Delist.ru

Психология профессиональной субъектности офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации (20.05.2007)

Автор: Сыромятников Игорь Васильевич

- оптимизация социально-психологических условий, влияющих на профессиональную успешность офицеров, как субъектов совместной деятельности и общения (А.Я.Анцупов, 1993; А.В.Булгаков, 2000; А.И.Гончаров, 1991; В.В.Девятко, 1990; В.В. Ковалев, 2002; Ю.И.Мягков, 1994; А.В. Носов, 2004; О.В.Томашко, 1978; А.И.Шипилов, 2000; и др.);

- выявление психологических особенностей различных видов профессиональной деятельности офицеров и обоснование психологических факторов ее эффективности (А.И.Алехнович, 1978; И.Ф. Баширов, 2006; А.В. Белоусов, 2006; К.И. Вайсеро, 2003; Ю.А.Елбаев, 1991; Г.В.Гнездилов, 1989; А.С.Гордеев, 1999; Т.Т.Джамгаров, 1971; В.Т.Доценко, 1997; В.Н.Дружин, 1998; С.Л. Кандыбович, 2000; А.И.Китов, 1974; Л.Г.Лаптев, 1995; Е.С.Лахманский, 1997; Г.В.Ложкин, 1986; Н.И.Луганский, 1983; Т.В.Маркелова, 2000; Ю.К. Стрелков, 1992; И.В. Сыромятников, 1997; И.В. Сысоев, 2001; А.Н.Тарасов, 1990; Э.П.Утлик, 1996; Б.Я.Шведин, 1984; и др.).

Отмечая, имеющиеся на сегодняшний день исследования проблемы субъектности, следует отметить, что в настоящее время сформулированы лишь общие концептуально-методологические предпосылки, позволяющие приступить к всестороннему анализу данного феномена. Нуждается в уточнении соотношение таких категорий и понятий, как «субъект», «субъектность», «личность», «субъективность» и др. Требует осмысления, адекватной понятийной интерпретации и эмпирической операционализации сама категория «профессиональная субъектность», что позволит осуществить ее сущностное и феноменологическое разграничение с другими категориями.

Применительно к профессиональной деятельности офицеров, имеющиеся в психологии исследования, в основном затрагивали лишь те аспекты, которые касались выявления психологических предпосылок успешного освоения нормативных требований профессии, определения взаимосвязи ряда личностных качеств с эффективностью деятельности. Вольно или невольно парадигма соответствия внешней норме нашла закрепление в формировании сугубо исполнительского типа мышления и поведения значительной части офицеров, применении соответствующих, репродуктивно ориентированных технологий в образовательной практике военных вузов. В то же время проблема «обратного» влияния на профессию, ее развитие за счет субъектного вклада офицера оставалась вне рамок интереса психологов-исследователей. Такое положение отражается на отсутствии адекватных, научно обоснованных технологических подходов, позволяющих эффективно реализовывать задачу формирования личности руководителя как субъекта собственного профессионального развития и профессиональной деятельности.

Таким образом, актуальность изучения проблемы ПС обусловлена следующими обстоятельствами:

во-первых, серьёзными противоречиями между требованиями профессиональной деятельности офицеров, характеризующейся своей многоаспектностью, сложной сопряженностью правовых, социальных, психологических и этических аспектов, наличием значительного числа ситуаций деятельности, прежде всего боевой, характеризующихся нормативной неопределенностью и недостаточной способностью офицеров к инициативным, ответственным и эффективным действиям в таких ситуациях;

во-вторых, противоречием между объективным обращением общественного сознания к офицеру как ключевой фигуре в решении боевых задач, обеспечении боевой готовности Вооруженных Сил, дисциплины и правопорядка и неоднозначностью его субъектного статуса, в психологическом и материально-организационном плане нисводящего офицера в позицию исполнительского «энергосберегающего» профессионального поведения либо провоцирующим уход из профессии – очень часто - наиболее подготовленных в профессиональном плане офицеров;

в-третьих, значительными недостатками в функционировании системы профессионального сопровождения офицеров, преимущественной ориентацией профессиональной подготовки и администрирования их деятельности на воспроизводство нормативно-исполнительских шаблонов и стилей профессионального мышления и поведения;

в-четвертых, противоречием между активным обращением научной мысли к потенциалу субъектности, как сложному и интегративному по природе феномену, раскрывающему сущностные активно-преобразующие черты человека и отсутствием целостной научной концепции, позволяющей осуществить ее всесторонний анализ, выработать научно обоснованные технологические подходы, позволяющие эффективно решать задачу формирования и развития офицера как субъекта профессионального саморазвития и профессиональной деятельности.

Актуальность проблемы и ее недостаточная научная разработанность обусловили выбор темы, объекта, предмета, целей и задач диссертационного исследования.

