Delist.ru

Психология профессиональной субъектности офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации (20.05.2007)

Автор: Сыромятников Игорь Васильевич

1. Рефлексивное направление предполагает: а) оказание помощи офицерам в самопознании, осознании своего "Я", построении целостной и непротиворечивой профессиональной Я-концепции; б) изучение и развитие представлений о профессиональной деятельности как пространстве для реализации деятельно-преобразующих возможностей, о возможностях самореализации в военно-профессиональной сфере; в) развитие индивидуализированной системы критериев как фактора самоопределения в ситуации нормативной неопределенности; г) развитие навыков самооценки соответствия собственного профессионально-психологического потенциала нормам профессии и целям саморазвития; д) развитие психологической наблюдательности, способности понимать другого человека; содействие осознанию своего влияния на отношения с другими людьми.

2. Мотивационное направление предусматривает: а) содействие формированию позитивного самоотношения, коррекция негативной самооценки; б) развитие инициативы как устойчивой личностной тенденции; в) развитие мотивации достижения, формирование и стимулирование потребности в профессиональном и личностном саморазвитии, к повышению социального и профессионального статуса; г) формирование чувства личностной причинности, развитие ответственности; д) изучение и развитие ценностно-содержательных ориентиров профессиональной карьеры и личностного роста офицера, выступающих для него в роли стабилизирующего фактора «удержания» в профессии.

3. Операциональное направление обеспечивает: а) расширение профессиональной информационной основы, содействие овладению различными профессиональными позициями; б) развитие навыков уверенного поведения, обучение офицеров способам самоорганизации и саморегуляции своего поведения в сложных условиях и ситуациях деятельности; в) развитие способности к выработке и самостоятельному принятию эффективных управленческих решений; г) поощрение и развитие творческого отношения к исполнению служебных обязанностей, привнесению инноваций; д) развитие навыков и умений эффективного профессионального взаимодействия с военнослужащими, оказания на них позитивно-мобилизующего воздействия.

В русле мероприятий, направленных на совершенствование психолого-педагогических условий профессиональной подготовки офицеров, обоснованы требования к построению образовательного процесса с учетом повышения функциональности основных компонентов образовательной среды вуза (социального, психоэргономического, психодидактического), а также организационно-методические аспекты деятельностно-ситуативного метода обучения, состоящего в проектировании и моделировании вариативной архитектоники профессионально обусловленных ситуаций и обеспечивающего освоение «операционального» содержания профессиональной деятельности в тесной увязке с ее ценностно-смысловым контекстом.

Проведенное исследование показало, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, поставленные задачи решены, что позволило сформулировать основные теоретические выводы и предложить практические рекомендации.

В ходе исследования обоснованы сущность, структура и механизмы функционирования ПС. Выявлено, что динамика развития ПС офицеров характеризуется усилением взаимосвязи ее структурных компонентов (мотивационного, рефлексивного, операционального), что способствует усилению и стабилизации тенденций автономности, рефлексивности, оптимальности и творчества в профессиональном поведении офицера.

Показано, что уровень развития ПС, ее структурная композиция и индивидуальные проявления у офицеров различного должностного профиля опосредствованы спецификой их деятельности, содержанием и типом профессиональной Я-концепции, уровнем развития ряда психических и личностных качеств. При этом существуют организационно-деятельностные и собственно психологические предпосылки и препятствия в развитии ПС офицеров в условиях военно-организационной системы, учет которых позволит оптимизировать данный процесс.

Результаты исследования свидетельствуют, что уровень развития ПС значительной части офицеров не соответствует уровню сложности, решаемых ими задач. Это подтверждается данными относительно общего уровня развития ПС у офицеров. Так, лишь 27% военнослужащих отнесены к «высокому» уровню развития ПС, характеризуемому высокой взаимосвязью с эффективностью деятельности, отсутствием выраженных диспропорций в развитии отдельных субъектных качеств. Кроме того, выявлено, что 57% офицеров принадлежат к «исполнительскому» типу ПС, демонстрирующих стратегию «психического энергосбережения», не спеша занимать ключевую роль в ситуациях, требующих принятия ответственных и самостоятельных управленческих решений. Недостаточная развитость субъектных качеств затрудняет выработку эффективных паттернов профессионального поведения, ориентиров в своем профессионально-личностном развитии, установлении конгруэнтных взаимоотношений с другими субъектами воинской деятельности. Во многих случаях это сопровождается стремлением «обойти» неудобные для себя ситуации деятельности, что неминуемо ведет к сужению сферы профессиональной активности, а нередко и срыву в выполнении ответственных задач деятельности.

Основные направления совершенствования ПС (рефлексивное, мотивационное, операциональное) ориентированы на повышение общей функциональности каждого из структурных компонентов и субъектности в целом за счет целенаправленного и вариативного в технологическом и организационном плане воздействия на ее элементы (субъектный опыт, отношения, мотивационные, регуляционные и рефлексивные механизмы и способности), учитывая профиль офицерских должностей.

Важным фактором развития ПС офицеров рассматривается психологическое сопровождение данного процесса, предполагающее комплексную реализацию в деятельности его субъектов исследовательско-диагностической, проектировочной, управленческой функций. В организационном плане реализуемые в пределах выделенных направлений мероприятия психологического сопровождения офицеров - учитывая дифференцированный подход к оценке масштаба и характера формируемой и развиваемой субъектности офицеров различных уровней - должны комплексироваться в рамках основных уровней военно-организационной системы: стратегического, оперативного, тактического.

