Delist.ru

Психология профессиональной субъектности офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации (20.05.2007)

Автор: Сыромятников Игорь Васильевич

Исследование относится к разряду фундаментальных, в нем раскрываются общие психологические закономерности, механизмы функционирования, тенденции и условия развития ПС; для психологии труда значимым является целостное рассмотрение ПС как системного качества в единстве структурных, функциональных, динамических аспектов и в тесной взаимосвязи с процессом общего личностно-профессионального развития человека.

Создание концепции ПС существенно расширило теоретическую базу психологии труда и военной психологии применительно к выполнению задач укрепления обороноспособности страны. Оно способствует научно обоснованному психологическому сопровождению офицерских кадров как ключевого звена Вооруженных Сил России, повышению эффективности их деятельности и профессиональной подготовки. В целом разработанные теоретические положения позволяют квалифицировать их как решение крупной научной проблемы, имеющей оборонное и социально-образовательное значение.

Положения, выносимые на защиту.

1. Профессиональная субъектность рассматривается как интегральное психическое качество человека, содержательные аспекты формирования и проявления которого определяются типологией и спецификой профессионально обусловленных задач, профессионального взаимодействия и условиями профессиональной среды; она может быть представлена как субъектность, реализуемая и развиваемая посредством внутренне детерминированной активности в пространстве профессиональной деятельности в интересах решения профессиональных задач и профессионального саморазвития.

Профессиональная субъектность офицера – это основанное на позитивном самоотношении и опыте офицера, рефлексии и признании у себя деятельных, активно-преобразующих возможностей в профессиональной сфере, интегральное психическое качество, определяющее его тенденцию и способность к инициации и регулированию профессиональной активности в соответствии с внутренними критериями эффективности и целесообразности в ситуациях, предполагающих определенную свободу выбора и ответственность за него.

Основными измерениями ПС являются индивидуально-личностное (обращенность сознания офицера на оценку и актуализацию собственного психического ресурса как фактора профессионально-личностного саморазвития), социально-коммуникативное (функциональность офицера в социальном контексте, способность быть субъектом социальных отношений, т.е. их инициатором и «управляющим» в противовес существованию его в системе межличностных отношений и профессионально обусловленном взаимодействии в качестве объекта внешнего влияния) и профессионально-деятельностное (обусловленность характеристик субъектности содержанием профессиональной деятельности, особенностями объектно-предметной сферы деятельности).

2. В структурно-функциональном отношении ПС состоит из компонентов мотивационного, рефлексивного и операционального, реализующие основные функции субъектности: самоопределение в ситуации нормативной неопределенности; самооценка и актуализация профессионально-личностного потенциала; инициирование профессионально-личностного саморазвития, самореализации в профессиональной сфере; интеграция и саморегуляция различных психологических подсистем, согласование внешних и внутренних условий деятельности для достижения наиболее оптимального способа решения профессиональных задач; обеспечение стабильности деятельности и др.

В структурно-динамическом отношении выделяются потенциально-статический и действенно-реализационный компоненты субъектности. Потенциально-статический компонент находит выражение в профессиональных субъектных позициях, субъектном опыте, отношениях и субъектных качествах личности офицера, являющихся важными стилеобразующими и ценностно-ориентирующими предпосылками его субъектной активности. Действенно-реализационный аспект представлен собственно субъектной активностью офицера, которая включает: самоопределение в ситуации нормативной неопределенности, самодетерминацию и самоактуализацию, самоорганизацию и регулирование собственной профессиональной активности и профессиональных действий других субъектов военно-профессионального взаимодействия. Основными типами векторной направленности субъектной активности являются направленность на себя, на других людей, на условия и компоненты профессиональной среды.

Идеальная представленность функционирования ПС в сознании офицера выступает как его профессиональная Я-концепция, которая служит своеобразной мотивационно-ориентировочной системой, определяющей направленность и содержательную специфику проявления ПС. С другой стороны, субъектная активность представляет способ внешней презентации и утверждения профессиональной Я-концепции в процессе деятельно-коммуникативного взаимодействия с другими субъектами.

