Психология профессиональной субъектности офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации (20.05.2007)
Автор: Сыромятников Игорь Васильевич
Решение задачи выявления типологии ПС у офицеров осуществлялось посредством применения кластерного анализа. В этих целях использовались результаты, полученные при помощи специально разработанного опросника «Профессиональная субъектность», включающего 63 пункта-утверждения, позволяющего выявлять личностный профиль ПС и затем классифицировать испытуемых в зависимости от выраженности тех или иных субъектных качеств. Результаты кластерного анализа позволили выделить три типа офицеров, характеризующихся различным профилем ПС и доминированием в нем различных переменных: 1) ответственно-активный (25%); 2) ценностно-самодостаточный (18%); 3) исполнительский (57%). Более высокий уровень субъектных характеристик при ведущей роли мотивационного компонента обнаружен у офицеров первого типа (ответственно-активный), профиль ПС ценностно-самодостаточного типа – наиболее неоднороден, а профиль ПС исполнительского типа является наиболее сглаженным, уступая по уровню развития, входящих в него переменных, другим типам. Решение задачи выявления взаимосвязи уровня развития ПС офицеров с эффективностью их деятельности осуществлялось методом корреляционного анализа соответствующих переменных. Результаты свидетельствуют (см. табл. 3), что ПС положительно коррелирует с эффективностью деятельности и еще в большей степени – с профессиональной компетентностью офицеров, что подчеркивает роль ПС как важного фактора их профессиональной успешности. Наиболее тесные взаимосвязи с эффективностью деятельности и профессиональной компетентностью выявлены у офицеров, относящихся к ответственно-активному типу. Ценностно-самодостаточный тип ПС в меньшей степени взаимосвязан с эффективностью деятельности, чем другие типы, однако, его взаимосвязь с профессиональной компетентностью достаточно высока. У офицеров, принадлежащих к исполнительскому типу, в отличие от других, взаимосвязь ПС более выражена с эффективностью деятельности, чем с профессиональной компетентностью. Таблица 3. Взаимосвязь уровня выраженности и типов профессиональной субъектности с эффективностью деятельности и профессиональной компетентностью офицеров (коэффициент линейной корреляции pxy Пирсона, p<0,01) Переменные Эффективность деятельности Профессиональная компетентность Общий уровень развития субъектности 0.39 0.55 Ответственно-активный тип 0.54 0.69 Ценностно-самодостаточный тип 0.29 0.62 Исполнительский тип 0.37 0.34 Для изучения параметров, характеризующих субъектную активность офицеров в конкретной ситуации, применялся метод критических инцидентов, позволяющий оценить качество принятия управленческого решения, содержащего модель предполагаемых действий офицера и организуемых им лиц. С этой точки зрения предполагалось, что принципиальные ориентиры субъектной активности закреплены в субъектной позиции офицера, интегрирующей элементы его субъектных опыта, отношений и качеств, экстраполяция которых на ситуативный контекст находит выражение в принимаемом им управленческом решении. Были использованы ситуации (всего 14), характерные для различных видов профессиональной деятельности офицера, содержащие элементы коллизий морально-нравственных, административно-правовых, субординационных аспектов. Принятое офицером решение излагалось письменно на специальном бланке, содержательные аспекты которого оценивались по следующим параметрам: 1) авторство (самостоятельность анализа ситуации и инициатива в принятии решения); 2) позиционность (представление о своем месте, роли в решении профессиональной задачи - в центре, на периферии, видение ответственности за процесс и результат деятельности); 3) рефлексивность (обусловленность решения предварительным детальным анализом ситуации) и направленность управленческого решения; 4) оптимальность согласования компонентов внутреннего и внешнего психического ресурсов с точки зрения долговременной перспективы и учета социальной приемлемости целей, способов и средств их достижения. Результаты показали, что в наибольшей степени уровень потенциальной субъектности коррелирует с уровнем субъектной активности у офицеров исполнительского типа, а наиболее высокие показатели по всем параметрам субъектной активности выявлены у офицеров, принадлежащих к