПрО (табл. №2), у пациентов по сравнению с нормативной группой проявляется тенденция к увеличению тревоги и снижении эмоционального реагирования в виде улыбки (над этим можно пошутить) (на достоверном уровне значимости).

Таблица 2 Переживание действия магических сил у пациентов и в норме

Выборка исследования Переживание действия магических сил

Тревога (в %) Спокойствие (в %) Вызывает улыбку (в %)

Норма 20,3* 55,0* 24,7*

Неврозы 35,9 49,6* 14,5*

Диссоциативные расстройства 39,4 46,2* 14,4*

Экспрессивный вариант 31,2 52,1* 16,7*

Импрессивный вариант 47,6 40,3* 12,1*

ПТСР 32,4 53,0* 14,6*

Психосоматика 46,7 43,9 9,4

Гипертония 49,5 39,8 10,7

Язвенная болезнь 43,9 48,0 8,1

Аддикция 30,1 47,8 22,1

Алкоголизм 34,2 51,7 14,1

Наркомания 26,0 43,9 30,1

Непсихотические расстройства 37,6 47,1 15,3

загрузка...