Объект исследования: профессиональная субъектность офицеров ВС РФ.

Предмет исследования - психологическая сущность, содержание, динамика и условия развития профессиональной субъектности офицеров ВС РФ.

Цель исследования - на основе теоретического анализа проблемы и с опорой на результаты опытно-экспериментальной работы разработать целостную научную концепцию ПС, объясняющую сущность, структуру, динамику, условия и пути ее формирования и развития у офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации.

Задачи исследования:

1) Изучить и обобщить опыт научного исследования проблемы субъектности, ее сущностных характеристик, генезиса и роли в профессионально-личностном развитии человека.

2) Обосновать концептуальные основы ПС офицеров ВС РФ, содержащие систематизированные теоретические положения относительно ее сущности, психологическом содержании, структуре, механизмах и принципах функционирования.

3) Выявить типологию и особенности ПС основных групп офицеров ВС РФ.

4) На основе психологического анализа динамики ПС офицеров, выявить условия развития профессиональной субъектности офицеров ВС РФ.

5) Сформулировать научно обоснованные выводы и рекомендации по оптимизации психолого-педагогических условий формирования и развития ПС офицеров ВС РФ.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что:

Профессиональная субъектность (ПС) офицера представляет интегральное психическое качество, основанное на позитивном самоотношении, рефлексии и признании у себя деятельных, активно-преобразующих возможностей в профессиональной сфере и опыте офицера, определяющее его тенденцию и способность к инициации и регулированию профессиональной активности в соответствии с внутренними критериями эффективности и целесообразности в ситуациях, предполагающих определенную свободу выбора и ответственность за него. Проявление ПС находит свое выражение в принимаемом офицером управленческом решении, устанавливающем субъективно-психологические границы его ответственности за действия и поведение в конкретных ситуациях профессиональной деятельности.

Содержательные аспекты формирования и проявления ПС офицеров различных должностных профилей определяются типологией и спецификой профессионально обусловленных задач, а ее общий уровень развития значимо влияет на эффективность деятельности и различается у офицеров в зависимости от должностной специфики, опыта деятельности и личностных особенностей (общая активность, мотивация достижения, интернальность, рефлексивность, социальный интеллект). Особенности проявления субъектности в профессиональных ситуациях обусловлены содержанием их профессиональной Я-концепции, выражающей различные стратегии профессионального функционирования.

Общая линия развития ПС офицера, отражая растущий профессионально-личностный потенциал, заключается в переходе от исполнительской тенденции воспроизведения социально одобряемых типичных образцов решения профессиональных задач к индивидуализированному подходу в их решении, основанному на самостоятельном, ответственном и творческом осмыслении задач и условий деятельности и оптимальной интеграции - с точки зрения личностных и социальных критериев качества труда - внутренних и внешних психических ресурсов в выбираемых способах профессиональных действий.

Совершенствование ПС возможно за счет реализации системы мероприятий психологического сопровождения, комплексируемых в рамках рефлексивного, мотивационного, операционального направлений, осуществляемых на всех уровнях военно-организационной системы (стратегическом, оперативном, тактическом) и учитывающих особенности этапа профессионального развития и содержательную специфику профиля офицерских должностей. Сущностью системы совершенствования ПС, интегрирующей внутренние ресурсы–реализаторы профессионального саморазвития и внешние условия-регуляторы, является целенаправленное и вариативное в технологическом и организационном плане воздействие на элементы ПС (субъектный опыт, отношения, мотивационные, регуляционные и рефлексивные механизмы и способности) в соответствии с требованиями, обеспечивающими эффективность развивающей работы: комплексный подход, системность, адекватность и вариативность применения психолого-педагогических технологий, превентивность, оптимальная сложность расширяющегося диапазона осваиваемых задач и функций, субъектно ориентированное взаимодействие, рефлексивность, возрастающая опора на внутренний потенциал.

Теоретико-методологическую основу исследования составили базовые общенаучные и фундаментальные принципы психологии: принципы системности, детерминизма, развития, активности личности и субъекта деятельности, единства сознания и деятельности, единства внутреннего и внешнего плана деятельности и другие.

В качестве специальной методологии исследования избран целостный подход, который базируется на идеях системного анализа (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов, П.К. Анохин, А.А. Бодалев, В.А. Ганзен, В.С.Мерлин, Е.А. Климов, К.К. Платонов, Г.В.Суходольский, В.Д.Шадриков, Э.Г. Юдин и др.) и субъектно-деятельностного подхода (Г.И. Челпанов, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, Л.С. Выготский, Е.Н. Волкова, А.Л. Журавлев, В.В. Знаков, А.Н. Леонтьев, А.К Осницкий, З.И. Рябикина, Е.А. Сергиенко, В.В. Селиванов и др.), что предполагает рассмотрение структурного, функционального, генетического аспектов изучаемой проблемы – профессиональной субъектности офицеров - в их взаимосвязи. В этой связи учитывались принципы комплексного структурно-функционального изучения профессиональной деятельности и субъекта труда (О.С. Анисимов, А.А. Деркач, Е.М. Иванова, Д.Н. Завалишина, В.Г. Зазыкин, Е.А. Климов, П.А. Корчемный, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, В.А. Пономаренко, К.К. Платонов, Ю.К. Стрелков и др.).