3. Актуализация и проявление ПС офицера в профессионально обусловленных ситуациях обеспечивается взаимосвязанными между собой процессами самоопределения, психического центрирования и психического интегрирования, представляющими в своей совокупности единый механизм реализации ПС. Предлагается следующее понимание выделенных звеньев указанного механизма:

самоопределение - специфический вид рефлексивной деятельности, содержанием которой является достижение смысловой определенности в самоотношении, отношении к профессиональной перспективе и к выполняемой деятельности за счет осознания определенного «поля» возможных для выбора альтернатив, выработки на этой основе осмысленной субъектной позиции, характеризующей готовность офицера к реализации определенного способа действий;

психическое центрирование - постановка офицером себя в центр профессионально обусловленной ситуации и принятие ответственности за решение, обусловленной ею задачи, на себя; отражая тенденцию к целостной организации деятельности и самоактуализации, выражается во внутренне мотивированном объединении элементов деятельного контекста в пространственно-временном и ценностно-смысловом аспектах «вокруг себя»;

психическое интегрирование – достижение логико-смысловой упорядоченности прогнозируемой динамики профессиональной ситуации за счет мысленного конструирования системы коммуникативно-деятельного взаимодействия себя и исполнителей, выстраивания системы сложных взаимно обусловленных межсобытийных связей типа «причина – следствие», «цель – средство», структурирования элементов целостного деятельного контекста в единую функциональную систему и ее регулирование.

Результатом действия механизма реализации ПС является уменьшение неопределенности действий офицера, выбор и занятие им определенной субъектной позиции, наиболее отвечающей характеру предстоящих преобразований в объекте. Инструментальное «развертывание» субъектная позиция получает в виде принимаемого офицером управленческого решения, в психологическом плане отражающее ответственное самопровозглашение офицером в условиях нормативной неопределенности профессиональной инициативы, реализующей позитивные - с точки зрения офицера - потенции его профессиональной Я-концепции и согласующей внутренние и внешние условия деятельности в конкретном способе деятельности.

4. Критериями, позволяющими оценить уровень развития ПС, являются параметры, относящиеся к субъектному потенциалу офицера и непосредственно проявляемой им субъектной активности (ее процессуальной и результативной стороне). К параметрам, составляющим атрибутивное пространство субъектного потенциала, относятся следующие психологические качества офицера: активность, автономность и самостоятельность, ответственность, рефлексивность, целостность, самоценность, креативность. В качестве параметров, позволяющих оценить субъектную активность, выступают следующие характеристики: самопроизвольность (инициирование самим офицером), избирательность (направленность на предметы и явления действительности, самого себя в зависимости от актуальной мотивации), осознанность (способность офицера регулировать собственную активность, оценивать ее источники, процессуальную сторону и результаты), адекватность (соответствие развиваемых усилий значимости цели, собственным ресурсам и полученному результату), продуктивность (наличие и качество результатов субъективной и объективной значимости), своевременность (согласованность по времени осуществления личностно-значимых или объективно необходимых действий).

Индивидуальное варьирование выделенных характеристик в субъектном профиле конкретного офицера отражает степень приближения к оптимуму субъектности, основаниями для оценки которого выступают: характер внутренней согласованности субъектных качеств между собой, наличие/отсутствие явных диспропорций между ними; теснота связи между потенциально-статическим и действенно-реализационным аспектами субъектности (характеризует проявление/непроявление в деятельности субъектного потенциала офицера); связь общего уровня ПС с эффективностью профессиональной деятельности. Разные типы ПС офицеров при различной взаимосвязи с эффективностью деятельности характеризуются специфическими следствиями нарушений оптимума ПС: ответственно-активный тип - чрезмерной склонностью к утверждению собственных норм, к «перестраиванию» окружения «под себя», авторитарно-директивным характером взаимодействия с другими субъектами; ценностно-самодостаточный тип - чрезмерной избирательностью к проявлению/непроявлению активности при завышенной самооценке и отторжении негативной обратной связи; исполнительский тип - приверженностью стратегии «психического энергосбережения», «заужением» позиционно-ролевого диапазона, превалированием тенденции к исполнению обязанностей в пределах сугубо исполнительских, нормативно закрепленных функций офицера.

5. Содержание процесса развития ПС офицера характеризуется: а) усилением обращенности офицера к собственному профессионально-психологическому потенциалу (ресурсу) в сложных ситуациях профессионального взаимодействия и личностного роста, в ситуациях, характеризующихся нормативной неопределенностью; б) возрастанием значимости для офицера личностных свойств и профессионального опыта как важнейшего ресурса, обеспечивающего эффективное выполнение профессиональной деятельности; в) повышением сензитивности к распознаванию оснований для проявления профессиональной активности исходя из понимания специфики и актуальности общественного запроса на определенный продукт своей деятельности; г) усилением тенденции определения целей и планирования деятельности, исходя из ориентации на стратегическую перспективу, признания необходимости производить сущностные, а не поверхностные изменения в объекте; д) расширением круга профессиональных задач и видов деятельности, расцениваемых офицером как вполне освоенные, предполагающие их самостоятельное выполнение; е) увеличением в деятельности удельного веса актов творческого, нестандартного и целесообразного подхода к решению профессиональных задач, включая универсальность варьирования применяемых средств деятельности (индивидуализация).

