Delist.ru

Инновационная парадигма российского социокультурного образования (20.03.2007)

Автор: Васильева Елена Николаевна

государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменский государственный нефтегазовый университет»

На правах рукописи

Васильева Елена Николаевна

Инновационная парадигма РОССИЙСКОГО социокультурного образования ХХI века

Специальность 22.00.06. – социология культуры, духовной жизни

автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора социологических наук

Тюмень 2007

Работа выполнена на кафедре маркетинга и муниципального управления Тюменского государственного нефтегазового университета

Научный консультант: доктор философских наук, профессор

Барбакова Клара Григорьевна

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Бакштановский Владимир Иосифович

доктор социологических наук, профессор

Беспалова Юлия Михайловна

доктор философских наук, профессор

Маршак Аркадий Львович

Ведущая организация: Институт социально-политических исследований Российской Академии Наук

Защита состоится « 29 » мая 2007 г., в 1000 часов, на заседании диссертационного совета Д.212.273.03 при Тюменском государственном нефтегазовом университете по адресу: г. Тюмень, ул. 50 лет Октября, 38.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Тюменского государственного нефтегазового университета.

Автореферат разослан « » _________ 2007 года

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор социологических наук

профессор М.Л. Белоножко

общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Трансформационные процессы, происходящие в мировом сообществе, ярко проявляются во взаимозависимости общественного прогресса и образования, что придаёт достижениям и проблемам последнего особую актуальность. Доминирующее значение системы образования повышается по мере развития постиндустриальной, информационной цивилизации, в связи с переосмыслением человечеством в целом своих целевых установок и ценностей. Исследование феномена образования одновременно в различных областях знания, в рамках философских, педагогических, социологических и других наук, ведёт к расширению теоретического его осмысления в русле нового времени.

Являясь сложным по природе, многообразным по формам и последствиям феноменом, оказывая огромное влияние на общественное развитие, образование само подпадает под воздействие политических, социально-экономических и иных факторов.

Присоединение России к Болонскому соглашению после подписания в сентябре 2003 года Берлинского коммюнике сделало её участником процесса, ведущего к созданию общеевропейского пространства высшего образования. Характерно, что основными движителями этого процесса в Европе являются те же самые проблемы высшей школы, что и стоящие перед российскими вузами,- глобализация экономики, борьба за место на рынке образовательных услуг, обеспечение мобильности специалистов, развитие систем гарантии качества в высшем образовании и т.д. Важнейшая проблема на ближайшие годы - защита отечественных вузовских традиций от слишком смелых экспериментов - должна сочетаться и параллельно решаться с другой - обеспечение эффективной образовательной подготовки, соответствующей новым запросам общества к качеству профессионального образования в целях обеспечения конкурентности выпускников вузов на общероссийском и мировом рынках.

Направление развития отечественного образования определены «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года», учитывающей обеспечение его современного качества на основе сохранения фундаментальности и соответствия перспективным потребностям личности, общества и государства. Отказ от идеологического заказа, переход к плюралистическому видению мира, стремительное развитие капиталистических отношений привели к инновационным изменениям и в содержании высшего российского образования, когда, с одной стороны, есть необходимость сохранить достигнутое, а с другой – приспособить его к изменившейся социально-экономической практике в условиях провозглашения приоритетов рыночных отношений и коренной культурной переориентации нового поколения на западные образцы культурного поведения, когда духовно-ценностные задачи вузовского обучения на официальном уровне не берутся в расчёт.

Особая роль в устранении этого противоречия принадлежит социо-культурному образованию в связи с тем, что оно непосредственно связано с подготовкой специалистов для сферы культуры как основных субъектов социально-культурных преобразований, выполняющих сегодня «историческую миссию формирования активной личности как высшей ценности общества». Подготовкой таких специалистов занимаются вузы искусств и культуры и многие непрофильные вузы. Однако социокультурное образование как средство вторичной социализации не справляется, подобно российскому образованию в целом, с функцией формирования ценностно-смысловых ориентаций личности будущего специалиста. Основными проблемами, определяющими данное кризисное состояние, являются:

отсутствие стратегии развития высшего социокультурного образования, как на региональном, так и на государственном уровнях;

несформированность системы непрерывного социокультурного образования;

доминирование «знаниевой» парадигмы над «компетентностной», формирующей умения работать как со знаниями, так и с информацией и технологиями;

массовизация за счёт увеличения коммерческих наборов и вследствие этого превращение образования в операцию купли- продажи услуг;

рост дефицита профессионализма: усреднение, стандартизация, снижение образовательного уровня, размывание границ профессиональных групп.

Российское высшее социокультурное образование воспринимается как особое социально-культурное явление, на долю которого выпадают две роли: первая - традиционная, связанная с подготовкой специалистов, и вторая - человековедческая, которая не менее важна, чем первая, особенно в связи с усилением противоречивости национального сознания, ростом разрушительных тенденций, отрицающих самобытность и смысл отечественной культуры и истории, резким социальным расслоением общества. Именно социокультурное образование предлагает в качестве обязательных целевых слагаемых профессиональный и человековедческий аспекты. Отсутствие чётко сформулированной образовательной парадигмы в данной области затрудняет деятельность вузов по перспективному планированию и подготовке специалистов, особенно среди организаторов социально-культурной деятельности, которые в своей работе реализуют принципы творчества и гуманизма, осознания универсальности нравственных и эстетических ценностей, холизма и толерантности. Всё вышесказанное убеждает в необходимости разработки инновационной парадигмы социокультурного образования 21 века, ориентированного на модель российского специалиста в сфере культуры, способного к качественному изменению среды на ценностном уровне.

загрузка...