Психология профессиональной субъектности офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации (20.05.2007)
Автор: Сыромятников Игорь Васильевич
СЫРОМЯТНИКОВ Игорь Васильевич ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ ОФИЦЕРОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Специальность 19.00.03 – психология труда, инженерная психология, эргономика (психологические науки) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук Москва - 2007 Диссертация выполнена на кафедре психологии Военного университета. Научный консультант: КАРАЯНИ Александр Григорьевич, доктор психологических наук, профессор Официальные оппоненты: ГАНДЕР Дмитрий Владимирович, доктор психологических наук, профессор СЛОБОДЧИКОВ Виктор Иванович, доктор психологических наук, профессор СТРЕЛКОВ Юрий Константинович, доктор психологических наук, профессор Ведущая организация: Военно-воздушная академия имени Ю.А. Гагарина Защита диссертации состоится «28» мая 2007 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д.215.005.08. при Военном университете Министерства обороны РФ по адресу: 123001 г. Москва ул. Большая Садовая д. 14. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Военного университета. Автореферат разослан « » апреля 2007 года. Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат психологических наук В.Ф. Дубяга I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ Актуальность исследования. В настоящее время все более очевидной становится тенденция смещения акцента в оценке качества профессионального функционирования человека с исполнительских критериев к признанию приоритета активных, самостоятельных и ответственных действий, характеризующих субъектное отношение к труду, профессии, собственному профессионально-личностному развитию. Данный подход особенно очевиден и оправдан в отношении офицеров Вооруженных Сил РФ, чья деятельность, особенно боевая, характеризуется чрезвычайной насыщенностью ситуациями с нормативной неопределенностью и необходимостью в этих условиях брать инициативу и ответственность на себя. Именно в таких ситуациях проявляется профессиональная субъектность (ПС) офицера – качество, основанное на позитивном самоотношении и опыте, определяющее его тенденцию и способность к иницированию и регулированию профессиональной активности в соответствии с внутренними критериями эффективности и целесообразности. Профессиональная деятельность офицера весьма специфична и по характеру сопряженности в ней правовых, социальных, психологических, этических и иных аспектов, которые связаны с необходимостью принятия ими самостоятельных и обоснованных решений, часто затрагивающих судьбы, а то и жизни других людей. В этой связи важной задачей является формирование у офицеров адекватного понимания необходимости, возможности и меры своего субъектного вклада в то или иное изменение качественных параметров объекта деятельности. Решение данной задачи лишь в рамках сложившейся системы формирования профессиональной компетентности представляется не вполне достаточным. Дело в том, что профессиональная компетентность всегда предполагает определенную ограниченность развития личности офицера кругом задач, решаемых в процессе конкретного вида деятельности. В то же время в профессиональной практике достаточно часты ситуации, требующие перехода от ролевых отношений к личностно-смысловым. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда перед офицером возникает проблемно-конфликтная ситуация, преодолеть которую с помощью ранее усвоенных стереотипов социального поведения не представляется возможным. В этих случаях от него требуется способность к автономной ориентировке в сложной системе ценностей и смыслообразующих мотивов, способность интегрировать для решения профессиональных задач личностный потенциал и профессиональный опыт. Это особенно характерно для ситуаций боевой деятельности, когда неспособность офицера к принятию самостоятельных и взвешенных решений, отсутствие инициативы оборачивается срывом выполнения боевых задач и людскими потерями. В этой связи, ПС офицера, в принципе исключающая возможность некритического и многократного клонирования стереотипных, догматических шаблонов управленческого мышления и действий, является важнейшим фактором успешной реализации проводимой в стране военной реформы и повышения эффективности функционирования ВС РФ. Вместе с тем, социальные потрясения 90-х годов ХХ века, распад устоявшихся позитивных профессиональных ценностей, духовных основ профессионального менталитета офицерского корпуса ВС РФ и, вызванные этими обстоятельствами негативная кадровая динамика, нарушение преемственности опыта, по сути, способствуют