ответственно-активному типу. Общий уровень корреляции субъектной активности с потенциальной субъектностью (субъектными качествами) для всех испытуемых составляет r=0,51 (при p<0,01), что свидетельствует о высоко вероятном проявлении субъектности в реальном поведении и деятельности офицера (см. табл. 4). Таблица 4. Характеристика субъектной активности офицеров различных типов в ситуации принятия управленческого решения профессиональной субъектности Оцениваемые параметры субъектной активности (в баллах от 0 до 1) Общая эффективность решения Корреляция с уровнем потенц. субъектности авторство рефлексивность позиционность оптимальность Ответственно- активный 0.46 0.36 0.61 0.39 0.45 0.52 Ценностно-самодостаточный 0.35 0.32 0.55 0.33 0.38 0.39 Исполнительский 0.29 0.30 0.37 0.35 0.33 0.57 Средний балл 0.37 0.32 0.5 0.36 0.38 0.51 Вместе с тем, неоднородный позиционный профиль субъектной активности у всех групп офицеров показывает, что субъектность как тенденция в большей степени проявляет себя в процессах самодетерминации (авторство) и психического центрирования (позиционность) и в меньшей степени – в процессах самоопределения (рефлексивность) и психического интегрирования (оптимальность). Это может быть объяснено тем, что на характер реализации данных процессов влияют и другие переменные, в частности, уровень профессиональной компетентности и опыт деятельности офицера. Выявление характера субъектной активности было дополнено качественным анализом ее типологии, в основу которой были положены два параметра (Е.В. Маркова, 2003): а) интраиндивидуальный параметр - отношение к принятию ситуации (безусловное принятие ситуации, решенческая активность – избегание ситуации, отказ от ее принятия); б) интериндивидуальный параметр - специфика взаимодействия руководителя с подчиненными (директивность – либерализм). Определение степени выраженности каждого из параметров осуществлялось посредством контент-анализа ключевых выражений в описании принимаемого офицером решения. Степень выраженности параметра оценивалась по четырем градациям признака: 3 балла – выражен отчетливо, 2- скорее выражен, чем нет; 1 – скорее не выражен, 0 - не выражен. Результаты качественного анализа типологических особенностей ПС позволяют составить обобщенные портреты офицеров каждого из трех типов (см. табл. 5). Выявление динамики ПС предполагало изучение изменения уровня развития структурных компонентов ПС и характера взаимосвязей между ними. В качестве анализируемого динамического временного отрезка выступал различный стаж военной службы по контракту на офицерских должностях. Всего было выделено три категории офицеров: 1 группа – срок службы по контракту до 10 лет (45%), 2 группа – 10-20 лет (29%), третья группа – свыше 20 лет (26%). Таблица 5. Характеристика офицеров с различными типами профессиональной субъектности Основание для сравнения Тип профессиональной субъектности Ответственно-активный Ценностно-самодостаточный Исполнительский Наиболее выраженные субъектные качества активность, ответственность, рефлексивность, целостность, самоценность целостность, автономность, самоценность, активность Целостность, рефлексивность Отношение к принятию ситуации принятие ситуации, решенческая активность противоречивая тенденция к принятию/отказу от ситуации преобладает избегание ситуации, отказ от ее принятия Преобладающая позиция в центре ситуации (полновластный хозяин) стремление быть в центре, но без «лишней» ответственности на периферии ситуации, под руководством старшего начальника Специфика взаимодействия офицера с подчиненными преобладает директивный характер взаимодействия преобладает директивный характер взаимодействия умеренное сочетание либерального и директивного способа взаимодействия Связь с эффективностью деятельности высокая средняя средняя Связь с профессиональной компетентностью высокая высокая средняя Обобщающий портрет в большей мере, чем другие, нацелены на активное профессиональное взаимодействие с другими субъектами при стремлении занимать лидерские позиции. При высоком уровне самоуважения и рефлексивности, склонны к утверждению собственных норм, к «перестраиванию» окружения «под себя». Склонны брать инициативу в свои руки, однако оптимальность принимаемого решения снижается за счет тенденции к авторитарно-директивному характеру предполагаемого взаимодействия с другими субъектами |