6. Психологическими условиями развития ПС являются:

а) внутренние: наличие опыта самоопределения в реальных жизненных и профессиональных проблемных ситуациях, являющихся источником порождения и трансформации личностных смыслов; наличие опыта позитивных достижений в профессиональной сфере, обусловливающего способность офицера самостоятельно производить требуемые преобразования объекта деятельности; развитая рефлексивность и прогностичность, предполагающая видение офицером оснований для инициации деятельности исходя из анализа состояния объекта и прогноза его динамики, социального заказа и собственных профессионально-психологических возможностей; общая активность, обусловливающая желание действовать, быть субъектом; внутренний локус контроля, предполагающий видение своей роли и ответственности в ситуации; развитое профессиональное сознание, обусловливающие способность к адекватной и всесторонней оценке ситуаций деятельности, варьированию способов и средств сообразно условиям и задачам деятельности, построению позитивной, гибкой, субъектно-ориентированной профессиональной Я-концепции; социальный интеллект, предполагающий способность понимать поведение людей исходя из меняющегося контекста; креативный потенциал, обеспечивающий оригинальность и продуктивность мышления и поведения в профессионально обусловленных ситуациях;

б) внешние: наличие адекватной структуры профессионально-деятельностных связей и отношений, предполагающей оптимальное соотношение сугубо исполнительных и инициативных действий офицера, позволяющей реализовать потенции и потребности профессионально-личностного роста; целенаправленное создание в деятельности и использование в развивающих целях ситуаций успеха, поощряющих инициативу и самостоятельность офицера; нацеленность технологий профессиональной подготовки на освоение целостного спектра субъектных профессиональных позиций (исполнитель, исследователь, управленец, проектировщик), предопределяющих возможность комплексного анализа ситуации и воздействия на объект деятельности; содержательно-технологическое определение меры и специфики участия офицера в профессиональной кооперации, обеспечивающее формирование и уточнение его профессиональной Я-концепции и профессиональной идентичности.

7. Основные направления совершенствования ПС (рефлексивное, мотивационное, операциональное) ориентированы на повышение общей функциональности каждого из ее структурных компонентов и ПС в целом, что достигается за счет целенаправленного и вариативного в технологическом и организационном плане воздействия на элементы субъектности, учета содержательной специфики профиля офицерских должностей, а также задач и специфики конкретного этапа профессионального развития. В организационном плане реализуемые в русле выделенных направлений мероприятия психологического сопровождения должны комплексироваться в рамках основных уровней военно-организационной системы: стратегического, оперативного, тактического. Требованиями, соблюдение которых обеспечивает необходимую эффективность развивающей работы, являются: комплексный подход, системность, адекватность, вариативность применения психолого-педагогических технологий, превентивность, оптимальная сложность расширяющегося диапазона осваиваемых задач и функций, рефлексивность, возрастающая опора на внутренний потенциал.

Действенным методом развития ПС выступает деятельностно-ситуативный метод обучения, состоящий в проектировании и моделировании вариативной архитектоники профессионально обусловленных ситуаций с их акцентом на ценностно-смысловых, рефлексивно-когнитивных или регулятивных аспектах, выработки с опорой на специальный аналитический алгоритм и личный опыт обучаемых оптимального управленческого решения, и обеспечивающий заблаговременное формирование адекватных задачам будущей деятельности устойчивых субъектных позиций (субъект военно-социального взаимодействия, субъект принятия решения, субъект управления деятельностью подчиненных, субъект самоуправления и саморазвития).

Практическая значимость результатов исследования заключается в следующем:

- обоснованные в работе методологические положения, концептуальные модели и рекомендации, объясняющие психологическую сущность, специфику и условия развития ПС офицеров, могут лечь в основу создаваемой целостной системы профессионального сопровождения офицерских кадров;

- материалы исследования и, в особенности, его концептуальные результаты, могут стать опорой в сложной работе по формированию адекватного профессионального сознания офицеров, без чего попытки реформирования Вооруженных Сил РФ лишены ключевого элемента социальной базы;

- сформирован готовый к применению комплекс прикладных технологических средств, позволяющий войсковым практикам эффективно решать широкий круг задач, связанных с профессиональным психологическим отбором, мониторингом, информационно-аналитическим сопровождением офицерских кадров, обеспечением их социально-профессиональной сохранности и профессионального совершенствования;

- создан банк оригинальных методик психологического исследования ПС офицеров, которые актуальны для использования в деятельности командиров, кадровых органов, органов воспитательных структур и психологов;

- предложены теоретические и методологические положения, обогащающие содержание преподаваемых в вузах курсов общей психологии, психологии труда, военной психологии и морально-психологического обеспечения, введения в профессию, позволяющие оптимизировать научную разработку проблем психологического обеспечения многих сторон жизни и деятельности ВС РФ, военного строительства в России в современных условиях.