Эффективность развития ПС в условиях профессионального обучения обусловлена созданием в военном вузе развивающей образовательной среды как особого многомерного пространства, выполняющего функцию внешнересурсного обеспечения в виде повседневной трансляции соответствующих когнитивных и ценностно-смысловых ориентиров и объединяющей социальный, психодидактический и психоэргономический компоненты. В своем взаимодействии данные компоненты призваны обеспечить комплексное синергетическое воздействие на личность обучаемого как будущего субъекта профессиональной деятельности и собственного профессионально-личностного развития.

Действенным методом развития ПС выступает апробированный в ходе эксперимента и реализации авторских курсов со слушателями и курсантами деятельностно-ситуативный метод обучения. Новизна метода заключается в заблаговременном, имеющем системный характер воздействий на элементы субъектного потенциала офицера, призванных сформировать адекватные задачам будущей деятельности устойчивые субъектные позиции (субъект военно-социального взаимодействия, субъект принятия решения, субъект управления деятельностью подчиненных, субъект самоуправления и саморазвития), обеспечивающие объективный анализ офицером профессионально обусловленных ситуаций и ответственно-активное поведение в них.

В целом теоретико-методологические выводы и практические результаты свидетельствуют о перспективности нового научного направления – психологии ПС в условиях функционирования военной организации. Перспективными направлениями дальнейших исследований могут быть: изучение развивающего воздействия современной социальной среды на формирование ПС военных кадров; разработка научно-обоснованной концепции военного образования с учетом субъектной парадигмы формирования личности офицера; разработка инновационных технологий развития ПС военных кадров; обоснование путей профилактики деформаций ПС офицеров.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора, общим объемом 210 п.л.:

Монографии:

Сыромятников И.В. Психология профессиональной субъектности управленческих кадров: Монография. – М.: СГА, 2006. – 248 с. – 15,5 п.л.

Сыромятников И.В. Психология профессиональной субъектности офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации: Монография. – М.: ВУ, 2007. – 215 с. – 13,5 п.л.

Сыромятников И.В., Ожерельева И.Г. Психология профессионального самоопределения и профессиональной субъектности военных кадров: Монография. – М.: ВУ, 2007. – 235 с. – 14 п.л. (лично – 8 п.л.).

Учебные и методические пособия:

Сыромятников И.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера: Учебник/ Под ред. Б.П. Бархаева. –– М.: ВУ, 1999. – С. 61-126 (в соавторстве; лично – 4 п.л.).

Сыромятников И.В. Организация психологической работы в воинской части в мирное время: Учебное пособие. – М.: ВУ, 2000. – 152 с. – 9,5 п.л.

Сыромятников И.В. Основы психологического консультирования: Учебное пособие. – М.: СГУ, 2000. – 76 с. – 4,8 п.л.

Сыромятников И.В. Психодиагностическое изучение личности: Учебное пособие. – М.: СГУ, 2000. – 68 с. – 4,5 п.л.

Сыромятников И.В., Чайка В.Г. Психология девиантного поведения военнослужащих и его профилактика: Учебное пособие. – М.: ВУ, 2002. – 108 с. (лично – 5 п.л.)

Сыромятников И.В., Бархаев Б.П. Введение в профессию: от социальной роли к профессиональной субъектности: Учебное пособие. – М.: ВУ, 2003. – 148 с. (лично – 7 п.л.).

Сыромятников И.В. Справочник-офицера воспитателя. Серия «Право в Вооруженных Силах – консультант». – М., 2003. – 368 с. (в соавторстве, лично - 4 п.л.).

Сыромятников И.В. Настольная книга войскового психолога, офицера по организации общественно-государственной подготовки и военно-социальной работы. Серия «Право в Вооруженных Силах – консультант» – М., 2004. – 384 с. (в соавторстве, лично - 10 п.л.).

Сыромятников И.В. Психология социальной работы: учебное пособие. – М.: РосНОУ, 2004. – 96 с. – 6 п.л.

Психодиагностика: Учебное пособие. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 640 с. -33,6 п.л.

Сыромятников И.В., Караяни А.Г. Прикладная военная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 480 с. (лично – 19 п.л.).

Сыромятников И.В. Социальная психология: Учебное пособие. – М.: СГА, 2006. – 136 с. – 8,5 п.л.

Сыромятников И.В., Булгаков А.В. Психологическое консультирование. Курс лекций. - М.: МГОУ, 2006. - 110 с. - 6 п.л. (лично 3 п.л.).

Сыромятников И.В., Бархаев Б.П., Караяни А.Г., Перевалов В.Ф. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера. – М.: Воениздат, 2007. – 488 с. (в соавторстве, лично – 5 п.л.).

Сыромятников И.В., Караяни А.Г. Введение в профессию военного психолога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Ю.П. Зинченко, Э.П. Утлика. - М.: Академия, 2007. – 208 с. (лично – 6 п.л.).

Сыромятников И.В., Булгаков А.В. Психодиагностика: Учебное пособие. – М.: ВУ, 2007. – 520 с. (лично - 20 п.л.).

Статьи, опубликованные в материалах международных конференций:

Сыромятников И.В. Профессиональная субъектность как цель современного дистанционного образования // Дистанционное обучение – образовательная среда XXI века: Матер. II Междунар. науч.-метод. конф., 26-28 нояб. 2002. - Минск: Бестпринт, 2002. – с. 366-369. - 0,2 п.л.

Статьи в отечественных научных журналах и материалах конференций:

Сыромятников И.В. Становление профессиональной деятельности военного психолога части// Сб. науч. ст. - М.: ВУ, 1997. – С. 35-51. – 1 п.л.

Сыромятников И.В. Психологические условия профессиональной подготовки войсковых психологов в вузе// Информационный бюллетень. - №2. - М.: ВУ, 2000. – С.22-30. – 0,5 п.л.

загрузка...