Delist.ru

Инновационная парадигма российского социокультурного образования (20.03.2007)

Автор: Васильева Елена Николаевна

Российское социокультурное образование в ХХ веке (советский период) было представлено позитивистской парадигмой, которая зижделась на марксистско-ленинской идеологии и осуществлялась в культурно-просветительской деятельности специалиста в сфере культуры. В конце ХХ – начале ХХI века ее сменила гуманистическая парадигма, в которой специфика социокультурного образования заключается в самом содержании гуманитарного знания, а оно, как показало данное исследование, больше декларируется, нежели осуществляется на практике.

Социологический анализ социокультурного образования, предпринятый автором диссертации, вызван потребностью объяснить особенность данного феномена для стабилизации экономического, духовного и морального состояния российского общества в ХХI веке, так как сфера деятельности специалистов, получающих социокультурное образование в условиях динамично изменяющейся внешней среды, уникальна в связи с их особой ролью субъекта социально-культурного преобразования общества.

Предлагаемая автором работы «человековедческая компетентность» как доминанта инновационной парадигмы социокультурного образования ХХI века не перечеркивает параметров гуманистической парадигмы, лишь наполняет ее конкретным, а не мифическим содержанием. Данная парадигма построена на компетентностном подходе, который является новаторским для отечественной высшей школы, хотя элементы этого подхода всегда были неотъемлемой частью системы управления качеством обучения и профессиональной подготовки российских кадров. Обзор основных работ, направленных на осознание необходимости введения в российское высшее образование компетентностного подхода, позволил диссертанту придти к заключению, что понятие компетентности в социокультурном образовании охватывает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие. Оно включает также результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, навыки. Человековедческая компетенция формируется «через всю жизнь», то есть не только непосредственно в системе вузов, но и под воздействием многих других социализирующих факторов.

Выбор автором работы для анализа ценностных ориентаций выпускников вуза искусств и культуры, а именно менеджеров социально-культурной деятельности (регионального уровня), обоснован анализом характера и содержания деятельности субъектов управления в сфере культуры (далее «менеджеры культуры»), получивших человекоориентированное образование и реализующих социально-культурную политику, соответствующую потребностям общества ХХI века.

Во второй главе «Социальные детерминанты реформирования профессионального социокультурного образования» рассмотрены факторы модернизации высшего профессионального образования в сфере культуры. Диссертант проанализировал региональную специфику социокультурного образования, что позволило выявить общие закономерности, характерные для российской системы социокультурного образования в целом и определил три взаимосвязанных фактора: состояние профессиональной среды, региональные особенности профессиональной деятельности и социальный портрет субъекта профессиональной деятельности в сфере культуры.

При этом культура в диссертационном исследовании рассматривается как отрасль и одновременно как результат освоения, гуманизации, облагораживания человеком окружающей природной среды, собственной трудовой деятельности и социальных отношений.

«Социально-культурная сфера» представляет собой результат определенным образом упорядоченной среды, содержание которой детерминировано глобальными процессами модернизации, с одной стороны, и недостаточной степенью развитости модернизационных предпосылок – с другой, что нашло отражение в сложившейся проблемной ситуации в сфере культуры.

В диссертации раскрыты факторы, влияющие на изменение социально-культурной сферы: утрата культурно-исторического наследия, разрушение памятников культуры, потеря культурной самобытности регионов, бездуховность, сворачивание коммерчески невыгодных, но социально-значимых видов культурной деятельности, снижение доступа к ценностям культуры, отсутствие должного внимания власти к этим проблемам, углубление разрыва между предложением культурных благ и услуг со стороны творцов и работников культуры и реальными запросами населения, неготовность значительной части специалистов старой формации работать в новых экономических условиях в весьма сложной социально-культурной ситуации. Значительным дестабилизирующим фактором является усиление процесса расслоения населения, незначительная доля которого имеет все соответствующие времени возможности в социокультурной деятельности, в том числе и широкие международные контакты, а подавляющее большинство вынуждено жить в деградирующей культурной и информационной среде.

В этой связи диссертант обосновывает необходимость обновления теоретических представлений и технологий не только современной российской социально-культурной деятельности, но и образовательного государственного стандарта специалиста ХХ( века, субъекта управления в сфере культуры. Ключевым фактором, детерминирующим реформирование высшего профессионального социокультурного образования, является учет региональных особенностей профессиональной деятельности с опорой на синтез отраслевого и территориального срезов социально-культурной сферы.

Анализ профессиональной деятельности в социально-культурной сфере Тюменского региона дал возможность, опираясь на конкретные факты, представить сегодняшнее положение дел в отрасли «Культура», что, в свою очередь, определяет пути реформирования профессионального социокультурного образования ХХ( века.

