Delist.ru

Психолого-акмеологические основы формирования профессиональной компетентности специалистов в системе учебно-научно-производственной интеграции (20.03.2007)

Автор: Софьина Вера Николаевна

Рис. 7. Модель компетентности специалиста

Автоматизированную методику мы использовали для мониторинга стиля мышления и обучения эффективным моделям межличностного взаимодействия студентов технических вузов, специалистов и руководителей всех категорий, работающих на предприятии связи, топливно-энергетического комплекса и атомной энергетики.

Результаты наших исследований показали, что стиль мышления формируется наиболее эффективно в учебной и производственной деятельности специалистов.

Разработанные нами компьютерные технологии, реализованные в автоматизированных системах акмеологической диагностики и обучения эффективным моделям профессиональной деятельности (АСКАД, АСПО, «Стиль мышления»), являются надежным инструментом исследования и формирования профессиональной компетентности студентов и специалистов. Данные системы состоят из методик, позволяющих осуществлять диагностику личностно-профессионального развития студентов и специалистов, формировать эффективные модели профессиональной деятельности, определять уровень сформированности профессионально важных качеств и умений, обучать моделям руководства и управления коллективом.

Профессиональная компетентность формируется и проявляется в процессе решения различных задач. Наиболее эффективными являются задачи, способствующие овладению профессиональными моделями деятельности и базирующие на основных дидактических принципах обучения, развивающих познавательную активность, оперативное мышление, профессионально значимые качества студентов и специалистов.

Анализ результатов лонгэтюдных исследований позволил выявить изменения в структуре стиля мышления студентов, происходящие в процессе обучения в вузе. На первом курсе вне зависимости от специальности у студентов преобладает идеалистический стиль мышления. К пятому курсу происходят существенные изменения в формировании стиля мышления. У студентов технических факультетов доминирующими становятся аналитический (50%) и идеалистический (25%) стили мышления. У студентов экономических факультетов формируется реалистический стиль мышления (64%).

Мониторинг стиля мышления специалистов и руководителей позволил выявить многообразие стилей мышления в профессиональной деятельности. Установлено, что у опытных специалистов со стажем более 5 лет, работающих в технических отделах, преобладает аналитический (43%) и идеалистический (32%) стили мышления. У молодых специалистов доминируют прагматический (36%), идеалистический (27%) и аналитический (24%) стили мышления.

У продуктивных руководителей (выборка 420 человек) доминирующие стили мышления — аналитический (38%), идеалистический (32%) и прагматический (23%). У непродуктивных руководителей преобладающим является реалистический (33%).

Автоматизированная система для исследования стиля мышления и формирования профессиональной компетентности студентов и специалистов позволяет: 1) провести мониторинг стиля мышления; 2) расширить в процессе профессионального становления специалиста в вузе и на производстве интеллектуальный потенциал; 3) определить стиль мышления специалиста и построить эффективные модели делового общения и поведения, способствующие взаимопониманию и согласию; 4) повысить эффективность мыслительного общения в учебной и профессиональной деятельности специалистов; 5) использовать полученные данные для формирования профессиональной компетентности специалистов.

В процессе развития профессиональной компетентности происходят следующие структурно-функциональные изменения личности специалиста:

1. Формирование стиля мышления, обеспечивающего успешность профессиональной деятельности.

2. Увеличение опыта и повышение квалификации: развитие основных компонентов профессиональной компетентности; развитие и расширение умений и навыков; освоение эффективных моделей профессиональной деятельности.

3. В направленности личности: расширение структуры познавательных и социальных мотивов деятельности; актуализация роли мотивов достижения; возрастание потребности в самореализации и саморазвитии, доминирование направленности личности на дело.

4. Развитие профессиональных способностей.

5. Развитие личностно-деловых и профессионально важных качеств, определяемых, спецификой профессиональной деятельности.

В заключении сформулированы основные выводы диссертационного исследования, а так же показаны практические возможности использования его результатов на практике.

Основные выводы

1. Анализ отечественных и зарубежных исследований показал, что профессиональная компетентность интегрирует психологические свойства личности, мотивы, способности, знания, умения, деловые и личностные качества и является ведущим показателем результата профессионального образования. Однако реализация компетентностного подхода в высшей школе не опирается на конечный результат подготовки специалистов для современного наукоемкого производства и не учитывает его профессиональные модели деятельности, что значительно снижает эффективность образовательного процесса студентов и профессиональной деятельности специалистов.

2. Профессиональная компетентность формируется и проявляется в процессе решения различных задач. Наиболее эффективными являются задачи, способствующие овладению профессиональными моделями деятельности и базируются на основных дидактических принципах обучения, развивающих познавательную активность, оперативное мышление, профессионально важные качества студентов и специалистов.

3. Профессиональная компетентность предполагает совместную коллективную деятельность специалистов смежных областей. Для успешной инновационной профессиональной деятельности наряду со специальной и управленческой компетентностью все большую роль играет уровень развития у специалистов и руководителей социально-психологической, дифференциально-психологической, аутопсихологической и акмеологической компетентности.

