Delist.ru

Психология профессиональной субъектности офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации (20.05.2007)

Автор: Сыромятников Игорь Васильевич

качества

Мотивационный Психическое

центрирование

система отношений (самоотношение)

направленность Субъектная позиция активность

ответственность самоценность (самопринятие)

Рефлексивный Самоопределение Я-образ

рефлексивность

Операциональный Психическое

интегрирование

субъектный опыт

автономность

целостность

креативность

Методы изучения и оценки профессиональной субъектности наблюдение; эксперимент; метод критических инцидентов; экспертное оценивание, оценка результатов деятельности; беседа биографический метод; беседа; опросники; МПДО ситуации; ранжирование ПВК

экспертное оценивание; тестирование; групповая оценка личности; контент-анализ служебной документации; самоописание

Уточнение теоретических предпосылок о сущности и особенностях ПС офицеров позволило осуществить разработку и проведение эмпирического исследования (2002-2006 гг.). Его общая схема, соотносимая с задачами и выдвинутой гипотезой, предполагала выявление уровня развития и типологических особенностей ПС у офицеров различных должностных профилей (командного, социально-педагогического и инженерно-технического), определение характера ее взаимосвязи с эффективностью деятельности, а также выявление условий, обеспечивающих развитие ПС. Соответственно, уровень развития ПС представлял зависимую переменную, а группы условий (внутренних и внешних) – независимую переменную.

Реализацию задач исследования обеспечивало последовательное проведение констатирующего и формирующего эксперимента. Структурные элементы ПС и методы их изучения представлены в таблице 1. Выборка участвующих в эмпирическом исследовании испытуемых (всего 435 офицеров, средний возраст - 33,7 года) была построена на квотной основе, учитывающей процентное соотношение офицеров в генеральной совокупности офицеров различных видов ВС и должностных профилей. Представительство по видам Вооруженных Сил: Сухопутные войска – 54%, ВВС – 18%, ВМФ – 12%, РВСН – 16%.

В рамках констатирующего эксперимента были осуществлены следующие исследовательские, действия, направленные на решение выдвинутых задач и гипотез исследования.

Решение задачи выявления структуры ПС, осуществлялось посредством факторного анализа. С этой целью первоначально была изучена индивидуальная мера выраженности показателей ПС, круг которых предварительно был определен в результате теоретического анализа проблемы. Проверка полученного распределения на нормальность (применялся статистический критерий нормальности Колмогорова-Смирнова) дала положительные результаты. В итоге выделено три основных фактора (доля накопленной дисперсии - 79,2%): мотивационный, операциональный и рефлексивный.

Таблица 2.

Факторные нагрузки переменных (показателей профессиональной субъектности)

Переменные Факторы

Самоценность 0.675 0.346 0.478

Рефлексивность

0.172 0.978

Активность 0.838 0.444 0.383

Креативность 0.285 0.512

Целостность

0.952 0.485

Ответственность 0.864 0.298 0.367

Автономность 0.465 0.883

Значение фактора 2.099 1.845 1.603

Процент от общей дисперсии 29,98% 26,35% 22,8%

С учетом полученной структуры и результатов теоретического анализа проблемы предлагается следующее понимание функциональной роли выделенных факторов. Мотивационный фактор (фактор 1) - характеризуя энергетически-активационную функцию субъектности, выражает тенденцию к личностной вовлеченности в процесс деятельности, стремление офицера к реализации инициативных и ответственных профессиональных действий, оказанию позитивно-мобилизующего воздействия на других субъектов, а также степень позитивности самоотношения к себе как субъекту профессиональной деятельности. Операциональный фактор (фактор 2) - отражает способность офицера к согласованию внешнего и внутреннего ресурса, их функциональное объединение в интересах реализации наиболее оптимального способа действий; обеспечивает интеграцию и саморегуляцию различных психологических подсистем; обеспечивает стабильность поведения и деятельности, сохранение их характера при изменении, усложнении условий, а также практическое преобразование объекта. Рефлексивный фактор (фактор 3) – обеспечивает самооценку соответствия профессионально-психологического потенциала нормам профессии и целям саморазвития; формирование самоотношения к себе как профессионалу и субъекту разных видов деятельности; построение индивидуализированной системы требований и критериев к качеству профессиональной деятельности.

Анализ выраженности данных факторов в структуре ПС у офицеров различных профилей показал существенные различия (см. рис. 3). Так, общий уровень ПС оказался выше у офицеров командного профиля. При этом более высокий уровень выраженности рефлексивного компонента выявлен у офицеров педагогического профиля, мотивационного компонента – у офицеров командного профиля, операционального компонента – у офицеров органов воспитательной работы.

Рис. 3. Структурное соотношение компонентов профессиональной субъектности

у офицеров различных должностных профилей

Сравнительный анализ внутренней согласованности между компонентами ПС у офицеров различных профилей позволяет констатировать, что наиболее согласованной является структура ПС у офицеров воспитательного профиля (r=0,59), затем инженерно-технического (r=0,45), и затем командного (r=0,35). В контексте выдвинутого предположения об оптимуме субъектности логично предположить, что у офицеров командного профиля в большей степени прогнозируемы различного рода следствия его нарушения в реальном профессионально-служебном поведении.

В конфигурации общего профиля ПС у офицеров указанных категорий также выявлены существенные различия, что вполне объяснимо спецификой содержания их профессиональной деятельности. Так, офицеры командного профиля, в деятельности которых превалирует функции мотивирования и соорганизации деятельности исполнителей, заметно превосходят других по переменной «активность». Офицеры педагогического профиля «уступают» другим по качеству «ответственность», а офицеры инженерно-технического профиля – по переменной «активность», что может быть объяснено их ориентацией на второстепенную роль в служебно-должностной иерархии, перераспределяющей в сознании офицера ответственность в сторону вышестоящего начальника (Л.Н. Кузнецов, 1989), а также более типизированным характером повседневных действий. Обращает на себя внимание достаточно низкий уровень выраженности творческого начала в профиле ПС всех категорий офицеров, объясняемый сильным влиянием ориентации офицеров на соблюдение профессиональных алгоритмов поведения и действий, имеющих нормативный статус, а также не очень высокий уровень автономности, что свидетельствует об отсутствии выраженной тенденции к самостоятельным действиям в сложной обстановке.

загрузка...