деформации и размытию профессиональной субъектности целых поколений офицеров. Неоднозначное отношение в обществе к профессии военного, закрепленное в иерархии социальных предпочтений и материально-финансовых приоритетов, способствует складыванию парадоксальной ситуации ухода хорошо подготовленных в профессиональном плане офицеров в другие сферы деятельности. Эта ситуация наглядно демонстрирует проявление феномена несовпадения субъектных и профессиональных характеристик личности. Важная роль в осознании необходимости создания адекватных условий для полноценного формирования офицера как субъекта профессиональной деятельности принадлежит психологии. В плане научного изучения проблема субъектности человека нашла свое отражение в ряде исследований отечественных и зарубежных авторов. В отечественной науке начало философско-психологического анализа проблемы субъекта и субъектности было положено С.Л. Рубинштейном (1973, 1998), Б.Г. Ананьевым (1967, 1977) и существенно развито представителями субъектно-детельностного подхода (К.А. Абульханова, 1991, 2001; А.В. Брушлинский, 1992, 2003). В настоящее время продолжается активное исследование механизмов и закономерностей развития человека как субъекта деятельности, общения, познания, взаимосвязей и соотношения личностных и субъектных характеристик (К.А.Абульханова, 1991, 2002; Л.И.Анцыферова, 2000; А.А.Бодалев, 1998; Л.И. Божович, 1968; Л.А. Головей, 1997; А.А.Деркач, 2001; Д.Н.Завалишина, 2004; В.Т.Кудрявцев, 1998; Е.А.Сергиенко, 1997; В.И.Слободчиков, 1994; Д.И.Фельдштейн, 1969, 1996; Г.А.Цукерман, 1993; и др.). Предметная область психологии субъектности находит свое отражение в исследованиях: структурных элементов субъектного опыта (А.К. Осницкий, 1996); закономерностей личности как субъекта понимания (В.В. Знаков, 1996); феномена субъективности в психологии личности (В.А. Петровский, 1994); механизмов и факторов субъектной регуляции познавательной деятельности и мыслительной активности (М.И.Воловикова, 2002; Т.В.Корнилова, 1999; А.М.Матюшкин, 2003; В.В.Селиванов, 2001; О.К.Тихомиров, 1984; Э.Д.Телегина, 1994; и др.); системном рассмотрении функционирования интеллектуальных (М.А.Холодная, 1990) и сенсорно-перцептивных процессов (В.А. Барабанщиков, 2006; А.А.Митькин, 1985; и др.); субъектной трактовки функционирования и развития способностей (В.Д. Шадриков, 1996; В.Н. Дружинин, 1999); взаимодействии различных уровней отражения, форм сознания в формировании субъектности (Е.В. Улыбина, 2001). Обосновывается существование субъектного взаимодействия между человеком и природой в рамках экопсихологии (С.Д.Дерябо, 2002; В.А.Ясвин, 1999). Исследуются закономерности функционирования группового субъекта в современных условиях (А.Л. Журавлев, 2002). Имеется значительное число работ, посвященных теоретической разработке проблемы профессионального развития человека как субъекта различных видов деятельности и проявлений субъектности представителей различных профессий. К их числу относятся работы В.А. Бодрова (2001), Е.Н.Волковой (1998), Л.Г.Дикой (2003), А.В.Зеер (2005), Е.А.Климова (1998), Н.А. Коваль (1997), Б.Ф.Ломова (1984), А.К.Марковой (1996), Т.Л.Мироновой (1999), Л.М.Митиной (1998), К.К.Платонова (1952), Ю.П.Поваренкова (1999), Е.С.Романовой (1992), А.Т.Ростунова (1982), В.А. Сонина (1998), Ю.К. Стрелкова (1992), С.И.Съедина (1984), В.Д.Шадрикова (1996) и других авторов. В военной психологии офицер, как объект исследования, изучался различными авторами в контексте решения следующих проблем: - выявление механизмов и факторов совершенствования профессиональной и психологической подготовки офицеров, формирование профессионально важных качеств, освоение ими профессиональной деятельности (Н.В.Борисенко, 1994; Г.А.Волковицкий, 1994; В.В.Дударев, 1992; Л.Ф.Железняк, 1982; С.И.Жуковский, 1998; Л.А. Кандыбович, 1982; А.М.Комиссаров, 1987; П.А.Корчемный, 1990; В.Л.Марищук, 1982; В.Г. Михайловский, 1995; С.Б.Наседкин, 1997; В.Ф.Перевалов, 1995; В.А.Пономаренко, 1992, 1997, 2000; В.С.Торохтий, 1990; А.А.Тыртышный, 2000; М.Ф.Секач, 1999; И.Б. Субботин, 2004; В.В.Сысоев, 1989; С.А.Федоренко 1998; и др.); - организация психологического обеспечения профессиональной деятельности офицеров (Д.В.Гандер, 1997; А.Г.Караяни, 1998; Н.Д. Лысаков, 2002; А.Г.Маклаков, 1996; В.Н.Селезнев, 1997; В.Т.Юсов, 1984; и др.); - организация психологической помощи, ориентированной на профилактику и преодоление у офицеров негативных состояний и расстройств, обусловленных особенностями профессиональной деятельности (В.Д.Булавцев, 1994; В.И.Буянов, 1996; К.К.Платонов, 1952; В.Е. Попов, 1992; Т.А.Семикина, 1990; Сечко А.В., 2006; А.Н.Харитонов, 1996; и др.); |