Delist.ru

Психология профессиональной субъектности офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации (20.05.2007)

Автор: Сыромятников Игорь Васильевич

ориентированы на ключевые позиции в ситуациях различного рода, однако инициатива в принятии на себя ведущей роли и оптимальность принимаемого решения в большей мере, чем у офицеров первого типа обусловлена ситуационным контекстом; внутренняя целесообразность как ориентир профессионально обусловленного поведения при высокой самоценности для офицера собственного Я как субъекта деятельности не всегда обусловлены достаточно детальным анализом ситуации, а также ответственным и творческим отношением к делу в меру рефлексивны и не склонны брать на себя «лишнюю» ответственность, проявлять инициативу; демонстрируют стратегию «психического энергосбережения», не спеша занимать ключевую роль в ситуации; характерна выраженная нормативная ориентация и рефлексия профессионально-должностных ограничений, обусловливающих «умеренную» активность, ответственность и творчество при выполнении обязанностей; предпочитают четко регламентированный характер деятельности, могут испытывать значительные трудности в ситуациях, характеризующихся повышенной неопределенностью и ответственностью

Выявлено, что с увеличением стажа военной службы общий уровень ПС возрастает (в баллах: в 1 группе – 0,31; во 2 группе – 0,36; в 3 группе – 0,38). Наибольший рост зафиксирован по переменным «целостность», «рефлексивность», «ответственность», а также (в меньшей степени) – «активность» и «автономность». Наиболее заметные изменения в субъектных характеристиках у офицеров происходят в первые десять лет военной службы. Анализ динамики структурной иерархии компонентов ПС показывает, что на каждом из этапов военной службы лидирующей является роль либо рефлексивного (1 и 3 этап), либо мотивационного (2 этап) компонентов, обусловливающих развитие операционального компонента.

Это позволило сделать вывод о том, что развитие регулятивной функции ПС, обеспечивающей целостно-вариативное воздействие на объект, обусловлено энергетизирующим влиянием мотивационного компонента, обеспечивающего личностную вовлеченность офицера в процесс деятельности, а также предварительным формированием достаточно полных представлений о профессиональной деятельности как пространстве для реализации своих деятельно-преобразующих возможностей, и о себе как ее субъекте, что является функцией рефлексивного компонента. Из этого следует, что деятельное проявление ПС в известной мере ограничено рамками развития субъектного потенциала, предполагающего высокий уровень развития профессионального самосознания и позитивное самоотношение. В этой связи развитие субъектного опыта, интегрирующего в виде особых ценностно-смысловых и операциональных структур (хронотопов) обобщенные алгоритмы профессионально-ролевого поведения в различных ситуациях, представляет существенный потенциал для повышения профессиональной успешности офицера и развития ПС в целом.

В ходе анализа динамики ПС офицеров выявлено усиление структурных взаимосвязей между ее отдельными составляющими, что свидетельствует о стабилизации и укреплении в целом субъектной тенденции и уменьшении диспропорций в развитии отдельных субъектных качеств. Это наглядно демонстрируется увеличением числа значимых корреляций между анализируемыми переменными (1 этап – 6; 2 этап – 11; 3 этап – 21), а также усилением тесноты интеркорреляционных связей между ними (в 1 группе – r=0,294, во 2 группе – r=0,524, в 3 группе – r=0,857).

Дальнейший анализ был посвящен выявлению системы внутренних и внешних условий, влияющих на уровень развития ПС. Потенциальный круг таких условий был очерчен в ходе теоретического анализа. Проведенное при помощи корреляционного анализа, изучение обусловленности внутренними и внешними условиями общего уровня развития ПС и ее структурных компонентов показало существенную степень взаимосвязи различных условий с ПС. Общая характеристика выявленных взаимосвязей (при p=0,01) отражена в таблице 6.

Выявлено, что характер взаимосвязи отдельных внешних условий с показателями субъектности изменяется в значительном диапазоне (от отрицательного к положительному). Так, высокая технологическая регламентация деятельности, положительно коррелируя с рефлексивным компонентом (r=0,22), имеет отрицательные корреляции практически со всеми переменными, относящимися к двум другим компонентам ПС (мотивационному, операциональному). Неоднозначной является и взаимосвязь с компонентами ПС двух других переменных, характеризующих внешние условия – «неопределенность деятельности» и «нормативная ответственность». Исходя из полученных данных, сделан вывод о том, что повышение нормативности деятельности и «внешнего» спроса за предполагаемый результат подвергает фрустрирующему влиянию такие элементы ПС, как «активность», «ответственность», «целостность» и «творчество». То есть в условиях жесткого контроля и предписанности деятельностного алгоритма, офицер «дрейфует» в сторону исполнительской позиции, стараясь применять апробированные ранее и нашедшие закрепление в личном опыте, способы деятельности и служебного поведения. В этой связи значимым условием развития ПС является оптимальное соотношение сугубо исполнительных и инициативных действий офицера в профессиональной кооперации, поощрение его инициативы и самостоятельности, а также нормативная регламентация необходимости проявления субъектной активности в различных ситуациях деятельности.

Таблица 6.