В диссертации показано, что активные преобразования, реструктуризация отрасли начались в регионе в конце ХХ века одновременно с демонтажем директивного управления экономикой и внедрением рыночных отношений. К положительным тенденциям диссертант относит реструктуризацию бюджетного сектора путем внедрения государственного и муниципального заказов на предоставление социально-творческих услуг; реформирование организационных и правовых принципов деятельности учреждений культуры; переход от системы финансовой поддержки деятельности культуры, сетевого принципа к программно-целевому планированию; внедрение новых компьютерных информационных технологий, развитие телекоммуникационной инфраструктуры; применение расчетных нормативов, гарантирующих равные условия формирования и деятельности учреждений культуры, совершенствование видов и направлений внебюджетной деятельности; расширение спектра видов услуг учреждений культуры, предоставляемых населению. Актуальной проблемой отрасли остается потребность в высококвалифицированных управленческих и профессиональных кадрах учреждений и организаций культуры.

Диссертантом выявлены основные приоритеты развития социально-культурной сферы в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах, а также городах Тюмени и юга области. Исследуя причины потери «значимости учреждений культуры, ослабление их общественной поддержки в качестве социально-необходимых и престижных» (М. Швыдкой), диссертант называет среди прочих наличие большого количества работников учреждений культуры, не имеющих специального образования (60%), а также значительное количество малоэффективных учреждений культуры. С этим связаны структурные изменения сети учреждений культуры и искусств, сокращение культурно-досуговых организаций и числа работающих в них.

Анализ структуры, содержания и функционального значения региональных программ: «Культура Югры на 2006 – 2008 годы», «Культура Ямала (2002 – 2005 годы)», «Культура Ямала с 2006 по 2010 годы», «Культура, язык, традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа (2003 – 2007 годы)» и других дал возможность утверждать, что программно-целевой подход, программирование и проектирование являются действенным механизмом управления, взаимодействия федеральных и региональных органов управления в отрасли культуры.

В диссертации подчеркнуто, что результативность социально-культурной профессиональной деятельности во многом зависит от субъектов управления в сфере культуры, социальный портрет которых составлен в процессе диссертационного исследования. В качестве респондентов были отобраны действующие субъекты управления Комитета по культуре администрации Тюменской области (без автономных округов) с 1995 по 2005 гг. включительно. Этот период радикальных общественных преобразований в России, который обусловил серьезные изменения в личностных характеристиках субъектов управления в сфере культуры. В 1995 году – 7,9% занятых в сфере управления культурой имели стаж работы в данной отрасли менее 3 лет. 48,8% работали в ней от 10 до 25 лет, а 3,4% – до 40 лет. В 1995 г. среди аппарата управленцев Тюменской области не было работников, имеющих функциональную специализацию, т.е. людей, обладающих специальными экономико-управленческими знаниями, окончившими соответствующие вузы. Их основной возраст – от 30 до 50 лет (от 30 до 40 – 35%; от 41 до 50 – 43,6%) – 78,6% причем в возрасте от 25 до 30 лет в субъектах управления было только 2,2%, а в возрасте свыше 60 лет - 3,4%. Достаточно высоким был процент занятых в управлении культурой (15,8%) людей в возрасте от 51 до 60 лет. Свой управленческий опыт многие из руководителей сферы культуры набирали на должностях директоров домов культуры, областных домов творчества и т.д. Проведенное диссертантом в первой половине 90-х годов исследование выявило неуклонное снижение роли культурно-досуговых учреждений, заметное уменьшение их влияния на общественную жизнь и соответственно падение досуговой культуры населения.

Количество работающих в учреждениях культуры дипломированных специалистов снижалось вплоть до 2000 года, несмотря на то, что Тюменский государственный институт искусств и культуры, единственный вуз такого профиля во всем регионе, открытый в 1991 году, ежегодно выдавал более 250 дипломов. К 2005 году положение с кадрами в отрасли значительно улучшилось. Кадровый состав квалифицированных работников, имеющих специальное образование, вырос почти до 40% против 20% в 2000 году. Из 165 обследуемых работников административно-управленческого аппарата комитетов, отделов, центров культуры Тюменской области (за 2001 – 2004 гг.) высшее специальное образование имеют 67%, из них второе образование (экономическое, юридическое, управленческое) – 28%. Кроме того, 4% руководителей защитили кандидатские диссертации в таких областях науки, как управление, культурология, педагогика. Значительно снизился возраст руководителей в сфере культуры. Только 4% управленцев работают сегодня в возрасте до 60 лет (0,5% возраст до 70 лет). Большинство из них – от 35 до 50 лет (87,5%).