4. Учебно-научно-производственная интеграция (УНПИ) как единая акмеологическая образовательная система «вуз-производство» является необходимым условием развития высшего профессионального образования и объективным фактором формирования профессиональной компетентности специалистов. УНПИ активизирует научно-инновационную деятельность и способствует развитию новой генерации специалистов, способных работать в инновационном режиме.

5. На основе УНПИ созданы системы заданий и единые компьютерные технологии для анализа и формирования профессиональной компетентности, реализованные в форме автоматизированных систем (АСКАД, АСПО и «Стиль мышления») и внедренных в технических вузах (НГТУ, СПбГУТ, учебном центре ПО «Маяк», Петербургском энергетическом институте повышения квалификации, ОАО «Сибирьтелеком»).

6. Научно-практический анализ «Производства» как акмеологической системы позволил выделить структурные и функциональные компоненты, объективные и субъективные факторы, способствующие формированию профессиональной компетентности в условиях наукоемкого производства.

7. Важным теоретическим и практическим результатом исследований является объединение лабораторных работ, курсового и дипломного проектирования, учебно- и научно-исследовательской работы в целостную образовательную систему — «Профессионально ориентированная творческая самостоятельная работа студентов» (ТСР) и исследование её функционирования при подготовке специалистов для инновационного производства.

8. Разработана общая для технических вузов акмеологическая концепция построения образовательной системы профессионально-ориентированной творческой самостоятельной работы студентов, учитывающая овладение профессиональными моделями деятельности и развитие профессиональной компетентности.

9. Анализ полученных результатов показал, что системный подход к организации творческой самостоятельной работы студентов, при котором обеспечивается единство и преемственность ее целей, способствует формированию профессиональной компетентности, развитию профессионально важных качеств и расширению числа положительных мотивов деятельности студентов.

10. В исследовании показано, что моделирование в инженерной деятельности является инвариантным и включает в себя в зависимости от специализации: моделирование физических, физико-химических, конструкторско-технологических, социально-психологических процессов и т.д.

Обучение методам моделирования является акмеологическим фактором, обеспечивающим формирование профессиональной компетентности.

11. В процессе исследования созданы оригинальные методики формирования профессиональной компетентности с использованием компьютерных технологий (КТ) и средств имитационного моделирования, применяемых при разработке нанотехнологий. Намечены различные аспекты использования (КТ) для развития образного мышления студентов. В частности, показано как с помощью (КТ) формируются символические образы, облегчающие анализ результатов имитационного моделирования. Разработаны приёмы работы с образами, осуществляемые студентами с использованием (КТ), и система заданий, учитывающая развитие образных компонентов мышления студентов.

12. Разработанная автоматизированная система для исследования стиля мышления и формирования профессиональной компетентности студентов и специалистов позволяет: провести мониторинг стиля мышления; обучить методам экспресс-диагностики и построения эффективных моделей делового общения; повысить продуктивность мышления и коммуникабельность общения в учебной и профессиональной деятельности специалистов; использовать полученные данные для формирования учебных и профессиональных коллективов.

13. Проведенное исследование в целом подтвердило исходные гипотезы. Полученные теоретико-методологические выводы и прикладные результаты задают направления дальнейшей научной разработки проблемы профессиональной компетентности, определяют перспективы их практического использования в профессиональном обучении специалистов. В учебной практике они обеспечивают системный индивидуальный подход к студентам в ходе их подготовки и переподготовки за счет внедрения методов психолого-акмеологической оценки профессиональной компетентности в ходе мониторинга личностно-профессионального развития.

14. В более широком контексте полученные результаты создают предпосылки для индивидуального подхода к формированию профессиональной компетентности специалиста в системе непрерывного профессионального образования.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

Публикации в научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

Софьина, В. Н. Системный подход к работе с командой резерва руководителей на технических предприятиях / В. Н. Софьина // Акмеология. – 2004. –№ 4. – С. 65–69.

Софьина, В. Н. Акмеологический подход к развитию профессиональной компетентности специалиста / В. Н. Софьина // Прикладная психология. – 2005. –№ 6. – С. 65–71.

Софьина, В. Н. Творческая самостоятельная работа как средство развития профессиональной компетентности / В. Н. Софьина // Прикладная психология. – 2006. –№ 1. – С. 87–92.

Софьина, В. Н. Анализ различных моделей менеджмента с позиции акмеологии / В. Н. Софьина // Акмеология. – 2003. – № 4. – С. 46–55.

Софьина, В.Н. Акмеологический подход к работе с командой резерва руководителей на предприятии / В. Н. Софьина // Акмеология. – 2003. – № 4. – С. 55–58.

Софьина, В. Н. Комплексное исследование моделей делового общения в педагогическом кадровом менеджменте / Е. А. Лобач, О. Ю. Соколова, В. Н. Софьина // Акмеология. – 1996. – № 1. – С. 25–26.

загрузка...