Взаимосвязь структурно-функциональных компонентов профессиональной субъектности с внутренними и внешними условиями

Структурные компоненты ПС Условия, определяющие эффективность

профессионального самоопределения

внутренние внешние

Рефлексивный социальный интеллект; военно- профессиональная осведомленность; прогностичность; общий интеллект; чувствительность; дипломатичность; тревожность масштаб деятельности; интеллектуальная сложность деятельности; неопределенность деятельности; наличие референтных образцов субъектного поведения

Мотивационный интернальность; мотивация достижения; общительность; склонность/стремление к риску; субъектно ориентированная профессиональная Я-концепция интенсивность карьерного продвижения; масштаб деятельности; напряженность деятельности

Операциональный креативность; субъектно-ориентированная профессиональная Я-концепция; гибкость (Q1-16 PF); самостоятельность; технологическое разнообразие деятельности; неопределенность деятельности

Формирующий эксперимент проводился в целях проверки предположения о том, что развитие функционально-психологической структуры ПС возможно в условиях профессионально ориентированного тренингового комплекса, включающего релевантные характеру компонентов ПС процедуры и приемы.

Общая продолжительность формирующего эксперимента составила два месяца. В нем участвовали офицеры, проходившие обучение на факультете переподготовки и повышения квалификации Военного университета МО РФ, а также Общевойсковой академии ВС РФ (всего 42 чел.). Было создано две экспериментальные группы (1 ЭГ – 20 чел, 2 ЭГ – 22 чел.). Для проверки и сравнения эффективности, используемых в ходе эксперимента методик и процедур, входному и выходному тестированию подвергались офицеры, входившие в контрольную группу (40 человек). Эксперимент был организован по квазиэкспериментальному плану (по Д.Т.Кэмпбеллу) без рандомизации групп, предполагающему входное и выходное тестирование и имеющему следующий вид:

экспериментальная группа (ЭГ1) О1 Х О2

экспериментальная группа (ЭГ2) О3 Х О4

контрольная группа (КГ1) О5 О6

В качестве зависимой переменной выступали показатели, характеризующие уровень развития ПС. В качестве независимой переменной выступала совокупность процедур, объединенных в рамках развивающей тренинговой работы в единый методический комплекс, обеспечивающих целенаправленное воздействие на структурные компоненты ПС. Методическими средствами развития компонентов ПС выступали: а) информационно-осведомительный комплекс; б) блок тренинговых процедур (организационно-деятельностная игра, тренинги - мотивационный, операциональный, рефлексивный); в) методический комплекс психологического и психофизиологического обеспечения.

Анализ результатов, полученных после проведения эксперимента, позволяет говорить о его высокой эффективности. По каждой экспериментальной и контрольной группе анализировалась динамика уровней выраженности субъектных качеств, а также динамика взаимосвязей между структурными компонентами ПС, включая анализ соотношения ее потенциального и динамического аспектов. Статистически значимые отличия получены по большинству показателей, включающих как данные самооценки, так и результаты экспертного оценивания и тестирования. Сравнение полученных результатов в ЭГ и КГ свидетельствует о значимых отличиях по оцениваемым показателям между ними (см. таблицу 7).

Таблица 7.

Сравнительный анализ показателей ПС в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах до- и после проведения формирующего эксперимента

Показатели профессиональной субъектности ЭГ КГ Различия ЭГ и КГ

до ФЭ после ФЭ до ФЭ после ФЭ t- Стъюдента значимость (p)

Рефлексивный компонент

Рефлексивность

Мотивационный компонент

Самоценность

Активность

Ответственность

Операциональный компонент

Автономность

не значимы

Целостность

Креативность

Субъектная активность 0,2 0,29 0,23 0,24 3,46 0,01

Взаимосвязь уровня потенциальной субъектности с субъектной активностью (r-Пирсона)

Анализ хода и результатов экспериментальной работы показал, что трансформации субъектности как потенциального качества в субъектную активность способствуют следующие условия, обеспечиваемые в ходе экспериментальной работы: воссоздание профессионально-деятельностного контекста, вариативность моделирования ситуаций, обеспечивающих многопозиционность действования испытуемых во внешнем и внутреннем плане; активность обучаемых; системность, предполагающая воздействие релевантными формами и средствами на все компоненты ПС; включение рефлексивных процедур процессуального и результативного характера в процесс группового обсуждения; обеспечение личностной значимости воспринимаемого контекста моделируемых ситуаций; субъектно-ориентированное взаимодействие, учитывающее наличие активного начала, потенциальных возможностей саморазвития у каждого офицера; учет наличия в субъектном опыте офицера эффективных инвариантов решения моделируемых входе тренинга задач.

Выявленные в ходе исследования «приоритетные» взаимосвязи между различными группами условий и ПС, изучение ее динамики, а также апробированные в ходе формирующего эксперимента технологии, позволили обосновать цели, задачи, содержательные и организационно-технологические особенности психологического сопровождения как развивающего фактора в отношении ПС офицеров. Основное содержание психологического сопровождения, реализуемого на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях, комплексируется в рамках мотивационного, рефлексивного и операционального направлений, предполагающих реализацию следующих задач:

загрузка...