За современным субъектом управления в сфере культуры прочно закрепилось определение «менеджер культуры», существенным преимуществом которого оказалась способность не просто встраиваться в уже существующие отношения, но разрабатывать и реализовывать собственные проекты и программы в области культуры, стимулирующие интерес к этой сфере и вовлекающие в нее все большее количество субъектов общественной жизни, тем самым повысилась их социальная ответственность.

Менеджер культуры – это профессиональный организатор, способный к выбору ценностных приоритетов, необходимых для выживания и поступательного культурного развития региона. В этом и отличие его от узкоотраслевых менеджеров. В диссертации аргументирован тезис о том, что эффективность менеджмента социально-культурной сферы не укладывается в строгие рамки экономических показателей, она имеет преимущественно внеэкономический характер, что очень существенно отличает сферу культуры как объекта управления от других сфер общества.

Автор делает вывод о том, что в ХХI веке предъявляются качественно новые требования к профессиональной и образовательной компетентности управленца в сфере культуры, поскольку синтез личной самореализации с профессиональной – условия процесса развития общества, совершенствования профессионального образования и обучения. В качестве определенного итога проведенного исследования динамики качеств личности менеджеров культуры диссертантом составлен социальный портрет идеального (желаемого) субъекта управления в сфере культуры: менеджер (квалификация), в возрасте до 60 лет, имеющий социокультурное образование и опыт профессиональной работы не менее 8 - 10 лет, активно занимающийся исследовательской работой, с преобладанием гуманистических, альтруистических, абстрактных (наряду с конкретными) ценностных ориентаций.

Социальный портрет явился результатом анализа и обобщения следующих типологических характеристик субъекта управленческой деятельности в сфере культуры: социально-демографических характеристик, анализа типа образования, карьерного пути, функциональных обязанностей как отличительных признаков профессии, ценностных ориентаций, квалификационного профиля.

Таким образом, сложность и противоречивость времени отражается и на требованиях к личности субъекта управления в сфере культуры, что дает возможность наглядно представить пути формирования личностных, профессиональных и образовательных качеств данных специалистов.

В третьей главе «Концептуальные принципы и механизм формирования образовательного потенциала специалиста в сфере культуры» на основе материалов проведенных диссертантом мониторинговых исследований, выявлены: во-первых, степень удовлетворенности выпускников полученными в вузе знаниями и уровень готовности к выполнению профессиональной деятельности; во-вторых, мнение выпускников и работодателей о достоинствах и недостатках высшего социокультурного образования; в-третьих, ценностные ориентации выпускников вуза и работодателей; в-четвертых, оценка выпускниками и работодателями реальных и идеальных личностных качеств специалиста ХХI века.

Мониторинговые исследования проводились диссертантом с 2000 по 2006 год (включительно) в Тюменском государственном институте искусств и культуры; в 2006 году – в Тюменском государственном университете и Тюменском государственном нефтегазовом университете, в Департаменте по культуре и искусству Ханты-Мансийского автономного округа, в Департаменте по культуре, искусству и кинематографии Ямало-Ненецкого автономного округа, в Комитете по культуре г. Тюмени, в учреждениях культуры г. Тюмени и Тюменской области.

8их квалификации «менеджер социально-культурной деятельности», «менеджер организаций», «менеджер социальной сферы». Объем выборки составил 364 человека.

Определены значения выборочных дисперсий для доли респондентов свыше 5%, давших положительные ответы, средние из межсерийных дисперсий, предельные ошибки выборки, средние ошибки для районированной серийной выборки. Статистический анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о репрезентативности выборки, так как фактические ошибки репрезентативности меньше величины предельных ошибок выборки, гарантированных с доверительной вероятностью 0,954.

Предмет исследования – приоритеты структурно ценностных и профессионально-образовательных ориентаций. Данный предмет социологического анализа был выбран с целью уточнения разработанной диссертантом теоретической концепции инновационной парадигмы социокультурного образования ХХI века.

Цели исследования, представленного в данной части работы, – изучение динамики приоритетных ценностей при получении высшего профессионального образования и выявление механизма формирования личности субъекта профессиональной деятельности в сфере культуры, адекватного потребностям развития общества ХХI века.

Поставленная цель конкретизировалась следующими задачами: определение зависимости между содержанием полученного образования и выбором приоритетных ценностей; сравнительный анализ мнения выпускников и экспертов-работодателей об актуальных проблемах современного общества, ведущих профессиональных функциях субъекта управления в сфере культуры и сущности его деятельности; уточнение целей использования человековедческих знаний в профессиональной деятельности субъекта управления, в особенности – в сфере культуры, выявление сущности понятия «человековедческая компетентность», с точки зрения респондентов; сравнение мнения студентов и экспертов о качестве полученных в вузе знаний и выявление существующих препятствий для получения необходимых знаний; определение факторов, влияющих на качество профессионального образования и формирование его человековедческой направленности.