Методика и эмпирическая база исследования.

Для реализации поставленных задач был использован комплекс общенаучных эмпирических методов, объединенных в рамках проведенного исследования. Исследовательская работа (констатирующий эксперимент) проводилась в пяти военных округах (Московский, Ленинградский, Сибирский, Северо-Кавказский, Дальневосточный). Общая выборка составила 435 человек, в которую вошли офицеры воинских частей указанных округов, а также преподаватели и слушатели военных академий и университетов МО РФ. Основными методами являлись: эксперимент, анкетирование, наблюдение, изучение документов, беседа, экспертный опрос, тестирование, групповая оценка личности, анализ результатов деятельности. Обработка результатов исследования предполагала применение методов математической статистики, включающих факторный, корреляционный, кластерный, и дисперсионный анализ.

Достоверность и обоснованность полученных данных  и теоретических выводов обеспечивалась всесторонним методологическим и теоретическим обоснованием исследовательской концепции, ее органической связью с данными по психологии труда и профессиональной деятельности, общей, социальной, военной, возрастной и педагогической психологии; применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его целям и задачам, соответствующих особенностям изучаемого предмета, сопоставлением получаемых данных и разнообразием применяемых исследовательских процедур и методик, репрезентативностью полученных экспериментальных данных, сочетанием качественного и количественного анализа с применением математических методов обработки и анализа данных, репрезентативной выборкой испытуемых.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе:

Пятой всероссийской научной конференции психологов «Психология и ее приложения» (г. Москва, 2002); третьего Всероссийского съезда психологов (Санкт-Петербург, 2003), международной научной конференции по проблемам совершенствования профессиональной подготовки специалистов в современных условиях (Минск, 2002), юбилейной конференции, посвященной 120-летию Московского психологического общества (2005), Всероссийской научной конференции по теме «Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России» (Москва, 2005), Всероссийской научно-практической конференции «Социальное партнерство психологии, культуры, бизнеса и духовное возрождение России» (Москва, 2006), межвузовской научной конференции по теме «Психологическая служба Вооруженных Сил Российской Федерации: теоретические и организационно-методические основы создания и функционирования» (Москва, 2000);

совещаний руководящего состава органов воспитательной работы ВС РФ в 1997, 2001, 2003 гг.; сборов военных психологов Московского ВО (1997, 1998, 2000, 2001 гг.) и ВС РФ (2004); работе координационного совета по научно-практическим проблемам психологической работы в ВС РФ (2006);

участия автора в подготовке Руководства по психологической работе в ВС РФ (1996, 2005), Концепции кадрового обеспечения ВС РФ (2005);

разработки трех крупных КНИР по темам: «Этикет и профессиограмма российского офицера XXI века» (1998-1999); «Организация, содержание и оценка эффективности профессиональной деятельности специалистов психологической службы в период выполнения учебно-боевых и миротворческих задач» (2001-2002); «Психолог-03» (2005-2007);

разработки и реализации авторских учебных курсов «Становление профессиональной деятельности психолога воинской части» (1994-1995 гг.), «Психологическая работа в воинской части в мирное время» (с 2000 г.) в Военном университете), «Психология профессионализма и профессиональной субъектности», «Психология принятия решений в профессиональной деятельности» в Современной гуманитарной академии (2001-2002 гг.), материалы диссертации используются в преподавании учебных курсов «Введение в профессию», «Общая психология», «Психология труда», «Психология военного управления» на военно-психологическом факультете Военного университета.

Положения диссертации, касающиеся создания психологически адекватной потребностям развития ПС офицеров среды в условиях вооруженных сил, используются в руководящих документах и программах профессиональной подготовки военных специалистов армий Болгарии, Казахстана, Армении. Основные теоретические положения и технологические средства, изложенные в работе, проходят апробацию в воинских частях ряда военных округов (СибВО, МВО, ДВО).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений. Глава I. Теоретико-методологические предпосылки изучения профессиональной субъектности. Глава II. Теоретическое обоснование сущности профессиональной субъектности офицеров ВС РФ. Глава III. Экспериментальное исследование профессиональной субъектности офицеров ВС РФ. Глава IV. Психологические условия совершенствования процесса развития профессиональной субъектности офицеров ВС РФ. Общий объем диссертации – 405 страниц текста, из них 278 страниц – основной текст, 25 страниц – список литературы (465 наименований) и 86 страниц – приложения. В работе размещены 27 рисунков и 33 таблицы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

загрузка...