Большое влияние на теоретико-методологическое осмысление проблемы оказали положения и выводы, представленные в рамках научных подходов к исследованию проблем иерархической организации субъективной реальности (Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, В.П. Зинченко, А.И. Крупнов, В. И. Слободчиков и др.), психического развития личности (Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Ш. Бюлер, В.П. Зинченко, А.А. Реан, К. Роджерс, Е.А. Сергиенко, Д.И.Фельдштейн и др.), развития человека как субъекта деятельности (А.К. Маркова, Е.Н. Волкова, Д.Н. Завалишина, В.Г. Зазыкин, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Л.М. Митина, Ю.П. Поваренков, Е.С.Романова, В.Д.Шадриков и др.), в том числе различных аспектов профессионализации офицеров и организации психологического обеспечения их профессиональной деятельности (А.Я. Анцупов, Д.В.Гандер, Л.Ф.Железняк, С.Л. Кандыбович, А.Г.Караяни, А.И.Китов, П.А.Корчемный, Л.Г.Лаптев, Н.И. Луганский, А.Г.Маклаков, В.Л.Марищук, В.Г. Михайловский, В.Ф.Перевалов, В.А.Пономаренко, А.Т. Ростунов, В.В. Сысоев, С.И. Съедин, Э.П.Утлик, С.А. Федоренко, А.Ф. Шикун, В.Т.Юсов и др.).

Для реализации целей исследования важным теоретико-методологическим ориентиром выступали положения, представленные в концепции Л.С.Выготского о комплексном характере взаимодействия факторов социальной ситуации и их развивающем потенциале; о социальной ситуации как системной единице анализа жизненной активности, деятельности и интегрирующей роли субъекта в ней (А.Я. Анцупов, Л.И. Анцыферова, В.А. Барабанщиков, Н.В. Гришина, Д. Магнуссон, У. Найссер, А.И. Шипилов, Б.Я.Шведин и др.); о взаимообусловленности внутренних и внешних компонентов целевого психологического ресурса в детерминации и обеспечении профессионально-личностного развития человека (А.Г. Караяни); о возрастающей роли внутренних, субъектных детерминант активности человека (В.Э. Чудновский) и структурирующей роли субъектного опыта (И.С. Якиманская); «сверхнормативной», надситуативной активности, выступающей значимым фактором динамики и развития личности и деятельности (В.А. Петровский, А.Г. Асмолов); о природе и роли рефлексивных процессов в жизнедеятельности человека, самоопределении в сложных ситуациях, формировании и развитии профессиональной Я-концепции (О.С. Анисимов, Ф.Е. Василюк, А.В. Карпов, Е.И. Кузьмина, В.А. Лефевр, Н.С. Пряжников, И.Н Семенов, В.И. Слободчиков, С.Ю. Степанов, Г.П. Щедровицкий и др.); о субъект-субъектных эмоционально нагруженных формах построения процесса передачи/усвоения «живого знания» (В.П. Зинченко).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Разработана психологическая концепция ПС, дающая целостное представление о ее сущности, структуре, механизмах функционирования и условиях развития у офицеров Вооруженных Сил РФ. В рамках данной концепции, во-первых, расширен понятийный аппарат психологии за счет введения новых понятий (профессиональная субъектность, психическое центрирование, психическое интегрирование) и уточнения уже имеющихся (субъектность, субъектная позиция). Во-вторых, обоснованы и раскрыты принципы, характеризующие закономерности развития и функционирования ПС: принципы возрастающей роли субъектной активности человека в процессе его развития; единства актуального и потенциального, динамического и статического аспектов в функционировании субъектности; контекстной обусловленности субъектных проявлений; единства профессионального развития и масштаба (уровня) проявления субъектности; единства свободы и ответственности в развитии и проявлении субъектности. В-третьих, показана взаимосвязь и роль субъектности в профессиональном развитии человека. В-четвертых, обоснованы и представлены теоретическая модель ПС офицеров и организационно-технологические аспекты ее развития.

2. Обоснована сущность ПС офицеров, связанная с пониманием ее как интегрального психического качества, основанного на позитивном самоотношении, рефлексии и признании у себя деятельных, активно-преобразующих возможностей в профессиональной сфере и опыте офицера, определяющего его тенденцию и способность к инициированию и регулированию профессиональной активности в соответствии с внутренними критериями эффективности и целесообразности в ситуациях, предполагающих определенную свободу выбора и ответственность за него.