Динамика результатов исследования была получена не только в процессе мониторингового исследования 2000 - 2006 годов, но и благодаря включению сравнительного анализа полученных данных с итогами проведенного авторского исследования в 1995 году, а также вторичного анализа результатов подобных исследований заведующего отделом Северо-Западной академии государственной службы Л.Е. Вострякова, изучавшего ценности профессиональной деятельности директоров музеев в начале ХХI века, исследования доцента Тихоокеанского государственного университета Л.Г.Дьячкова о практике компетентностного подхода в становлении молодого специалиста.

В качестве экспертов-работодателей выступили директора районных домов культуры (16%), начальники управления департаментов культуры и искусств (12%), заведующие отделами культуры, спорта и работы с молодежью (32%), председатели комитетов по культуре (12%), директора клубов (16%), директора музеев (12%) и т.д. Всего опрошено 38 экспертов.

Диссертантом была выявлена социальная характеристика эксперта, которая выглядит следующим образом: женщины (26) в возрасте от 35 до 45 лет (68%) и мужчины (12) в возрасте от 35 до 60 лет (32%). Высшее образование имеют все эксперты, при этом Тюменский государственный институт искусства и культуры (ТГИИК) закончило 60%, Челябинский государственный институт искусств и культуры (ЧГИИК) 32% и Высшую профсоюзную школу – 8%. Большинство из них выпускники 1986 - 1989 годов, лишь 8% – закончили вуз в 1980 году. 64% экспертов первое высшее образование получали по очной форме. 32% экспертов заочно получили второе высшее образование: Российский институт переподготовки работников искусств и культуры (г. Москва) – 12%; Российская Академия госслужбы (г. Москва) – 8%; Российско-британский университет (4%); Тюменский государственный университет (4%); Поволжская академия госслужбы (4%).

Анализ типа образования работодателей – муниципальных руководителей сферы культуры позволяет говорить о том, что большинство из них получили гуманитарное образование. В то же время наиболее востребованным в социально-культурной деятельности начала ХХ( века оказалось управленческое образование, которое большинство старается иметь как второе высшее.

Приведенные данные сравнительного анализа дают возможность утверждать, что увеличение количества выпускников Тюменского государственного института искусств и культуры в 2006 году по сравнению с 2000 годом произошло на 40%, что подтверждает общую тенденцию повышения интереса к получению высшего образования в этой сфере.

В ответе на вопрос «Что побудило Вас выбрать данную специальность?» доля студентов, указывающих «возможность сделать успешную карьеру» как побудительную причину выбора специальности, постепенно возрастает от 2000 к 2006 году. Основные различия проявляются между группами 2000 – 2001 и 2002 – 2006.

Рис. 1. Мотивы выбора специальности

В 2000-2001 годах наибольшей относительной частотой обладало значение признака «служение обществу» (0,66 и 0,53 соответственно). Затем указывались «улучшение материального положения» (0,39 и 0,4) и «возможность сделать успешную карьеру» (0,32 и 0,43). В 2002-2006 постепенно происходит смена побудительных причин. На первый план ставят карьеру (0,68 к 2006 году), затем «материальное положение» (0,13) и только после этого «служение обществу» (0,05). Результаты сопоставления данных по критерию Фишера подтверждают значимые на уровне р=0,05 расхождения в долях.

Характер распределения ответов студентов на этот вопрос показал динамику увеличения стремления сделать успешную карьеру студентов в 2006 году по сравнению с 2000, в то время как фактор «служение обществу» резко снизился. Незначительно возрос фактор повышения самооценки (на 6%) и меньше стало интересовать улучшение материального положения.

Сравнение ответов выпускников 2006 года разных вузов дало примерно одинаковый результат в ответах на вопрос о повышении самооценки (в среднем 12%). Возможность сделать успешную карьеру – фактор наиболее значимый для всех выпускников (63,6% в среднем); для студентов ТГНГУ он составляет 100%, для выпускников ТГИИК – 69%, для студентов ТюмГУ – 23%.

Наименьшая вариация выборочной относительной величины отмечена в ТГИИК. В ТюмГУ и ТГНГУ она почти в два раза сильнее. Наименьшие предельные ошибки выборки для установленной доли студентов, равные не более 4%, определены для признаков «возможность сделать успешную карьеру», «улучшение материального положения».

В своем варианте среди факторов, повлиявших на выбор профессии, названы: приобретение независимости от родителей (3%), получение отсрочки от службы в армии (2%), возможность найти выгодную партию (3%), возможность получить профессию (8%).

Динамика ответов выпускников ТГИИК на вопрос определить ведущие профессиональные функции менеджера представлена рисунком №2.

загрузка...