Обоснована и представлена функционально-динамическая структура ПС. В структурно-функциональном отношении она включает рефлексивный, мотивационный и операциональный компоненты. В структурно-динамическом отношении выделены потенциально-статический (субъектный опыт, отношения, субъектные качества личности, субъектные позиции) и действенно-реализационный аспекты (субъектная активность), взаимообусловленный характер функционирования которых выражает специфику проявления субъектности офицера в конкретной ситуации.

3. Раскрыт механизм актуализации и проявления ПС, включающий взаимосвязанные между собой процессы самоопределения, психического центрирования и психического интегрирования. Функционально указанный механизм обеспечивает уменьшение неопределенности ситуации деятельности (самоопределение) за счет структурирования элементов целостного деятельностного контекста, своеобразной постановки офицером себя в ее психологический центр (психическое центрирование) и интеграции элементов профессионально-психологического ресурса и ресурса внешней профессиональной среды в единую функциональную систему (психическое интегрирование).

Обоснована системообразующая роль в структуре ПС субъектной позиции, как функционально-психологического образования, предшествующего деятельности, но выражающего ее принципиальные ценностные и содержательно-технологические характеристики в контексте прогнозируемой динамики, инструментальное «развертывание» и оформление которой осуществляется в виде принимаемого офицером управленческого решения.

4. Определены критерии и показатели уровня развития ПС, в числе которых выделены: а) психологические качества, конституирующие личностный профиль ПС офицера и определяющие его тенденцию быть субъектом в широком классе профессионально обусловленных ситуаций (автономия и самостоятельность, ответственность, активность, рефлексивность, целостность, креативность, самоценность); б) параметры, позволяющие качественно оценить субъектную активность: самопроизвольность, избирательность, осознанность, адекватность, продуктивность, своевременность, направленность (интра- и интериндивидная), включенность и обусловленность субъектной активности характером того или иного вида профессиональной деятельности.

5. Выявлена динамика развития ПС офицеров, характеризуемая внутренними и внешними «эффектами» своей представленности: изменением характера структурных связей между элементами субъектности; усилением обращенности к собственному профессионально-психологическому потенциалу в сложных ситуациях, характеризующихся нормативной неопределенностью; расширением самостоятельно выполняемых видов деятельности; усилением вариативности позиционного профиля взаимодействия с объектом; переходом от исполнительской тенденции воспроизведения социально одобряемых типичных образцов решения профессиональных задач (типизации) к индивидуализированному подходу в их решении (индивидуализации); повышением роли внутренне детерминированной профессиональной активности.

6. Выявлены типология ПС офицеров (ответственно-активный, ценностно-самодостаточный, исполнительский типы) и условия, способствующие ее продуктивному развитию: а) внутренние: наличие опыта самоопределения в проблемных ситуациях; наличие опыта позитивных достижений в профессиональной сфере; развитая рефлексивность; общая активность; внутренний локус контроля; прогностичность, творческий потенциал, социальный интеллект; б) внешние: оптимальное соотношение сугубо исполнительных и инициативных действий офицера в профессиональной кооперации; поощрение инициативы и самостоятельности офицера; нормативная регламентация необходимости проявления субъектности; представленность в ближайшем профессиональном окружении образцов субъектного поведения; целенаправленное создание ситуаций, способствующих освоению различных профессиональных позиций (исследователь, управленец, проектировщик), обеспечивающих комплексное и вариативное воздействие на объект. Показана обусловленность специфики проявления субъектности офицеров содержанием их профессиональной деятельности, а также особенностями и типами профессиональной Я-концепции, различающимися по параметрам направленности, способа и авторства профессионального развития, принятия себя как профессионала.

7. Разработана и представлена модель развития ПС офицеров, включающая теоретическое обоснование сущности и механизмов воздействия на субъектность, а также организационно-технологические аспекты мероприятий, реализуемых в русле основных направлений (рефлексивное, мотивационное, операциональное), имеющих диагностическую, профилактическую и коррекционно-развивающую направленность на человека и элементы профессиональной среды и комплексируемые с учетом специфики профиля офицерских должностей и этапа профессионализации офицера в рамках основных организационных уровней Вооруженных Сил РФ: стратегического, оперативного, тактического. Обоснован и представлен технологический комплекс формирования и развития ПС в виде деятельностно-ситуативного метода обучения и специальных тренингов, обеспечивающих освоение «операционального» содержания профессиональной деятельности в тесной увязке с ее ценностно-смысловым контекстом.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:

Результаты исследования открывают новое научное направление – психологию профессиональной субъектности военных кадров, создают необходимые теоретико-методологические предпосылки для широкого спектра теоретических и прикладных исследований данного феномена, направленных на расширение фундаментальных и прикладных основ психологии труда и военной психологии.

загрузка...